Публикации
Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Пономарева Ирина Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Пономарева Ирина Павловна
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района Куртамышский детский сад №5
ПРОЕКТ:
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Разработчики проекта:
Пономарева И.П.-ст.воспитатель
Грачёва С.П.-учитель-логопед
Сергеева Е.А.-воспитатель
Печерских З.И. –руководитель
физ.воспитания
г.Куртамыш
Знание и уважение истории своей земли, традиции своего народа, своей культуры, а главное – связь с землёй отцов и дедов…- вот наше духовное богатство
А.А. Басаргина
Паспорт проекта
Тип проекта
творческий, познавательно – исследовательский
По характеру содержания
ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края
По характеру координации
открытый
По количеству участников
групповой
Участники проекта
воспитанники,
воспитатели,
родители,
музыкальный руководитель,
социум
По продолжительности
долгосрочный (сентябрь-май)
Актуальность проекта
Краеведение – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности, поэтому воспитание особого отношения к Родине, своему краю, любви и уважения к родному городу, знание его истории и культуры – является составляющей нравственно – патриотического направления в развитии подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских была идея народности. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Вера в Россию, патриотизм, служение отечеству одним из основных ценностей, перечисленных в Концепции духовно – нравственного воспитания личности. Вот почему так важно с детства развивать эти качества, начиная с родного города – Малой Родины. Чтобы по – настоящему любить свой город – надо его знать!
Гипотеза
Проживая в городе Куртамыше на территории великих событий, мы не только не посещаем легендарные места (или делаем это крайне редко), но и мало знаем о них, о своём крае. Недаром, М Горький писал: Краеведение – большое дело, значение которого не может быть преувеличено. Мы должны знать и любить нашу землю всю, до последнего атома….
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, его символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, прославивших Куртамыш, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности и рассказах – можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.
Цель проекта
Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, достопримечательностях; воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Задачи проекта
Дидактические задачи:
Создать условия для формирования у детей знаний и представлений о родном городе.
Способствовать развитию познавательного интереса к истории Куртамыша
Познакомить с символикой города: флаг, герб.
Обогащать знания детей информацией о достопримечательностях и памятных местах Куртамыша.
Расширить знания о флоре и фауне Куртамыша.
Познакомить с именами людей, прославивших наш город.
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям.
Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через изучение символики России, малой Родины через изготовление семейной символики: создание гербов, родословной, тематических альбомов с фотографиями, представление мини-проектов в группах: Герб нашей семьи, Мой стяг, Наши реликвии и др. на родительских собраниях, открытых занятиях).
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
Методические задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Ожидаемый результат
Овладение детьми познавательной информацией: Куртамыш – малая Родина детей.
Сформировать у детей представление о культуре и истории города Куртамыша.
Воспитать умение детей видеть красоту окружающего мира.
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проекта - Основное содержание
№ этапа
Название этапа
Мероприятия
Срок реализации
Первый этап
Подготовительный Деятельность педагога и деятельность родителей
-Разработка этапов проектной деятельности;-Разработка диагностики уровня знаний детей о родном городе;-Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности;-Разработка дидактических игр Мой город, Парные картинки, Сложи картинку, Генеалогическое дерево, Достопримечательности родного города;-Разработка сюжетно-ролевых игр Семья, Школа, Детский сад, Защитники Отечества и т.д.;-Разработка форм работы с родителями в процессе реализации проекта;-Разработка консультаций, оформление уголка патриотического воспитания, подборка полезной информации по теме проекта;
-Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Сентябрь
Второй этап
Основной Деятельность детей, педагога и родителей
Познавательно-краеведческий блок
Я и вся моя семья
-Консультации для родителей:
Родительский дом – начало начал
С чего начинается Родина?
- Обычаи, традиции семьи - составление родословной, гербов семьи;
- Проведение занятия Моя семья – моя крепость (презентация работ)
Мы - куртамышане
-Встреча со старшим поколением, живущим в Куртамыше;
-Открытое занятие совместно с родителями Всякому мила своя сторона
Из истории малой Родины
- Экскурсия в музей;
-Проведение цикла познавательных занятий на тему Познаем малую Родину;
- Экскурсия к памятнику Томина и к вечному огню;
- Игра – викторина Знатоки малой Родины; (совместно с родителями)
Куртамышская земля – кладовая природных богатств
- Экскурсия в осенний лес;
- Развлечение Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес;
-Проведение цикла познавательных занятий на тему Познаем малую Родину;
-Сбор природного материала, изготовление панно из природного материала Герб Куртамышского района
-Проведение целевых прогулок по ознакомлению с родным городом, в т. ч. по улицам, названным в честь героев-земляков Яхонтова, Томина;
- Экскурсия к берегу реки Куртамыш;
- Экскурсия в районную библиотеку
Законы, по которым мы живем
-Экскурсии к зданиям Администрации города и района;
- Беседа об управленческом аппарате Куртамышского района;
- Работа над смысловым значение слова закон;
- Беседа о правилах и законах в семье, в детском саду;
- Беседа о конституции;
- Цикл занятий Я – и мои права
Моя Родина – Россия
- Ознакомление с символикой России (герб, флаг, гимн);
- Комплекс занятий Москва – столица России;
-интервью Зачем нужен мир?, Нужно ли праздновать день Победы?
-Игра-викторина Символика России;
- Беседа Праздники России;
- Беседа о подвигах солдат во время ВОВ;
- Встреча с фронтовиком;
-Экскурсии в музей, библиотеку.
Эколого-краеведческий блок
Земля – наш общий дом
-Куртамышская земля (День земли);
-Беседа Жизнь на Руси в старину;
-Беседа Хлеб – всему голова;
-Фольклорные праздники: Масленица, Осенины и. др.
Физкультурно-познавательный блок
Спортивный Куртамыш
- Тематическая экскурсия в ДЮСШ;
-Беседа о видах спорта Куртамыша;
-Тематическая экскурсия на стадион;
-Тематическая беседа Летние виды спорта;
- День здоровья Мама, папа, я – Куртамышская семья
Художественно – эстетический блок
Моя Родина
- Выставка детских рисунков Защитники Отечества;
- Выставка рисунков Юные художники в нашем городе.
Октябрь-апрель
Третий этап
Заключительный
Презентация проекта
-Проведение диагностики знаний детей о родном городе;-Показ открытого занятия Наш любимый город;-Проведение праздника с участием родителей Всей семьей со спортом дружим!-Выставка Наш любимый город - макеты сделанные в совместной работе воспитателей, детей и родителей;
- Оформление альбома о городе;
-Проведение открытого обобщающего занятия Моя малая родина;
-Конструирование с крупным строительным материалом Улица нашего города;
-Рисование на тему Дом, в котором я живу, Мой город (выставка детских работ).
Май
Взаимодействие с семьёй:
Участие в анкетировании по патриотическому воспитанию;
Заполнение Листов активности, составление родословного дерева, придумывание и описание герба семьи, семейной символики; презентация
День Здоровья Папа, мама я - куртамышская семья
Акция ко дню Победы Цветы - победителям
Составление схемы Я иду в свой детский сад
Разработка правил поведения в детском саду; презентация
Анкетирование Что я знаю о родном городе?
Интервьюирование
Беседа за круглым столом Роль семьи в приобщении к истории и традициям малой Родины
День открытых дверей (посещение занятий)
Организация конкурсов и выставок рисунков, поделок народно-прикладного творчества
Консультации, информационный стенд
Дискуссия Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в семье
Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий по городу
Работа с педагогами:
Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);
Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;
Консультация для педагогов Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию (Работа над познавательным проектом Познаём свою малую Родину);
Педагогический совет Концепция патриотического воспитания (цели, задачи работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявление направлений работы);
Методическое объединение Привитие любви к малой Родине - основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
Административный контроль Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий.
Результативность работы с детьми:
У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувство национального достоинства.
Пополнились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории России.
Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках и лучших людях нашего района.
Возросло желание детей изучать историю, природу, культуру и быт русского народа, принимать участие в праздниках города.
Результативность работы с родителями:
Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
Родители начали проявлять больше интереса к образовательно-воспитательному процессу.
Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуры своего народа.
Разработаны методические рекомендации.
Результативность работы с педагогами:
Разработаны методические рекомендации для воспитателей.
Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Обобщен опыт работы по теме: Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Появилось желание продолжить проектную деятельность.