Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Шпакова Елена Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященная Дню Героев Отечества на тему:«Шаг навстречу памятиПодготовила: Шпакова Елена Владимировна учитель истории и обществознания, Копейск -2017Главное - воспитать человека«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет, соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником; он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек. Он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.»Ж.Ж. РуссоI.Пояснительная записка Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Героев Отечества на тему «Шаг навстречу памяти!» касается основных аспектов организации и проведения внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. В работе представлены как полная разработка мероприятия по теме «Шаг навстречу памяти!», так и деятельность классного руководителя по последовательным этапам.Представленная методическая разработка поможет классному руководителю правильно организовать и провести внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию в классе или группе. Цель - оказание помощи педагогам по формированию у обучающихся уважения к историческому прошлому страны и ее народа, понимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.Задачи:
  • Воспитать любовь и уважение к своему народу, к историческому прошлому своей страны, бережное отношение к ветеранам;
  • Описать мужество и героизм русского народа. Благодаря их великой отваге и мужеству страна смогла победить;
  • Показать на конкретных фактах героизм и мужество защитников Родины;
  • Развивать творческие способности обучающихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками, обработки и систематизации материала.
  • Область применения Предназначена данная методическая разработка для педагогических работников, осуществляющих классное руководство и педагогов-организаторов. II.Содержательная частьМетодическая разработка внеклассного мероприятия на тему«Шаг навстречу памяти Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Героев Отечества и Победы в Великой Отечественной войне.Тема : « Шаг навстречу памяти!» Цель и задачи:
  • Показать мужество и героизм русского народа. Благодаря их великой отваге и мужеству страна смогла победить. Показать на конкретных фактах героизм и мужество защитников Родины, способствовать у обучающихся формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа.
  • Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
  • Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся;
  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к историческому прошлому своей страны и города, бережное отношение к ветеранам;
  • Развивать творческие способности обучающихся.
  • Форма: беседа-экскурс Участники: 5 -7 класс Эпиграфы на доске:« Война закончилась давно, но до сих пор планета лучами наших орденов как солнышко согрета!»« Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учили в школе, Ты будешь знать , за что тебе стоять Ты будешь знать , за что тебе стоять!» /О. Фокина «Храни огонь родного очага.»/Оформление и раздаточный материал: 1.Листы с заданиями. 2.Карандаши, ручки, фломастеры. 3.Музыка: «Священная война», «День Победы». 4.Магнитофон, компьютер, экран, проектор 5.Иллюстрации,газета.6.фонограммы, кино- и видеофрагменты, 7.выставка книг о войне, ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА: 1.Вступительное слово классного руководителя:-о тематике классного часа - его значимость 2.Орг. момент: - учащиеся должна разделиться на две группы, таким образом, чтобы из них одна часть стала художниками, а другая – поэтами. - учащимся дается опережающее творческое задание : после прослушивания и просмотра основного рассказа: -1-ая группа должна изобразить художественно / нарисовать/ победу русского народа над фашистской Германией.-2-ая группа должна придумать или переделать четверостишье о славе русского народа и Отечества. 3.Рассказ классного руководителя и обучающихся, принимавших участие в подготовке мероприятия, о некоторых битвах в Великой Отечественной войне, кратко об основных сражениях, о мужестве русского народа. ПЛАН РАССКАЗА: - начало Великой Отечественной войны. - блокадный Ленинград, Москва в окружении – мужество русского народа. Уральцы в годы Великой Отечественной войны, наши ветераны. 4. Работа в группах. - каждая группа в течен. 7 – 10 минут должна выполнить свое задание, данное им в начале классного часа и творчески оформить на отдельном листе /ватмане/. 5.Рефлексия / Анкета « Результат внеклассного мероприятия»/ ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: Начало внеклассного мероприятия. Звучит песня – «Вставай страна огромная…» слайд № 1.Приложение 1.1Рассказ классного руководителя и обучающихся: слайд № 2-3Ученик 1:Сегодняшний классный час посвящен великой победе русского народа над фашистской Германией. И поговорим мы сегодня о подвигах, о доблести, о славе русского народа, ведь только благодаря их мужеству и великой отваге страна смогла победить./ Ученик 2: /зачитывает эпиграф « Храни огонь родного очага.»/слайд № 4Кл. руководитель: И мы проведем с вами экскурсию в эпоху того времени. Но перед тем как начать эту экскурсию, я вам даю задание:( учащимся дается опережающее творческое задание) вы должны разделиться на две группы, таким образом, чтобы из них одна часть стала художниками, а другая – поэтами. Пока будет экскурсия , вы /слушая/ будете делать наброски по своему заданию. Затем вам будет дано время в конце нашего мероприятия на оформление заданий. По окончанию нашей экскурсии - 1-ая группа должна изобразить художественно / нарисовать, представить рисунок/ победу русского народа над фашистской Германией. 2-ая группа должна придумать или переделать четверостишье о славе русского народа и Отечества. Слайд №5. Звучит песня «Офицеры»-1куплет. Приложение 1.2 Ученик 1:Течет река времени. Минуло уже 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 2080 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Слайд №6 Звучит -Левитан , затем кинохроника Ученик 2:-Год 1941-й 22 июня. От Советского Информбюро. Сегодня , в 4 часа утра , без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу , без объявления войны , германские войска напали на нашу страну , атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Вся страна , от мала до велика , как один поднялись на защиту Родины , бои шли повсюду и в тылу , и в окопах. Люди забыли про усталость. Главное – ПОБЕДА! Главное- не допустить, того ,чтобы враг захватил Родину.слайд № 7 кинохроника «Эх,дороги» Ученик 1:-А Родиной на тот момент была не только деревенька в которой вырос, не только город в котором жил, Родиной была вся Россия. В соответствии с планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременно удары в северном, центральном и южном направлениях. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Слайд № 8 Ученик 2:-Из дневника генерала Ф. Гальдера. 8 июля 1941 года.: «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно непоколебимое желание фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие»,которое лишит центров не только большевизма , но и московитов /русских/ вообще.» Слайд № 9-10 Ученик 1:- Гитлер заявлял.: «Ленинград теперь сам поднимет руки : он неминуемо падет , раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Ученик 2:-В сентябре 1941 года, город оказался в «клещах» окружения. Группа немецких армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжением всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Слайд № 11 Приложение № 2. Кинохроника «Блокадный Ленинград» Ученик 1:- 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург /Петрокрепость/ и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады. Слайд № 12 Ученик 2:-Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам – защитникам Ленинграда.1941год.: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие трудности и военные испытания не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание : истребить врага до последнего…. Пусть каждый из вас высоко несет почетное звание советского воина, твердо и нерушимо выполняет свою священную обязанность – защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» Слайд № 13-14 Ученик 1:- После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезав все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». СЛАЙД № 15 Ученик 2:-Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 г. Гражданскому населению не выдавался , электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей. СЛАЙД № 16 -17-18 Кл. руководитель: В начале 1944 войска Ленинградского, Волховского , 2-го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к проведению Ленинградско-Новгородской операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января Ленинград был освобожден от блокады. За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов, сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб, от которых, только по официальным данным погибли 16 467 человек. Еще около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием осажденных.СЛАЙД № 19-20-21Ученик 1: К весне 1943 г. В Ленинграде исчезли все кошки, собаки, птицы и даже крысы. Люди умирали от голода прямо на улицах , Где и оставались лежать – их не успевали хоронить. Ученик 2:На 1 января 1944г. В Ленинграде насчитывалось всего 560тыс. жителей – одна шестая часть его довоенного населения. СЛАЙД № 22-23 Кл. руководитель: В самом начале войны ожесточенные сражения развернулись вдоль кратчайшего пути от Бреста до советской столицы. Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить.СЛАЙД № 24 Приложение .3. /Пока идет рассказ о Московской операции-показ кинохроники- СЛАЙДЫ № 13,14,15,16/ Ученик 1: На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро. Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление. Ученик 2: 30 сентября и 2 октября 1941г. На брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы. Ученик 1:Осенью 1941г., когда фашисты рвались к Москве, из Северной Европы прибыло несколько эшелонов с гранитом: из него немцы планировали воздвигнуть памятник в честь победы над Россией. Ученик 2:Памятник должен был стоять на берегу озера, возникшего на месте Москвы. Впоследствии пленные немцы облицевали этим гранитом большие красивые дома в начале Тверской улицы. 15-16 ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. Кл. руководитель: На одном из направлений на пути противника встала 316-ая стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова. Наступление фашистов проходило через железнодорожный разъезд Дубосеково. Прорыв позиций здесь дал бы возможность немецким войскам двигаться по Волоколамскому шоссе на Москву. На разъезде 28 бойцов 1075-го полка панфиловской дивизии приняли на себя удар 50-ти вражеских танков. Бой длился 4 часа….14 танков из 50-ти панфиловцы подбили, вооруженные лишь гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. Ученик 1:Из 28-ми панфиловцев на поле боя погибли 23, один скончался в госпитале, а четверо остались живы. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза, на месте сражения воздвигнут памятник. В Москве есть улицы генерала Панфилова и Героев-панфиловцев. Ученик 2:Этот пример мужества один из многих. До сих пор люди вспоминают подвиги Зои и Александра Космодемьянских, замученных в фашистских застенках, погибшего в бою Василия Клочкова и многих и многих других, которые сражались и погибли за Родину. Ученик 1:В боях за Москву у каждого в сердце звучали слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва.» Ученик 2: Битва за Москву продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн. человек. СЛАЙД № 25-26 Ученик 1: Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии. СЛАЙД № 27-28-29 Ученик 2: Тоже самое можно сказать и о других битвах за каждый город, за каждую пядь земли. Это и битва за Сталинград , и Курская дуга, и битва за Берлин и многие другие битвы.. СЛАЙДЫ ПО ТЕКСТУ № 30,31,32,33,34,35Кл. руководитель: Только люди, пережившие всю горечь поражений первого года войны, весь ужас блокады Ленинграда, скорбь Хатыни, ясно осознавали – от чего они освободились и что это никогда не должно повториться. Победа над фашистской Германией – это победа всего российского народа. Это победа солдата, воина – труженика войны., это победа талантливых полководцев, это победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков. Все они были и есть – защитники Родины, только у каждого был свой фронт, своя линия обороны. СЛАЙДЫ № 36 Ученики 3-4: Среди защитников Родины были и наши родные и близкие, и мы в неоплатном долгу перед ними.СЛАЙД № 37 Приложение 4.Выступление обучающихся с сообщением «Комбат Хохряков»СЛАЙД № 38 -39 Ученик 1:Сегодня мы с печалью и благодарностью вспоминаем всех этих людей. Мы должны до земли поклониться нашему русскому человеку…..Ученик 2: Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в концлагерях Германии – повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом. Ученик 1: Цена победы была очень высокой. Многие пали в боях за Родину, многие умерли от ран в госпиталях, умерли стоя у станков. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного Солдата в Москве. Ученик 2: Именно здесь теперь находится Пост №1, главный солдатский пост в Российской Армии. СЛАЙД № 40 .МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит песня «Бухенвальд» СЛАЙД № 30СЛАЙДЫ ПО ТЕКСТУ № 41-46 Ученик 1: Каждый год отдаляет нашу страну от событий Великой Отечественной войны . Мы растем, взрослеем, учимся, работаем, отдыхаем, решаем проблемы, наслаждаемся счастливыми мгновениями , делимся радостями. Ученик 2: Время неумолимо движется вперед, меняются события в стране и в мире, одно остается неизменным: вот уже 70 лет- это свобода и мир в нашей стране. В повседневности будней мы и не думаем об этом – для нас это также естественно, как дышать, встречать новый день, планировать свое будущее. Ученик 1: Свобода, независимость, единство, понимание – эти величайшие завоевания человечества, так легко воспринимаемые сегодня, всего несколько десятилетий назад были поставлены под угрозу уничтожения. Ученик 2: Но этого не произошло – наши отцы и деды совершили беспримерный подвиг во имя свободы на Земле. Они вышли победителями из войны, цена которой не имеет аналогов в истории человечества – более 20-ти миллионов только в нашей стране. СЛАЙД № 47Ученик 1: В долгожданный день 9 мая 1945 года всем им Москва салютовала 30-тью артиллерийскими залпами из тысячи орудий, и вот уже более 70 лет победный салют напоминает о Великой Победе, а мы все также встречаем этот праздник с благодарностью и слезами на глазах.ЗАДАНИЕ НА 7-10 МИНУТ Работа в группах. Кл. руководитель: А теперь - каждая группа в течен. 7 – 10 минут должна выполнить свое задание, данное им в начале нашего мероприятия и творчески оформить на отдельном листе /ватмане/. Пока вы будете выполнять задание , мы включим, для вашего вдохновения музыку и слайды.СЛАЙД № 48. Пока уч-ся выполняют задание - звучит музыка и показываются слайды -Приложение 5. Ксения Симонова «Великая Отечественная война в песке»/По окончании времени каждая команда представляет и поясняет свой творческий мини-проект/Ученик 1: Мы испытываем огромную гордость за наше прошлое, за подвиг наших Дорогих Ветеранов! Это подвиг подарил нам жизнь и сохранил нашу свободу! Ученик 2: С теплом в сердце и болью в душе мы благодарим их за каждое мгновение мира и спокойствия! Наш долг перед ними неизмерим и неизменен, он всегда будет жить в памяти наших детей, внуков и правнуков. Ученик 1: Именно они преподнесли нам настоящий урок мужества, высочайшего патриотизма и безграничной любви к своей Родине! Ученик 2: Мудрее этого урока у нас никогда не было и пусть никогда не будет! Звучит песня «День Победы» и проводится рефлексия / Анкета «Результат внеклассного мероприяIII.Используемая литература1.Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г.2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя — М.; Высшая школа, 19903.Марцинковская Т .Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 20014.Маркова В.В. Воспитание нравственных потребностей. М.,1987.5.Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения. М.: Издательский центр «Академия».,1999.6.Загладин Н.В. История Отечества XX век. М.: «Русское слово»., 2006.7. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. - М.: 1986.8. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981.9.Самсонов А.М. Москва 1941 года: От трагедий поражений - к Великой Победе. М.,1991.