Публикации «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Рудницкая Светлана Александровна

Организация контроля и контрольно-оценочной деятельности учащихся по ФГОС НОО
МОУ СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского в 2011-2012 учебном году.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков учащихся являлись неотъемлемыми элементами учебного процесса во все времена, но соотношение между контролем и самоконтролем, менялось в течение времени и зависело от существовавшей дидактической системы преподавания. На современном этапе с введением ФГОС НОО к школе предъявляются требования развивать творческие способности учащихся, умение применять свои знания, навыки и умения в нестандартных ситуациях, т.е. учебный процесс трансформируется в новый исследовательский тип, который в свою очередь оказывает влияние на изменение критериев выбора методов школьной работы. На современном этапе развитие активности и самостоятельности учащихся рассматривается в качестве основных критериев выбора учебных методов. А это в свою очередь выдвигает новые требования к проведению контроля и самоконтроля, как неотъемлемым элементам учебного процесса.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.
Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.
Требования, предъявляемые к контролю уровня обучаемости:
1. Средства контроля должны соответствовать целям и задачам курса, уровню сложности учебного материала и позволять оценивать степень достижения планируемого результата.
2. Периодичность осуществления контроля: проведение итогового, полугодового, четвертного, тематического контроля. Сроки контрольных процедур должны быть известны обучающимся.
3. Анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками: самостоятельные и контрольные работы, задания, зачеты и экзамены.
4. Формы и методы контроля должны определяться спецификой изучаемого предмета и возрастными особенностями учащихся.
Критерии оценки уровня обученности (по Симонову):
Первый уровень – уровень знакомства (распознавание). На этом уровне обучающийся отличает изученные процессы, явления, предметы от аналогов.
Второй уровень – запоминание. Здесь проверяется способность учащегося воспроизвести содержание изученного (текста, закона и т.п.)
Третий уровень обученности предполагает понимание, т.е. "процесс нахождения существенных знаков и связей исследуемых предметов и явлений" (Н.И.Кондаков).
Четвертый уровень – репродуктивный. Учащийся должен фиксировать способность проявлять простейшие умения и навыки в алгоритмизированных заданиях.
Пятый уровень – перенос знаний. Учащийся способен переложить полученные знания на новую нестандартную ситуацию.
Важной задачей совершенствования контроля является привлечение учащихся к оценочной деятельности, организации на уроке самооценки и самоконтроля, а также возможности самим исправить ошибки. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки школьник не только узнал, чему он научился и что не усвоил, какие допустил ошибки, но и осознал справедливость оценки, которую он получил.
Для самоконтроля сначала определяют, что следует проверять, затем выбирают образцы и приемы, с помощью которых будет проводиться проверка и, наконец, сопоставляют свои действия и полученные результаты с отобранными образцами и вносят, если в этом есть необходимость, коррективы.
Обычно ученики используют в качестве приемов самоконтроля воспроизведение прочитанного текста в целом или по частям; припоминание основных моментов изучаемого материала по пунктам, составленным в ходе чтения, плана; ответы на вопросы в конце параграфа учебника и другие. Естественно, что следует добиваться использования приемов, требующих не механического запоминания, а понимания изученного. Например, такой прием, как постановка учеником собственных вопросов, протекает на уровне продуктивной деятельности и способствует осмысленному усвоению учебного материала.
Самоконтроль требует специального обучения и формируется на всех этапах урока и в процессе выполнения домашней учебной работы. Важную роль при этом играет инструктаж, в ходе которого рекомендуют и приемы самоконтроля. Инструктаж может проводиться дифференцированно. Так, сильным ученикам объясняют, что надо сделать, а способы действий, виды и приемы самоконтроля называют в общей форме. Среднеуспевающим сообщают, что и зачем надо делать, а также напоминают о способах действий, видах и приемах самоконтроля. Слабым подробно сообщают, что и зачем надо делать, а также указывают на возможные способы действия, виды и приемы самоконтроля. Очень слабым детально объясняют, что и зачем надо делать, а также обосновывают необходимость способов действий, видов и приемов самоконтроля.
Для совершенствования самоконтроля могут быть использованы указания для каждой темы урока. В них содержатся последовательно перечисленные вопросы о том, что конкретно нужно знать к предстоящему уроку. Используют правила, в которых приводится порядок действий.
Ведутся споры вокруг вопроса о контроле и оценке знаний учащихся, поиски новых форм их совершенствования. Самый продуктивный подход в совершенствовании школьной оценки состоит в превращении ученика в активного субъекта контрольно-оценочного компонента, в переходе от оценки педагога к самооценке ученика или, что еще лучше, совмещении этих двух видов оценки. Только сформированность навыков контроля и оценки делают ученика субъектом учебной деятельности. Речь идет, таким образом, о том, чтобы ученик сам оценивал свою учебную деятельность. Каковы же приемы, обеспечивающие формирование самооценки? Для выработки адекватной самооценки школьников в первую очередь надо включить их в процесс оценивания своей познавательной деятельности.
Формирование самооценки происходит при использовании следующих приемов:
1. Оценка учеником работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка. Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
2. Ученик, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается учителем, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.
Можно предложить и следующий прием. После устного ответа учитель спрашивает у отвечавшего ученика, какую оценку он себе поставил бы. Затем обращается к классу с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища. Однако для формирования самооценки мало включать учащихся в оценочную деятельность. Важно другое, а именно – вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми школьники и будут осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить (примерять) знания (свои, товарищей) с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он и учится оценивать свою деятельность. Переход от оценки учителя к самооценке важен для превращения ученика в активного субъекта обучения.
Одна из основных функций учителя в обучении – это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из нее, он планирует учебно-познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует ее, осуществляет контроль, регулирование и оценку. На разных этапах обучения ученик должен выступать в роли учителя. В нашем случае это означает, что он должен сам, исходя из определенных критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения.
Описание системы оценки результатов
1-е правило. Что оценивается.
Оцениваются результаты ( предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика ( это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, подлежат оценке (словесной характеристике), решение полноценной задачи – оценке и отметке.
Дополнительно в конце урока допустимо предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением поощряются: им даётся оценка и(или) ставится отметка отлично (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.
Результаты учителя и их оценка
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю (школе) удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Для определения прироста сравнивается входная и выходная диагностика учеников со средним общероссийским уровнем.
2-е правило. Кто оценивает. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по Алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
В целях обеспечения адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно:
- получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение;
- руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
К указанному алгоритму самооценки добавляются другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Так, начиная со 2(3-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (4-е правило) и введения уровней успешности (6-е правило), к этому алгоритму добавляются следующие вопросы.
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
Такие задачи решали уже много раз, понадобились только старые, уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой задаче столкнулись с необычной ситуацией (либо нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нужны новые знания по теме, которая только сейчас изучается)? (Повышенный уровень)
Такие задачи никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Оценивание в 1-м классе (особенность возраста – ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок)
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даётся возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия становится основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок (доволен, было трудно и т.п.) в виде понятных им символов (смайлики или кружки с цветами светофора).
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Детям предлагается оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка ( обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляются пункты 3 (правильно или ошибкой?) и 4 (сам или с чьей-то помощью?). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве награды за решение задачи учитель предлагает ученику в тетради или в дневнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагает ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике (награда за решение задачи) закрашивается наполовину.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Учитель оказывает помощь ученикам на уроках в оценивании своих действий, признавая ошибки. Затем предлагается кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это (с согласия ученика) обозначается незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы однажды оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Обучение правилу Самооценка учеников, закончивших 1-й класс
1) Порядок оценивания
1-й шаг. Ученикам предлагается научиться самим оценивать свою работу. Для этого проводится беседа по следующим вопросам: Вы уже опытные ученики, скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?, С чего начнем оценивать свою работу?, Что сделаем после этого? и т.д.
2-й шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов:
1) В чём заключалось задание?
2) Удалось получить результат?
3) Полностью правильно или с ошибкой?
4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса):
5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки?
6) Какую сам поставишь себе отметку?
2) Выбор времени для развития умения самооценки
1-й шаг. Выбирается урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
3) Порядок самооценки
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (обеспечение успешности процедуры).
2-й шаг. После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что сначала в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): задание?, результат?, правильно?, сам?. Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Их внимание активизируется вопросами: Какой шаг по оценке работы мы уже сделали? и т.п.
3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (не менее 1-2 эпизодов на один урок; на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учителем предлагается ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения.
4) Затраты времени на самооценку при условии сформированного умения
1-й шаг. Когда у всех учеников умение работать по Алгоритму самооценки сформировалось, учитель, планируя урок, перестаёт сокращать его содержание до минимума, включая учебный материал, относящийся к максимуму.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ следует фраза ученика: цель достигнута, ошибок не было, или решение я получил, но с помощью класса, или полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке 4 ( хорошо.
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.
3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика я не согласен с выставленной отметкой учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, необходимо поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, согласовать позиции.
3-е правило. Количество выставленных отметок.
По числу решённых задач: Одна задача – одна отметка.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка:
- ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки;
- класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый получает по пять отметок.
Выставление отметок
В официальный журнал выставляется одна отметка (усредненная), а все отметки – в таблицу результатов по предмету (дневник школьника, Рабочий журнал учителя).
Границы применения правила Одна задача – одна отметка):
На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае задачей считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.
Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку? - Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой.
Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но, не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью Волшебных линеечек, цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
Лесенка - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - Умница!, Молодец!, Отлично!, если есть маленькие недочёты – Хорошо и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью Листов анализа учебных достижений. Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются прохождение программного материала по УМК Перспективная начальная школа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных, проверочных и контрольных работ для текущего контроля.
Мониторинг сформированности УУД:
1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.
Система безотметочного обучения в 1 классе
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе МОУ СОШ с. Пролетарского и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
критериальность – содержательный контроль и оценка строятся накритериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения,предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебномпроцессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
сочетание качественной и количественной составляющих оценки –качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценкадолжны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оцениванию не подлежат:
темп работы ученика;
личностные качества школьников;
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
устный опрос;
проверка сформированности навыков чтения;
“портфолио” ученика.
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

п/п
Вид контрольно-оценочной деятельности
Время проведения
Содержание
Формы и виды оценки
1
Входной контроль (стартовая работа)
Начало сентября
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает зону ближайшего развития и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку гимназиста
2.
Проверочная работа
Проводится после изучения темы
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности
Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия
3.
Итоговая проверочная работа
Конец апреля-май
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности
Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы
4.
Предъявление/демонстрация достижений ученика за год
Май
Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внечебной деятельности
Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”.
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.
Портфолио ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном Листке достижений. Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:
высокий уровень - 85-100%;
уровень выше среднего - 70-84 %;
средний уровень - 50-69 %;
уровень ниже среднего — 30-49 %;
низкий уровень — менее 30 %.
В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.
Итоговый результат усвоения предмета определяется в концеучебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.
Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе безотметочного обучения
На родительских собраниях познакомили родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классе безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развитияучащихся в концекаждой четверти проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации.
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов
учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.
В итоговой оценке результатов освоения ООП НОО выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения младших школьников.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:
общеклассные альбомы, плакаты, папки— как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов)— как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:
1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка— соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме портфолио (дневника, накопительной папки).
Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Оценка содержимого портфеля осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
Допускается использование материалов портфеля достижений ученика при проведении независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
Портфель достижений – современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Принципы формирования портфолио:
универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;
технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Примерные разделы портфолио:
Раздел Портрет
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Место для фото (или автопортрета)
Напиши о себе
Меня зовут Югай Тимофей Александрович
Я родился 21.07.2004 г
Я живу в с. Пролетарском
Мой адрес ул. Брянцева 80
Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Чем я люблю заниматься
Вкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе (напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.)
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
Чему научусь
Рисунок или пример
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Вопрос
Напиши
Нарисуй
Чем я люблю заниматься?
Какая игрушка у меня самая любимая?
Сколько у меня друзей и как их зовут?
Какой у меня самый любимый цвет?
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
Раздел Коллектор
Раздел Рабочие материалы
Раздел Мои достижения
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО.
Содержание портфеля достижений сопровождается специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут быть адаптированы учителем с учётом особенности классного коллектива и индивидуальных особенностей детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, спроецировав их на данный этап обучения.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.
Роль участников образовательного процесса по организации работы с портфолио.
Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по УВР.
При формировании портфолио обучающихся функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Администрация МОУ СОШ с. Пролетарского:
разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;
распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ.
Учащиеся:
собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями.
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.