Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Рудницкая Светлана Александровна


Апробация метода проектов в современных условиях показывает , что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
Что такое метод проектов? Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью….
Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня…
Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самодеятельности и от всего сердца производимой работы ученика… Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно ее выполнять для того, чтобы , успешно проработав одно задание, приниматься за другое…
Проект есть слияние теории и практики , заключает в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое выполнение ее…
Специфика метода проектов заключается в том, педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду педагогизирующих процессов освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
Задачи:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы;
Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
Исследовать результативность применения метода проектов , через внеклассную деятельность;
Актуальность:
… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия … В. Гузеев
Этапы работы:
Теоретический
Практический:
- коллективный проект во внеклассной работе;
- урок в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Теоретические сведения о методе проектов
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработка проекта
I этап: Погружение в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
"Почему болеют мои друзья?"
Береги здоровье: Вредна или полезна жевательная резинка?
Наша школа.
Цветы для мамы .
О жизни и творчестве С. Я.Маршака (Малая Академия Наук, Интеллектуальные чтения.)
"О Жучках и Мурках" (Малая Академия Наук, Ломоносовские чтения.)
Модель реализации проекта
Почему болеют мои друзья?.
№ п/п
Действия
Ответственные
1
Формирование групп по интересам: ботаники, оформители, литераторы
Учитель
2
Выяснить, почему осенью болеет так много моих одноклассников.
Учащиеся и учитель
3
Узнать, как уберечь себя от простудных заболеваний.
Учащиеся
4
Сезонная заболеваемость моих одноклассников (анкетирование), выдвижение гипотез.
Учащиеся и учитель
5
Беседы с врачом .
Учащиеся и учитель
6
Сбор материала о лекарственных растениях.
Учащиеся
7
КВН Береги здоровье!
Учащиеся
8
Профилактика простудных заболеваний
Учащиеся
9
Представление результатов исследования (презентация)
Учащиеся и учитель
10
Подведение итогов. Анализ проекта.
Учащиеся и учитель
Модель реализации проекта
Береги здоровье: Вредна или полезна жевательная резинка?.
№ п/п
Действия
Ответственные
1
Формирование групп по интересам: оформители, литераторы
Учитель
2
Проанализировать научную литературу по данной теме; определить, к каким последствиям ведет употребление жвачек; установить, что употребление жвачек вредит здоровью.
Учащиеся и учитель
3
Выявить отношение взрослых к употреблению жвачек.
Учащиеся
4
Анализ научной литературы;
Учащиеся и учитель
5
Анкетирование; интервью; сравнение результатов.
Учащиеся и учитель
6
Выдвижение гипотез
Учащиеся
7
Встреча с врачом стоматологом
Учащиеся
9
Представление результатов исследования (презентация)
Учащиеся и учитель
10
Подведение итогов. Анализ проекта.
Учащиеся и учитель
Модель реализации проекта
О жизни и творчестве С. Я.Маршака.
№ п/п
Действия
Ответственные
1
Формирование групп по интересам: исследователи, оформители, литераторы
Учитель
2
Сбор и изучение литературы о биографии С. Я. Маршака.
Учащиеся и учитель
3
Сбор и изучение литературы. С.Я. Маршак – автор стихотворных, поэтических произведений.
Учащиеся
4
Сбор и изучение литературы. С.Я. Маршак – специалист по переводам с одного языка на другой.
Учащиеся и учитель
5
Сбор материала: Семья Маршака.
Учащиеся и учитель
6
Изучение творчества С.Я.Маршака
Учащиеся
7
Выпуск стенной газеты Творчество С.Я. Маршака.
Учащиеся
8
Литературный вечер Творчество С.Я. Маршака.
Учащиеся
9
Представление результатов исследования (презентация)
Учащиеся и учитель
10
Подведение итогов.
Учащиеся и учитель
Модель реализации проекта
Наша школа .
№ п/п
Действия
Ответственные
1
Формирование групп по интересам: журналисты, оформители, литераторы
Учитель
2
Сбор и изучение материала.Символика родной школы (герб, флаг, гимн).
Учащиеся и учитель
3
Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
Учащиеся
4
Учителя – участники различных конкурсов городского и областного уровней.
Учащиеся и учитель
5
Мои родители – ученики школы №… (интервью у родителей бывших выпускников моей школы).
Учащиеся и учитель
6
Интервью с учителями и сотрудниками школы
Учащиеся
7
Конкурс рисунков Лучшая школа моя…
Учащиеся
8
Конкурс рисунков Лучшая школа моя – школа будущего.
Учащиеся
9
Представление результатов исследования (презентация)
Учащиеся и учитель
10
Подведение итогов. Анализ проекта.
Учащиеся и учитель
Модель реализации проекта
Цветы для мамы .
№ п/п
Действия
Ответственные
1
Формирование групп по интересам: ботаники, оформители, литераторы
Учитель
2
Сбор и изучение литературы по комнатным растениям
Учащиеся и учитель
3
Изучение условий, необходимых для выращивания комнатных цветов
Учащиеся
4
Изучение комнатных цветов, которые подходят для выращивания в наших условиях. Способы размножения комнатных цветов
Учащиеся и учитель
5
Проведение опытов
1)Два одинаковых отростка пеларгонии поместить в воду. Один поставить в темное место, второй – на свет 2)Поместить два одинаковых отростка комнатного цветка в обычную воду и в воду, подкрашенную тушью 3)Поместить два одинаковых отростка комнатного цветка на холодное окно и в теплое место 4)Исследовать почву для посадки комнатных цветов
Учащиеся и учитель
6
Сбор черенков пеларгонии, постановка в воду
Учащиеся
7
Посадка комнатных цветов
Учащиеся
8
Уход за комнатными цветами
Учащиеся
9
Представление результатов исследования (презентация)
Учащиеся и учитель
10
Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее
Учащиеся и учитель
Ролево-игровые проекты
Творческие проекты
Информацион
ные пректы
Исследовательские проекты
Типология
проектов