Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Иванова Оксана Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
rikovskoe@yandex.ru
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендована Утверждаю
методическим советом школы директор школы
Протокол _____________О.А. Иванова
№ 31 августа 2016г. 31 августа 2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению (швейное дело)
5- 7 классы
Составлена Ивановой Оксаной Анатольевной
2016
1. Пояснительная записка
Программа предусматривает подготовку учащихся обучающихся по адаптированной образовательной программе (специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания.
Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
Рабочая программа по трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 7 класс. В первые два года обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ.
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 1-2 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);
Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
Основные принципы отбора материала.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего мпе6циально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал 7 класса достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
2. Учебно-тематический план

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Швейная мастерская
2
3
Волокна и ткани
5
4
Ручные работы
8
5
Самостоятельная работа Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом
2
Всего часов в четверти
18 ч
5 класс 1 четверть 2 часа в неделю
2 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Ремонт одежды.
5
3
Швейная машина с ручным приводом.
6
4
Самостоятельная работа Выполнение различных строчек по заданным размерам
2
Всего часов в четверти
14 ч
3 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Машинные работы
2
3
Пошив изделий
15
4
Самостоятельная работа Изготовление носового платка. Анализ выполненной работы
2
Всего часов в четверти
20 ч
4 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Пошив изделий
12
3
Практическое повторение
1
4
Контрольная работа Изготовление прихватки для кухни
4
Всего часов в четверти
18 ч
Тематическое планирование 6класс 1 четверть 2 часа в неделю
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Швейные изделия
8
3
Прядильное и ткацкое производство
9
Всего часов в четверти
18 ч
2 четверть
№ п/п
Раздел программы
Количество
часов
1
Вводное занятие
1
2
Обработка срезов в швейных изделиях
4
3
Обработка сборок в швейных изделиях
4
4
Обработка мягких складок в швейных изделиях
5
Всего часов в четверти
14 ч
3 четверть
№ п/п
Раздел программы
Количество
часов
1
Вводное занятие
1
2
Выполнение машинных швов
4
3
Построение чертежей одежды
4
4
Пошив фартука на поясе
11
Всего часов в четверти
20 ч
4 четверть
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Бытовая швейная машина с электроприводом
5
3
Обработка углов и карманов в швейных изделиях
4
4
Ремонт одежды
6
5
Контрольная работа Изготовление накладного кармана по образцу
2
Всего часов в четверти
18 ч
Тематическое планирование 7 класс 1 четверть 2 часа в неделю

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Промышленные швейные машины
5
3
Сведения об одежде
2
4
Отделка швейных изделий
6
5
Самостоятельная работа Отделка по готовому краю
4
Всего часов в четверти
18 ч
2 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Изготовление поясных изделий:
чертёж, моделирование
7
3
Изготовление поясных изделий: раскрой
2
4
Самостоятельная работа Обработка обтачкой по готовому крою
4
Всего часов в четверти
14ч
3 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Волокна и ткани
1
3
Обработка отдельных деталей и узлов поясного изделия
4
4
Изготовление поясного изделия
10
5
Самостоятельная работа Выполнение отдельных операций
4
Всего часов в четверти
20 ч
4 четверть

п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Клёшевые юбки
5
3
Клиньевые юбки
8
4
Контрольная работа Выполнение отдельных операций юбки в масштабе 1 : 2
4
Всего часов в четверти
18 ч
Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
I четверть (18 ч.)
1
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.
1
Швейная мастерская (2 ч)
2
Инструменты и приспособления для швейных работ. Правила безопасной работы.
1
3
Организация рабочих мест.
1
Волокна и ткани (5ч)
4
Сведения о волокнах.
1
5
Сведения о прядении, ткани и нитках.
1
6
Полотняное переплетение.
1
7
Хлопчатобумажные ткани.
2
Ручные работы (8ч)
8
Прямые стежки. Выполнение на образце.
1
9
Косые стежки. Выполнение на образце.
1
10
Петлеобразные стежки. Выполнение на образце.
1
11
Петельные стежки. Выполнение на образце.
1
12
Отделочные ручные стежки. Стежки вперед иголку
1
13
Стебельчаты стежки. Выполнение на образце.
1
14
Тамбурные стежки. Выполнение на образце.
1
15
Ручной стачной шов.
1
16
Самостоятельная работа. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом
2
II четверть (14)
17
Вводное занятие.
1
Ремонт одежды (5ч)
18
Ремонт одежды и белья.
1
19
Пришивание пуговицы со сквозным отверстием, с ушком, на стойке.
1
20
Изготовление вешалки
2
21
Изготовление декоративной заплаты-аппликации.
1
Швейная машина с ручным приводом (6ч)
22
Сведения о швейных машинах. Правила посадки и безопасной работы за швейной машиной.
2
23
Устройство швейной машины.
1
24
Шитье на швейной машине с ручным приводом
1
25
Заправка верхней нити и нижней нити. Выполнение пробных строчек на образцах.
1
26
Регулятор строчки. Машинная закрепка
1
27
Самостоятельная работа. Выполнение различных строчек по заданным размерам.
2
III четверть (20)
28
Вводное занятие.
1
Машинные работы (2ч)
29
Стачной шов. Выполнение стачных швов взаутюжку и разутюжку на образцах.
1
30
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце.
1
Пошив изделий (15ч)
31
Анализ и планирование работы по пошиву мешочка для хранения работ.
2
32
Построение чертежа и изготовление выкройки.
2
33
Выполнение отделки мешочка аппликацией.
3
34
Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом.
2
35
Обработка верхнего среза мешочка краевым швом.
2
36
Продергивание шнура (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия.
2
37
Анализ и планирование работы по пошиву салфетки.
2
38
Самостоятельная работа. Изготовление носового платка. Анализ выполненной работы.
2
IV четверть (18ч)
39
Вводное занятие.
1
Пошив изделий (12ч)
40
Анализ образца сумки хозяйственной. Планирование работы по пошиву изделия.
1
41
Построение чертежа сумки хозяйственной.
1
42
Подготовка выкроек деталей к раскрою.
1
43
Раскладка выкроек и раскрой деталей сумки.
1
44
Обработка деталей ручек накладным швом.
2
45
Обработка верхних срезов основной детали сумки хозяйственной с одновременным втачиванием ручек.
2
46
Обработка боковых срезов, застрачивание углов.
2
47
Окончательная отделка сумки.
2
Практическое повторение (1ч)
48
Изготовление футляра для ручек и карандашей.
1
49
Контрольная работа. Изготовление прихватки для кухни.
4
Итого:
70 часов
Календарно-тематическое планирование 6 класс

п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
I четверть (18 ч.)
1
Вводное занятие.
1
Швейные изделия(8ч)
2
Сведения о швейных изделиях.
4
3
Отделочные материалы. Влажно-тепловая обработка изделий.
4
Прядильное и ткацкое производство (9ч)
4
Сведения о ткачестве и прядении. Прядильное и ткацкое производство. Отделка и дефекты тканей.
1
5
Выполнение полотняного переплетения на образце.
2
6
Выполнение саржевого переплетения на образце.
2
7
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Получение и свойства льняных тканей.
2
8
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей.
2
II четверть (14ч)
9
Вводное занятие.
1
Обработка срезов в швейных изделиях (4ч)
10
Виды срезов ткани. Свойства срезов ткани. Обтачки. Раскрой долевых и поперечных обтачек.
2
11
Обработка среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону.
2
Обработка сборок (4ч)
12
Сборки. Отделка изделия. Правила припуска ткани на сборку.
2
13
Выполнение сборок ручным и машинным способом.
2
Обработка мягких складок (5ч)
14
Складки. Отделка изделия. Правила расчёта ткани.
1
15
Разметка и выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны.
2
16
Разметка и выполнение мягких складок, заложенных в одну сторону.
2
III четверть (20ч)
17
Вводное занятие.
1
Выполнение машинных швов (4ч)
18
Виды машинных швов.
2
19
Выполнение запошивочного шва на образце.
2
Построение чертежей одежды (4ч)
20
Правила и последовательность снятия мерок. Запись мерок. Сведения о прибавках. Масштабная линейка.
2
21
Построение чертежей швейных изделий на швейных предприятиях.
2
Построение чертежа и пошив фартука на поясе (11ч)
22
Анализ и планирование работы по пошиву фартука на поясе. Построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину.
2
23
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.
2
24
Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка пояса.
2
25
Обработка боковых и нижнего среза фартука двойной косой обтачкой.
2
26
Обработка верхнего среза фартука поясом. Влажно-тепловая обработка изделия.
3
IV четверть (18ч)
27
Вводное занятие.
1
Бытовая швейная машина с электроприводом (5ч)
28
Сведения о бытовых швейных машинах. Устройство электропривода. Рабочие механизмы швейной машины. Устройство челночного комплекта.
2
29
Разборка и сборка челночного комплекта. Механизмы регулировки швейной машины. Регуляторы: строчки, натяжения верхней и нижней нити.
3
Обработка углов и карманов в швейных изделиях(4ч)
30
Сведения о подкройных обтачках. Изготовление выкройки. Обработка углов подкройной обтачкой на образце.
2
31
Обработка гладкого накладного кармана на образце.
2
Ремонт одежды (6ч)
32
Наложение заплаты из гладкоокрашенной ткани накладным швом на образце
3
33
Выполнение штопки на трикотажной ткани.
3
Контрольная работа (2ч)
34
Изготовление по готовому крою накладного кармана.
2
Итого:
70ч.
Календарно-тематическое планирование 7 класс

п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
I четверть (18 ч.)
1
Вводное занятие.
1
Промышленные швейные машины (5ч)
2
Сведения о промышленных швейных машинах. Универсальная и краеобмёточная промышленная швейная машина.
1
3
Механизмы промышленной швейной машины.
1
4
Намотка нитки на шпульку
1
5
Заправка верхней и нижней нитки
1
6
Выполнение пробных строчек на образцах.
1
Сведения об одежде (2ч)
7
Виды и требования к одежде.
2
Отделка швейных изделий (6ч)
8
Виды отделки. Окантовочный шов.
2
9
Соединение оборки с основной деталью стачным швом.
2
10
Соединение оборки с основной деталью накладным швом.
2
Самостоятельная работа (4ч)
11
Отделка по готовому краю
4
II четверть(14ч)
12
Вводное занятие
2
Изготовление поясных изделий: чертёж, моделирование (7ч)
13
Построение чертежа
2
14
Изготовление выкройки
2
15
Моделирование.
3
Изготовление поясных изделий: раскрой (2 ч)
16
Подготовка ткани к раскрою
1
17
Раскладка выкроек. Раскрой
1
Самостоятельная работа (4ч)
18
Обработка обтачкой по готовому крою.
4
III четверть(20ч)
19
Вводное занятие.
1
Волокна и ткани (1ч)
20
Шерстяные волокна и ткани.
1
Обработка отдельных деталей и узлов поясного изделия (4ч)
21
Обработка вытачек. Выполнение на образце.
1
22
Обработка складок.
1
23
Обработка срезов стачного шва.
1
24
Обработка застежки
1
Изготовление поясного изделия (10ч)
25
Планирование работы по пошиву.
1
26
Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки.
3
27
Обработка пояса и верхнего среза.
3
28
Обработка нижнего среза. Окончательная отделка.
3
Самостоятельная работа (4ч)
29
Выполнение отдельных операций
4
IV четверть (18ч)
30
Вводное занятие.
1
Клешевые юбки (5ч)
31
Построение чертежа юбки Солнце в масштабе 1:4
1
32
Раскрой
1
33
Обработка боковых срезов.
1
34
Обработка верхнего и нижнего среза
2
Клиньевые юбки (8ч)
35
Анализ юбок из клиньев. Планирование работы по пошиву. Построение чертежа
1
92
Обработка боковых срезов зигзагообразной строчкой. Стачивание деталей.
3
93
Обработка пояса. Обработка верхнего среза поясом.
2
94
Обработка нижнего среза.
2
Контрольная работа(4ч)
95
Выполнение отдельных операций по изготовлению юбки
4
Итого:
70 ч
3. Содержание учебного предмета
5 класс
I четверть (18)
Вводное занятие (1ч)
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Швейная мастерская (2ч)
Теоретические сведения. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Инструменты и приспособления для швейной мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, клеем. Организация рабочего места.
Умение. Использование инструментов в швейной мастерской по назначению
Волокна и ткани (5ч)
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Сведения о прядении и ткачестве. Полотняное переплетение. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Сведения о нитках. Хлопчатобумажное волокно.
Умение. Определять лицевую и изнаночную сторону тканей, номер ниток, виды волокон и тканей.
Практические работы. Составление коллекции тканей - гладкоокрашенных, с печатным рисунком, с блестящей и ворсовой поверхностью, с полотняным переплетением, хлопчатобумажных тканей.
Ручные работы (8ч)
Теоретические сведения. Ручные работы при пошиве изделия. Сведения о ручных стежках и строчках: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, отделочные ручные стежки стежки вперед иголку, стебельчатые, тамбурные, ручные швы: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом. конструкция, применение.
Умение. Выполнение ручных стежков и строчек. Практические работы. Выполнение различных видов ручных швов на образцах. Утюжка изделия.
Самостоятельная работа (2ч)
Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом II четверть (14)
Вводное занятие (1ч)
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Ремонт одежды (5ч)
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10x14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Швейная машина с ручным приводом (6ч)
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Самостоятельная работа (2ч)
Выполнение различных строчек по заданным размерам
III четверть (20)
Вводное занятие (1ч)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Машинные работы (2 ч)
Теоретические сведения. Стачной шов. Шов в подгибку. Конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение стачного шва и шва в подгибку с закрытым срезом.
Практические работы. Пошив однодетального изделия
Виды работы. Работа с тканью
Пошив изделий (15ч)
Изделие. Мешочек для хранения изделия.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Самостоятельная работа (2ч)
Изготовление носового платка. Анализ выполненной работы
4 четверть (18)
Вводное занятие. (1ч)
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Пошив изделий (12ч)
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы. Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет ткани расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение (1ч)
Отдельные операции по изготовлению машинных швов
Контрольная работа (4ч)
Изготовление прихватки для кухни
6 класс
I четверть (18 ч)Вводное занятие (1ч)Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.Швейные изделия (8ч)
Теоретические сведения. Сведения о швейных изделиях. Отделочные материалы. Влажно-тепловая обработка швейных изделий.Практические работы. Составление коллекции отделочных материалов.
Прядильное и ткацкое производство (9ч)
Теоретические сведения. Сведения о прядении и ткачестве, их производстве. Отделка и дефекты тканей. Полотняное, саржевое и сатиновое переплетение. Производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной и льняной ткани.
Умение.Распознавание вида хлопчатобумажной и льняной ткани.Упражнение. Выполнение полотняного, саржевого и сатинового переплетения. Составление коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.Лабораторная работа.Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей.
II четверть (14ч)Вводное занятие (1ч)План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом. Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях (4ч)
Обработка обтачкой среза тканиТеоретические сведения.Виды срезов и свойства ткани. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.Умение.Ориентировка, пооперационной предметной карте.Упражнение.Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.Практические работы.Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).Обработка сборок (4ч)Изделие.Отделка изделия (сборки).Теоретические сведения.Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.Упражнения.Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).Практические работы.Выполнение и равномерное распределение сборок.
Обработка мягких складок (5ч)Изделие.Отделка изделия (мягкие складки).Теоретические сведения.Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.Упражнение.Выполнение на образце мягких не заутюженных складок.Практические работы.Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
III четверть (20 ч)Вводное занятие (1ч)Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Выполнение машинных швов (4ч)
Теоретические сведения.Виды соединительных швов, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный, настрочной и расстрочной швы.Умение.Выполнение запошивочного шва.Упражнение.Выполнение запошивочного шва на образце.Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.Построение чертежей одежды (4ч)Теоретические сведения. Снятие мерок, их названия и обозначения. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Понятиемасштаб.Масштабная линейка, применение, приемы работы.
Умение. Снятие мерок и их запись
Практические работы. Определение по меркам полуобхвата груди и бедер размеров изделий.
Пошив фартука на поясе (11ч)
Изделие.Фартук с закругленным срезом на поясе.Теоретические сведения. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Снятие мерок. Построение чертежа. Практические работы.Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Заметывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.
IV четверть (18ч)Вводное занятие (1ч)Виды предстоящих работ. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина с электроприводом (5ч)Теоретические сведения.Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машинойсножным приводом и швейной машиной с электроприводом.Умение.Работа на швейной машине с электроприводом.Упражнения.Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.Практические работы.Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.Обработка углов и карманов в швейных изделиях(4ч)Изделие.Накладной карман.Теоретические сведения.Сведения о подкройных обтачках. Обработка углов подкройной обтачки. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.Умение.Работа по лекалу.Упражнение.Выполнение на образце накладных карманов гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.Практические работы.Раскрой деталей кармана по лекалу.Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.Ремонт одежды (6ч)Изделие.Заплата. Штопка.Теоретические сведения.Эстетика одежды.Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.Упражнение.Пришивание заплаты ручным способом на образце.Практические работы.Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Контрольная работа (2ч)Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.Анализ контрольной работы.
7 класс
I четверть (18ч)
Вводное занятие
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.
Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ
Теоретические сведения. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя).
Умение. Строчка на промышленной швейной машине по прямым и закругленным линиям. Одновременная и последовательная работа обеими руками.
Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка машины, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток.
Практические работы. Подготовка машины к работе (наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток).
Изделие. Юбка.
Теоретические сведения. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое производство (общее представление). Профессии.Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при пошиве изделия.
Практические работы. Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Складывание кроя для обработки боковых срезов. Вывертывание, утюжка и складывание изделия.
Изделие. Отделка на изделии (оборка).
Теоретические сведения. Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.
Упражнение. Изготовление образца оборки.
Практические работы. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом.
Самостоятельная работа
Пошив по готовому крою
II четверть(14ч)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Понятие о ткацком производстве
Упражнения. Построение чертежа в масштабе.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Обозначение середины на основной детали и на мелких деталях.
Изделие. Поясное изделие
Теоретические сведения. Швы, применяемые при пошиве поясного изделия. Технические требования к выполнению.
Умение. Раскладка выкройки на ткани, раскрой
Практические работы. Подготовка кроя к обработке.
Теоретические сведения. Поясные изделия: фасоны, виды отделок. Использование выкройки.
Умение. Моделирование выкройки.
Практические работы. Изменение выкройки (уменьшение). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.
Самостоятельная работа
Обработка обтачкой по готовому крою.
III четверть(20ч)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы на швейной машине.
Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи.
Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Полушерстяная ткань (с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани.
Лабораторная работа. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверхность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей. Обработка складок в поясном женском и детском платье
Изделие. Складка
Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.
Упражнение. Обработка складок на образце.
Практические работы. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.
Обработка застежек в боковом шве поясного изделия
Изделие. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма молния, крючки).
Теоретические сведения. Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура,
Изделие. Юбка.
Теоретические сведения. Обработка низа юбки: виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба.
Умение. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.
Практические работы. Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, косой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.
Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки
Самостоятельная работа. Выполнение отдельных операций
IV четверть (18ч)
Вводное занятие
План работы на четверть.
Изделия. Юбка из клиньев. Юбка солнце. Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.
Практические работы. Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок солнце и полусолнце. Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.
Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы
Изделие. Юбка расклешенная с оборкой или без нее.
Теоретические сведения. Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
Практические работы. Подрезка низа юбки, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание строчек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки на крае-обметочной машине.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение заказов базового предприятия пооперационным разделением труда.
Контрольная работа
Выполнение отдельных операций по изготовлению юбки
4. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка 5 ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка 4 ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка 3 ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка 2 ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка 5 ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка 3 ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка 2 ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
5.Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 5-7 классов учащиеся должны знать:
- строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
-создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
6. Список литературы для обучающихся и педагогов
Литература для учителя:
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Литература для учащихся:
1. Картушина Г. Б. Технология. Швейной дело. 5,6,7 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2012г.
2. Картушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь по швейному делу 5, 6, 7 класс. – М., Просвещение, 2009
Дополнительная литература.
1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 1969.
3. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5.
4. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство Экзамен, Москва – 2006
5. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.
6. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
7. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
8. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
10. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965
11. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.для учителя.-М.:Просвещение,1991. -94с.