Публикации
Лучшая разработка интегрированного урока по информатике
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая разработка интегрированного урока по информатике
Автор: Гаджиева Ашура Курбанмагомедовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая разработка интегрированного урока по информатике
Автор: Гаджиева Ашура Курбанмагомедовна
Разработка открытого интегрированного урока информатики в 9 классе.«Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач»Разработал: учитель информатики Гаджиева А.К.2013гТехнологии обучения: личностно – ориентированная, информационно – коммуникационная, проблемного обучения.Продолжительность: 40 минут.Тема урока: Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач.Цели урока: - обучающие: Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel ; Рассмотреть построение диаграмм и их применение при решении задач, выработать у учащихся умения применять полученные знания для решения математических задач, в построении графиков функций; - развивающие: 1) формирование алгоритмического мышления; 2) формирование у учащихся навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов;Развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, грамотной речи, памяти, внимательности; - воспитательные: 1) эстетическое воспитание учащихся; 2) формирование представлений об информатике и математике как части общечеловеческой культуры.3) Воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, усидчивости;Формирование навыков здорового образа жизни. Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала, проблемный. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый. Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование: 3 персональных компьютеров, мультимедийный проектор, экран, Презентация Power Point «Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач» (Приложение 1), раздаточный материал с заданиями.План урока:Организационный момент Актуализация знаний Физминутка Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики. Итог урока Ход урока.Организационный момент Приветствие учащихся. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (улыбка учителя)Сообщение темы и целей урока. Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач». Сегодня мы охарактеризуем основные виды диаграмм, разберём их особенности , решим задачи по информатике, применяя знания, полученные на уроках математики, узнаем, как можно использовать диаграммы, графики, выполняя задания по математике.Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе. Актуализация знаний Учитель: А сейчас охарактеризуем основные типы диаграмм, вам нужно будет решить предложенные задачи и в тетрадях записать основные определения.Итак, начинаем.Компьютерная презентация “Диаграммы в Excel”Перед вами задание:Дан фрагмент электронной таблицы. Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак. Ответ: 5 Решение: Определим значения в ячейках: А2,B2,C2.A2=(B1 – A1)\2=(4−2)\2=1.B2=2 – A1\2=2\2=1.C2=(C1 – A1)*2 – 4. Значение ячейки C1 неизвестно. Его и нужно найти. Обозначим C1 за х. C2=(x−2)*2−4.По диаграмме видно, что соотношение значений в ячейках : А2, B2, C2 равно 1:1:2А2=1,В2=1. Поэтому C2=2. Отсюда (x−2)*2−4=2 => 2x−4−4=2 => 2x=10 => x=5.Получим, C1=5.Еще одно задание из ГИА по информатикеТорговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия.утверждений следует из анализа обеих диаграмм? А) Все сканеры могли быть проданы через магазин IIIБ) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин IIВ) Все мониторы могли быть проданы через магазин IГ) Ни один принтер не был продан через магазин IIА Б В Г Решение: Рассмотрим диаграмму 1. Из нее следует, что: I=10%, II=25%, III=65%.Рассмотрим диаграмму 2.Из нее следует,что: М=30%, П=20%, С=10%, К=40%.Проверим все варианты:Утверждение А"Все сканеры могли быть проданы через магазин III" говорит о том, что:C≤III.C=10%, III=65%.10%≤65%-поэтому утверждение подходит.Утверждение Б "Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II" говорит о том, что:П+С≤II.П+С=20%+10%=30%.II=25%.30%>25%-поэтому утверждение не подходит.Утверждение В "Все мониторы могли быть проданы через магазин I" говорит о том, что:М≤I.М=30%, I=10%.30%>10%-поэтому утверждение не подходит.Утверждение Г "Ни один принтер не был продан через магазин II" -это отрицание утверждения: "Все принтеры могли быть проданы через магазин II":¬(П≤II)=П>II.П=20%, II=25%.20%<25%-поэтому утверждение не подходит. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).Пример. В 9-а классе обучается 5 мальчиков и 10 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Пример. Построить диаграмму, показывающую процент успеваемости по школе за 6 лет По результатам 2011-2012 учебного года успевает (не имеет «2» в году) 99,5% обучающихся. Процент успеваемости по школе за 6 лет можно проследить по следующему графику: Из графика видно, что:- основная школа повысила результат на 2%, количество второгодников уменьшилось до 2-х., среднюю школу заканчивают все учащиеся школы. - общешкольный показатель повысился на 1% по сравнению с предыдущим годом. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.Пример. Построить график, отражающий зависимость пройденного расстояния от времени движенияУчитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.(экран выкл)Физминутка Мы очень плодотворно поработали, давайте отдохнем!Гимнастика для глаз. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Выберите любое поле и двигайте глазами по указанному направлению. Выберите другое поле. Двигайте глазами.Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики. А теперь давайте посмотрим, как можно использовать информатику и в частности графики в Excel в математике.Вот задание: Решить систему линейных уравнений:2х-у=6,3х+5у=35;Решим систему, используя математические навыки, методом подстановки,у=2х-6, подставляем во 2-е уравнение 3х+5*(2х-6)=35, решаем его 13х=65, х=5, находим у, у=2*5-6=4.Ответ: х=5, у=4.Можно решить эту систему графически, применяя навыки информатики:Построим в одной координатной плоскости графики уравнений системы, выразив у через ху=2х-6 и у=(35-3х)/5Составим таблицу значений:Ответ получился такой же (5; 4)Построим график заданной функции: у=2*х2-1Составим таблицу с данными:Сейчас я вам предлагаю выполнить такие же математические задания самостоятельно, для этого разобьёмся на группы по два человека.Каждая группа получает карточку с заданием, один человек из группы выполняет задание в тетради , другой на компьютере, результаты сравниваем. Побеждает та группа, в которой результаты сошлись точнее. Консультирует группы ваш учитель математики Наталья Григорьевна и учитель информатики Татьяна Валентиновна.Раздаю карточки с заданиями.Вам дается 10 мин.(выполнение задания)Учитель: время вышло. (взаимопроверка ) Обсуждение ошибок.Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы! Итог урока Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.Каждой группе необходимо устно ответить на 3 вопроса:Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднились? (ответы групп)Учитель: Я рада, что мы с вами хорошо поработали, узнали много новой и полезной информации. На следующих уроках мы будем учиться оформлять различные типы и виды диаграмм за ПК.Домашнее задание Дан фрагмент электронной таблицы: Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:Ответ: 2 Оценки за урок. (прокомментировать) Я благодарю вас за урок! До свидания!Приложеие1. Карточки с заданиями