Публикации Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Автор: Талькова Ольга Викторовна

«В детский сад с радостью! Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Детский сад - это новый этап в жизни ребенка. В его привычном укладе жизни меняется всё: режим дня, обстановка, окружающие его люди. Естественно, смена привычного уклада жизни вызывает у ребенка сильный стресс. Разные дети реагируют на это по-разному: кто-то сильно плачет и не может оторваться от мамы, приходя в группу, кто-то начинает плакать еще дома, а кто-то уже после посещения детского сада начинает капризничать. Весь этот эмоциональный всплеск ребенка не что иное, как адаптация к новым условиям его жизни.Так что же такое адаптация? Адаптация - это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям жизни. У детей новые условия его жизни - это посещение незнакомого ему помещения - детского сада. Этот процесс охватывает и самих детей, и их родителей и педагогов. Каждый из них проходит весь этот процесс вместе, становясь звеньями одной цепочки под названием «адаптация». И от того насколько каждое звено готово к изменяющимся условиям, готово пережить адаптацию зависит конечный результат. Ведь спокойный малыш - это следствие правильного поведения и родителей и педагогов в целом. Для того чтобы ребенок раннего возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода.В мае этого года детский сад № 97 «Хрусталик» распахнул свои двери для малышей. Для них была организованна группа кратковременного пребывания «Кроха», которую они посещали три раза в неделю вместе с мамой. Педагоги поставили для себя цель - как можно мягче и безболезнее сделать адаптацию малыша к условиям в детском саду. Для этого на начальном этапе заведующей Еленой Вячеславовной Бабич была проведена беседа с каждым родителем о важности адаптационного периода, об особенностях жизни малышей в детском саду и режимных моментах. В этот период родителям нужно стать помощником для своего малыша и активно участвовать во всех мероприятиях и заданиях предложенных педагогом. Присутствие мамы способствует сохранению эмоционального комфорта в незнакомой среде, что ведет к дальнейшему благополучному привыканию ребенка к условиям ДОУ. Именно взаимодействие педагога ребенка и родителя обеспечивает положительную динамику развития социальных отношений каждого малыша.При организации среды педагогами учитывались возрастные и индивидуальные особенности малышей, динамичность и доступность развивающей среды. Утром малыши приходили в специально оборудованную комнату, где они раздевались и их приветливо встречали педагоги. Три раза в неделю, два часа в день с ребятами занимались музыкальные руководители, хореограф, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и воспитатели раннего развития. Малышам были предоставлены помещения для игр и занятий: музыкальный зал, конструкторское бюро, развивающая комната «Фиолетовый лес», кабинет педагога-психолога, физкультурный зал и групповая комната. Каждый педагог начинал свое занятие с приветствия, что создавало заботливую и теплую атмосферу в группе и настраивало ребят на увлекательные игры. В музыкальном зале всегда ярко и насыщенно, ребята танцевали, пели и играли на детских музыкальных инструментах. В конструкторском бюро тоже кипела работа: малыши строили дорожки и башенки из кирпичиков лего, провожая храброго зайку обратно в домик через лес. Ребятам довелось познакомиться с интересными кубиками Зайцева в кабинете педагога-психолога, они радостно и задорно звенели и гремели кубиками и даже поиграли с ними в прятки. Большой интерес вызвало у малышей, и особенно, у их родителей путешествие в «Фиолетовый лес». Так все необычно, ярко и увлекательно было в этой чудесной комнате, что малыши не замечали, как летело время. Им все время хотелось все потрогать, поиграть, приклеить листики к коврику и самим отнести ёжиков на полянку.Двигательная активность очень важная составляющая на всех этапах возрастного развития, особенно в раннем возрасте. Поэтому физкультурный зал вызвал у ребят наибольший восторг. Там столько простора для различных спортивных игр. Малыши играли мячиками, лазали по скамейкам, проползали через яркий и длинный тоннель, бегали по беговой дорожке и крутили педали на велотренажере.В групповой комнате воспитатели раннего развития предложили малышам развивающие доски - бизиборды. Бизиборды - развивающие доски для детей, которые представляют собой деревянную панель с закрепленными на ее поверхности различными предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками. Здесь ребята развивали свои пальчики, застегивая молнии, прикручивая крышечки, зашнуровывая нарисованную обувь. Малышам так понравилось в детском саду, что никто не хотел уходить домой. Месяц пребывания в группе «Кроха» пролетел незаметно. В завершении всего детский сад подарил малышам настоящий концерт-развлечение «Малыши в теремке». Были приглашены малыши со своими родителями, бабушками и дедушками, братиками и сестренками. Весело, задорно ребята плясали с зайкой, помогали лягушке собрать рыбок в пруду, ловили мыльные пузыри, принесенные личикой. Девочки младших групп показали свой озорной танец «Неваляшки», а девочки подготовительной группы спели малышам песню о маме. Ну и конечно какой праздник без вкусного угощения. Наши повара тоже не обделили своим вниманием ребят и угостили ароматным пирогом. Завершился праздник на улице, где ребятам были предложены мелки, которыми они нарисовали свои яркие впечатления о детском саде.Трудно сказать сколько времени будет проходить адаптация у каждого конкретного ребенка, ведь это сложнейший процесс и показатель того насколько родители и педагоги готовы поддержать ребенка в этот ответственный в его жизни период!