Публикации «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Кудрявцева Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Ключ жизни
Елецкого муниципального района Липецкой области
399742, Липецкая область, Елецкий район, п. Газопровод, ул.Советская д. 2
Телефон/ факс: 8(47467)9-04-71, е-mail: klych-gizni@yandex.ru
_____________________________________________________________________________
Открытый урок по
русскому языку в 4 А классе
УМК Начальная школа 21 века
Тема: Изменение глагола по временам.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Кудрявцева Татьяна Владимировна.
10.02.2017.
Тема урока: Изменение глагола по временам.
Педагогическая цель: способствовать развитию умения различать время глагола, изменять глаголы по временам.
Цели урока:
1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;
2. Содействовать совершенствованию умения определять время глагола, изменять глаголы по временам;
3. Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;
4. Содействовать воспитанию интереса к предмету, умения слушать и слышать себя, товарища, учителя.
Тип урока: применение знаний и способов действий (решение частной задачи).
Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного диалога, игровая технология, здоровьесберегающая технология, обучение в сотрудничестве.
Планируемые результаты (предметные)
Формируемые УУД:
Личностные результаты: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; придерживаются моральных норм поведения.
Метапредметные УУД.
Познавательные : формулируют познавательную цель; ориентируются в своей системе знаний; осуществляют анализ объектов, сравнение, классификацию, наблюдают и делают выводы
Регулятивные : учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учатся вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, проговаривают последовательность действий на уроке.
Коммуникативные : слушают и понимают речь собеседника; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.
Основные содержание темы, понятия, термины: времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по временам.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы: ЭОР, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1.Организационный момент: психо-эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
- Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Улыбнитесь, соберитесь
И тихонечко садитесь!
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы умеем работать. Я желаю вам удачи!
- Вам известно, что на уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Поэтому, работаем быстро, отвечаем чётко, пишем красиво.
Звучит припев песни Солнышко смеётся
СЛАЙД 2
- Ребята, а ведь не случайно для нас прозвучала мелодия о солнышке.
На улице погода пасмурная. Но у нас есть свое солнышко. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте ему тоже улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.
- Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. Тем самым вы будете оценивать свою работу. После каждого этапа урока вы будете прикреплять к солнышку лучик. Если с работой справитесь без ошибок, к солнышку присоединяйте длинный лучик, если допустили ошибки -короткий лучик!
В конце урока мы увидим, у кого из вас солнышко засияет ярче. А для этого нужно постараться и выложить все свои знания.
2. Словарная работа. (Работа с электронным образовательным ресурсом)
(Образование слов-переменка-3). Дети работают с интерактивной доской.
Разгадай кроссворд.-5 слов - огород, весна, грач, ледоход, дождь.
- Что связывает эти слова? Выберете из 5 слов одно главное, которое объединило все слова. (Весна)
СЛАЙД 3
На слайде записаны слова. Г.р.зонт, лаг...рь, ар…мат, г.л..рея, остр..в, л..пата.
Прочитайте.
– Что объединяет эти слова? (Словарные слова)
– Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы)
Работа устно.
Проверка. СЛАЙД 4
Оценивание (Все, кто работал у доски, оцените себя с помощью лучиков)
- Для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок и быть грамотными.)
II. Чистописание.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.
- Какое слово зашифровано? (с л н ш к) Какие буквы добавим?(о ы)- Запишите.
- На второй строчке запишем фразу из песни (Солнышко смеётся, ярко светит детям).
- Почему поставили запятую? (однородные сказуемые).
- Назовите и подчеркните.
- Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните буквы, которые нужно запомнить и поставьте ударение.
IV. Постановка учебной задачи.
- А сейчас, внимание, нужно узнать, какое слово спряталось. Доскажи словечко
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает? расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит—
Всё расскажет нам ... (ГЛАГОЛ)
- Какое слово? (Глагол)
А сейчас проведём Блиц-опрос Что мы знаем о глаголе?
СЛАЙД 5
- Что такое глагол? СЛАЙД 6
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие виды глагола вы знаете?
- На какие вопросы отвечает глагол совершенного вида?
- На какие вопросы отвечает глагол несовершенного вида?
- Как изменяется глагол?
- Каким членом предложения является?
Оценивание (Все, кто отвечал, оцените себя с помощью лучиков)
V. Постановка темы и целей урока:
Тему нашего урока вы определите сами, прослушав стихотворение
(Подготовленный ученик читает у доски)
Этот хитренький глаголСебе ВРЕМЯ изобрел.Ухожу, - кричит сегодня, А вчера кричал: ушел!Завтра скажет: я уйду!Позавидуйте ему!
- Что за ВРЕМЯ изобрёл глагол? Как вы понимаете значение слова ВРЕМЯ?
Ответы детей.
-- Какие пословицы со словом ВРЕМЯ вы знаете?
Ответы детей.
- Догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
(Мы будем изменять глаголы по временам, т.к. в стихотворении говорится о времени глагола)
(Оцените работу те, кто сейчас отвечал с помощью лучиков)
- Тема урока Изменение глагола по временам СЛАЙД 7
- Мы сегодня на уроке повторим и обобщим знания по этой теме.
- Запишите тему урока в тетрадь. (Записать тему на доске).
- Ребята, какие времена глагола вы знаете, приведите примеры.
Весёлые рифмы.
Прошедшее время- то, что прошло
Вчера мы писали, солнце ушло (Гор.)
Настоящее время - приходит теперь
Мы пишем имя, Бегает зверь (Гр.)
Будущее время ещё не пришло
После уроков пойдём мы в кино! (Вас.)
- Какие времена глагола встретились в стихотворении, которое прочёл Кирилл? (Наст., Прош., Будущ.) СЛАЙД 8
- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.) СЛАЙД 9
- Как еще можно определить время глагола? ( По вопросу и по суффиксу -л- у Пр. времени.)(Пир).
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры. СЛАЙД 10
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры. СЛАЙД 11
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. СЛАЙД 12
- С какой целью мы изучаем эту тему? (- Чтобы научиться определять время глагола. - Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)
Оценивание (Все, кто отвечал, оцените себя с помощью лучиков)
VI. Применение знаний и способов действий.
Работа с ЭОР.
Работа по теме урока: фронтальная.
Слово и предложение (практикум-12)
- Найди и выдели глаголы. (Синеет, гуляет, поёт, смотрит, бегает, растёт, летает, учиться, веселиться)
- Определи время глаголов?
- Найди глаголы начальной (неопределённой) формы и определи временные формы глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы? (Что делать? Что сделать?)
- Что значит временные формы? (Это значит, нужно глаголы поставить в форму настоящего, прошедшего и будущего времени)
- Ищем глаголы начальной формы (учиться, веселиться)
- Изменяем слова, ставив вопрос.
3 человека выходят к доске и по очереди выполняют задания. (наст.вр., прош.вр., буд.вр.)
- По начальной форме запишите временные формы глагола.
Практикум-14
Распредели слова по столбикам.
- Прочитайте глаголы и определите время (стоять, льёт, шумит).
- Запишите глаголы в тетрадь и укажите время глагола.
- Чтобы не ошибиться в выборе времени глагола, что нужно знать?(Правильно ставить вопрос).
Взаимопроверка (Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа)
Оценивание. (Возьмите соответствующий лучик к своему солнышку.)
- А сейчас мы отдохнём.
7. Физминутка СЛАЙД 13 (Под музыку Хай-фай ).
Игра “Не ошибись!”
Учитель называет действия, ученики их выполняют.
– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.
- Слова какой части речи используются в игре? (Глагола)
- В каком времени они употребляются? (В настоящем времени)
(Оцените ответы с помощью лучиков)
VIII. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в группах.
- А сейчас проведём исследовательскую работу.
Помним правило: работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант.
1) Работа с карточками.
Запишите в тетради упражнение 1.
На карточке №2 записаны 3 четверостишия.
– Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, поставьте к ним вопрос и определите время.
1 группа – списать в тетрадь то четверостишие, в котором употреблены глаголы в
настоящем времени. Подчеркнуть глаголы, поставить вопрос и обозначить время.
2 группа – списать в тетрадь то четверостишие, в котором употреблены глаголы в
прошедшем времени. Подчеркнуть глаголы, поставить вопрос обозначить время.
3 группа – списать в тетрадь то четверостишие, в котором употреблены глаголы в
будущем времени. Подчеркнуть глаголы, поставить вопрос и обозначить время.
Снег теперь уже не тот –
потемнел он в поле.
на озёрах треснул лёд,
будто раскололи.
(С.Маршак)
Пройдёт зима холодная,
Наступят дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
как воск, снега пушистые.
(С.Дрожжин)
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
(Я.Колас)
Проверка.
– Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. СЛАЙД 15
– Что значит солнце ласково смеётся?
– Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. СЛАЙД 16
– Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.
СЛАЙД 17
– Найдите в этом отрывке сравнение.
– Что с чем сравнивается? Почему?
Оцениваются группы.
(В группе каждый ученик берёт соответствующий лучик и прикрепляет к своему солнышку)
2) Определи слово по временам
Магнитная доска, разделенная на три части: Настоящее время, Прошедшее время, Будущее время .
Магниты.
Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 6 карточек одного цвета):
Приложение 3
иду
пишет
читаем
нарисовал
едут
съел
бегали
согреется
споем
напишем
закроют
подросло
строим
привезли
играю
узнаю
надену
замёрз
1 группа – зелёные карточки
2 группа – синие карточки
3 группа – розовые карточки
Учащиеся каждой группы должны правильно разнести глаголы по адресам с соответствующим временем.
Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Учащиеся каждой группы по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске.
Проверка. (По цвету выясняется, какая группа допустила ошибки.)
Оцениваются группы.
(В группе каждый ученик берёт соответствующий лучик и прикрепляет к своему солнышку)
3) Творческая работа: Оживи картину
- Ребята, посмотрите на доску. СЛАЙД 18
- Какие времена года вы видите на картинках? (Осень, зима, весна)
- Как мы времена года можем связать с временем глагола?
(Зима идёт сейчас? Весна наступит? А осень прошла?)
- С помощью времён года мы сейчас потренируемся в умении составлять предложения и определять время глаголов.
Приложение 4
- Каждой группе составить и написать по 2 предложения к каждому времени года.
1 группа – Зима
2 группа – Осень
3 группа – Весна
Выступление групп.
Оценивание групп.
(В группе каждый ученик берёт соответствующий лучик и прикрепляет к своему солнышку)
-Послушайте четверостишие и определите время глаголов.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
В стих-и найди глаголы, заменив их на прошедшее и будущее время.
(Оцените работу с помощью лучиков)
4) Интерактивное голосование с помощью пультов.
Тест (Карточка №2)
1. Глаголы обозначают:
А. Действия предметов;
В. Признаки предметов;
С. Предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
В. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:
А. Что делал? Что сделал?
В. Что сделает? Что будет делать?
С. Что делает? Что делают?
4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:
А. Действие происходит сейчас;
В. Действие произошло или происходило ранее;
С. Действие произойдет когда-то в будущем.
5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:
А. Что сделает? Что будет делать?
В. Что делает? Что делают?
С. Что делал? Что сделал?
Самопроверка СЛАЙД 20.
Самооценивание.(Прикрепляется соответствующий лучик к солнышку.)
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Закончи предложения.
СЛАЙД 21
Теперь я могу…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Было трудно…
А сейчас вы будете оценивать свою работу, склеивать своё солнышко.
Под музыку Солнышко смеётся приклеивают лучики к солнышку и прикрепляют к доске.
Дети вывешивают свои солнышки на магнитную доску.
По лучикам видно чьё солнышко светит ярче.
10. Итог урока.
СЛАЙД 22
– Что вам показалось важным на уроке?
- Что у вас получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Спасибо за работу.
11. Оценивание.
X. Домашнее задание: СЛАЙД 23
Составить 3 предложения о себе: в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Приложение.
Пословицы и поговорки со словом ВРЕМЯ.
Делу - время, потехе - час.
Время - не птица, за хвост не поймаешь.
Не время сидеть, сложа руки!
Всему своё время.
Время не ждёт.
Если всюду торопиться, то ни на что времени
не хватит.
7. Деньги пропали - наживёшь,
время пропало - не вернёшь.
8.Время руками не удержишь.