Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Хайдукова Наталья Валериевна

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Хайдукова Наталья Валериевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4, г. Новошахтинск, Ростовская обл., РФАннотация. Внеурочная деятельность - полноценное пространство воспитания и образования. В статье раскрываются качества личности младшего школьника, формируемые посредством программ внеурочной деятельности. Даны формы и методы работы в рамках этих программ. Ключевые слова. Развитие личности, внеурочная деятельность.В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить.СократКакого выпускника начальной школы мы хотим видеть?Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Поэтому школа должна не только учить применять полученные знания, но и стать одним из звеньев, создающих самостоятельную и творчески мыслящую личность. Наиболее благоприятным периодом для развития личностного потенциала является младший школьный возраст. Как известно, возраст от 6 до 12 лет – очень важный в развитии ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты и делать выводы. В начальных классах мы создаём условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в мышлении, активности в поиске достижения цели. Мы знаем, что развитие и воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако практика показывает, что наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. ФГОС НОО, реализуемый на базе нашего образовательного учреждения, позволяет нам выйти за рамки системы школьных уроков и повысить роль внеурочной работы, которая создаёт дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого ребенка и решает важные задачи в вопросах воспитания и социализации школьников. Внеурочная деятельность, организованная в нашем образовательном учреждении, обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно саморазвиваться, быть успешным, максимально формировать познавательные потребности и способности, что и обеспечивает воспитание свободной, креативной личности.Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.Стандарт рекомендует организовывать внеурочная деятельность по следующим направлениям:
  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное
  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. В начале каждого учебного года мы проводим анкетирование детей и родителей, с целью выявления их интересов. Чтобы каждый ребёнок мог ощутить свою уникальность, востребованность и выбрал себе занятие по душе, в нашей школе занятия проводятся не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Это ДЮСШ № 2, ДЮСШ № 3, ЦРТДиЮ. В отличие от уроков занятия внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучают материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников. Духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно способствуют становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, воспитывает уважение к национальным традициям других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края. Работа по данному направлению в нашей школе реализуется программами внеурочной деятельности: «Доноведение», «Юный патриот», «Тропинка к своему Я», «Я – гражданин России», а также в форме экскурсий в музеи, тематических праздников, участии в социальных акциях и проектах. Экологическое воспитание личности младшего школьника, реализуемое программами «Человек и природа», «Я –исследователь», является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. В процессе обучения ребята, под руководством учителя, выполняют проектные и исследовательские работы, которые являются экспонатами классных, школьных выставок. Дети знакомятся с основами исследовательской деятельности, учатся ставить цель, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. Таким путем у ребенка развивается логическое мышление, ребенок учится выполнять работу методично и последовательно. Данный метод познания способствует целостности восприятия мира, активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Это развивает интерес ребенка к подобной работе: так определяется ключ дальнейших интересов младшего школьника. Он занят интересным и полезным делом, которое в будущем, возможно, перерастет в серьезное хобби или даже в профессию.Програмы «Занимательный русский язык», «Шахматы», «Инфознайка», «Занимательная математика» развивают мышление младшего школьника во всех его проявлениях -  от наглядно-образного до комбинаторного, тактического и творческого. Эти занятия делают ребят спокойнее, уравновешеннее, самокритичнее. Они учатся самостоятельно думать, принимать решения, не унывать при неудачах, расширяют свой кругозор, вырабатывают целеустремлённость, волю, усидчивость и выдержку. Адаптироваться в новой обстановке, уважительно относиться к правилам и нормам поведения помогают беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, которые применяются на этих занятиях. Они формируют гармонично развитую творческую личность младшего школьника. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, в нашей школе созданы все условия, позволяющие ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.Огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка обладают такие программы, как « Волшебный мир театра», «Чудесная мастерская», «Пою тебя, мой край родной». По нашему мнению, они способствуют развитию коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности. Ведь только театрализованные игры так глубоко пробуждают чувство соучастия, сострадания у ребёнка. Театр учит детей развивать способности поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.На формирование внутреннего мира ребёнка направлена также программа внеурочной деятельности «Ритмика». Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка. Укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию культуры здорового образа жизни также помогают секции бокса, футбола, гимнастики.Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Мы заинтересовываем каждого ученика занятиями после уроков, чтобы наша школа стала для него вторым домом. Это даёт нам возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Результатом организации внеурочной деятельности нашей школы стали призовые места в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях разного уровня, участие в проектной деятельности, распространение опыта и умение наших учащихся взаимодействовать за пределами школы. А чтобы увидеть этот результат:Находите время для работы - это условие успеха!Находите время для раздумий - это источник силы!Находите время для игры - это секрет молодости!Находите время для чтения - это основа знаний!Находите время для дружбы - это условие счастья!Находите время для мечты - это путь к звездам!Находите время для творчества - это муза души!Поль БеггСписок использованной литературы:
  • Барсукова Е.Ю. Внеурочная деятельность как фактор формирования гармоничной личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Е.Ю. Барсукова. – Режим доступа: http://belshkola.ucoz.ru/news/vneurochnaja_dejatelnost_kak_faktor_formirovanija_garmonichnoj_lichnosti_mladshego_shkolnika/2015-05-18-169 (дата обращения: 17.03.2016)
  • Моисеева М.Е. Внеурочная деятельность. [Электронный ресурс] / М.Е. Моисеева. – Режим доступа: (дата обращения: 17.03.2016)
  • Мурамщикова Т. В. Внеурочная деятельность как фактор развития личности. [Электронный ресурс] / Т. В. Мурамщикова . – Режим доступа: (дата обращения: 18.03.2016)