Публикации Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности
Автор: Москаленко Людмила Александровна

Доклад на тему: Психолого-педагогические аспекты сдачи единого государственного экзамена
Москаленко Людмила Александровна, учитель математики, заместитель директора по учебной работе МБОУ Лаишевской средней общеобразовательной школы №2.
Ученые-психологи считают, что успешная сдача ЕГЭ в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости учащегося - готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при ежедневной подготовке учащихся (практика занесения ответов в бланки ЕГЭ на каждом занятии), при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Учителям математики на протяжении довольно длительного времени говорили о необходимости активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Сейчас, когда структура КИМ по математике изменилась и стала двухуровневой, мы снова вернулись к тому, что главное научить ребёнка решать, а всё остальное уже дело техники. Но как показывает практика, именно этой техники нам не хватает. Наши ученики, получив при решении ответ в виде иррационального выражения или бесконечной десятичной дроби начинают звать организатора и спрашивать, как же теперь записать ответ. Организатор в аудитории – это учитель, который не преподаёт данный предмет, поэтому на вопросы, касающиеся заполнения бланков ответов №1 и №2 он не может ответить, а самое главное организатор не имеет права отвечать на подобные вопросы выпускников. Поэтому работать с бланками ответов выпускника должен научить учитель-предметник.
Систематические тренинги в выполнении тренировочных заданий позволяют реально повысить тестовый балл, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать стоя на берегу". Огромное внимание нужно уделять индивидуальной работе и работе в малых группах. Зная типовые конструкции конкретных заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, у него будет сформирована привычка к этой форме проверки знаний.
На результаты ЕГЭ может значительно повлиять и обстановка в аудитории в момент проведения ЕГЭ - то, что мы называем ситуационная социально-психологическая атмосфера, групповые настроения. И тут многое зависит от умения проводящего экзамен учитывать эту обстановку, а в идеале и формировать подходящую - такую, которая требуется для серьезной и сосредоточенной работы. Многие выпускники отмечают свою "нервозность", "гнетущий контроль", желают, чтобы "атмосфера на экзамене была более теплой", родители выпускников говорят, что испытывают "очень сильное напряжение". Конечно такая обстановка не способствует рабочему настрою, а наоборот усиливает тревожность, которая только мешает ясному мышлению. И если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ученик в силу своих возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Организаторы на экзаменах – это, как правило, уже компетентные в данном вопросе учителя, которые доброжелательно относятся к учащимся и стараются поддержать друг друга, а главное выпускников во время проведения ЕГЭ, создать положительный настрой учащихся, рабочую обстановку в аудитории, благоприятную атмосферу, чтобы психологическая напряжённость учащихся на экзамене, от которого зависит вся его будущая жизнь не препятствовала выполнению заданий.
Исходя из этих соображений, разработаны рекомендации для учителей по психологической подготовке к ЕГЭ не только выпускников, но и их родителей, от настроя и отношения которых, во многом зависит успешность сдачи экзамена.
Советы учителям и родителям при подготовке выпускников к ЕГЭ.
Заранее при подготовке по тренировочным заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь распределять его, формируйте навыки и умения концентрироваться на протяжении всего времени экзамена. Это придаст выпускнику спокойствие и снимет излишнюю тревожность на ЕГЭ.
Ознакомьте школьников с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно полностью разобраться в материале, а перед экзаменом просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно при самостоятельной работе делать краткие схематические выписки и таблицы, опорные листы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписывать на листочках и вывешивать над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тренировочных заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно по выполнению тренировочных заданий и записи ответа в виде целого числа или конечной десятичной дроби, без указания единиц измерения. Всегда рассматривайте все возможные варианты решения одного задания.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Не говорите детям Ты не сдашь ЕГЭ, говорите Вы все сдадите ЕГЭ, а кто на сколько баллов уже зависит от Вас.
Если ребенок не носит часов, постарайтесь сделать так, чтобы у него были часы на экзамене. Он должен иметь возможность контролировать ход своей работы.
Внушайте выпускнику мысль о том, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые выпускник получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Учитывайте его тревожное состояние и старайтесь внушить уверенность в успехе.
Советы выпускникам во время экзамена
пробежать глазами экзаменационную работу, чтобы увидеть, какого типа задания в ней содержатся, это поможет настроиться на работу и распределить время;
внимательно прочитать каждый вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время экзамена - не дочитав до конца, по первым словам выпускники уже предполагают ответ и торопятся его вписать, зачастую задания и вопросы к ним содержат более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд);
начни с заданий, выполнение которых тебе по силам, в знании ответов на которые, ты не сомневаешься. Не останавливаясь долго на тех заданиях, которые могут вызвать раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм, освободившись от нервозности, потом можешь вернуться к ответам на более трудные вопросы. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного на экзаменационную работу времени успеть пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, которые тебе доступны сразу, а потом спокойно вернуться и поработать над трудными ("второй круг");
если нет ответа на вопрос или не уверен в правильности ответа, пропусти его и отметь на черновике, чтобы потом к нему вернуться;
думай только о текущем задании, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы;
сначала выпиши все ответы в черновик, а только после проверки переноси в бланк ответов; оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки;
если в течение отведенного времени невозможно ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант, опираясь на интуитивное знание;
максимально использовать отведенное для экзамена время, не ориентироваться на минимально положительный результат, приложить все усилия для выполнения как можно большего числа заданий;
Исправления в бланке ответов №1 осуществляются на резервных полях с заголовком "Замена ошибочных ответов". Исправления делаются ребёнком самостоятельно, при необходимости можно позвать организатора.
После получения результатов выпускник имеет право подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию, однако делать это следует только при наличии весомых причин, опыт показывает, что практически не бывает технических сбоев или некорректных проверок.
Известный отечественный социолог В.И. Шубкин назвал юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. Ответственность каждого шага здесь неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера.
Новшества, которые вошли в нашу жизнь (ЕГЭ, профильное обучение и др.) могут вызывать негативные эмоции, нести стресс только в том случае, если мы мало о них знаем. Только неопределенность ситуации является пугающим фактором, особенно для формирующейся неокрепшей личности.
Поэтому наша задача на современном этапе не просто дать ученику знания, но и научить их применять в условиях, приближенных к экстремальным.
2