Публикации Лучший проект по экологическому воспитанию «Сохраним природу»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший проект по экологическому воспитанию «Сохраним природу»
Автор: Васянина Наталия Владимировна

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики ГА ПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский механико-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (отделение дошкольного образования) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТпо экологическому воспитанию старших дошкольников в работе с родителями Тема: Сохраним природу!Чебоксары,2017СОДЕРЖАНИЕСтр.
  • Паспорт проекта…………………………………………………………………..3
  • Актуальность (проблема)…………………………………………………………4
  • Анализ среды (внешней, внутренней)…………………………………………..6
  • Цели и задачи проекта…………………………………………………………....8
  • Участники и их роль в реализации проекта…………………………………….9
  • Ресурсы проекта………………………………………………………………….9
  • Механизм реализации проекта…………………………………………………11
  • План реализации проекта……………………………………………………….12
  • Ожидаемые результаты………………………………………………………….14
  • Перспективы дальнейшего развития…………………………………………..15
  • Список литературы……………………………………………………………..16
  • Приложение……………………………………………………………………..17
  • ПАСПОРТ ПОЕКТА
  • Актуальность (проблема).
  • Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению поможет обеспечить не только единство и непрерывность педагогического процесса, но и переход от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природоохранному».
  • Анализ среды (внешней, внутренней).
  • АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫПедагоги МДОАУ детского сада №2  работают по проблеме экологического воспитания уже более 10 лет. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, а так же технологии парциальных программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
  • Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.Задачи проекта:1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
  • УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Музыкальный руководитель.
  • Дети
  • РЕСУРСЫ.
  • Нормативно-правовые:
  • ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государст венного образовательного стандарта дошкольного образования»);
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13).
  • Методическое обеспечение:
  • Веракса Н.Е, Комарова Т.С, М.А. Васильева " От рождения до школы". Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -3-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  • Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010..
  • сайт .
  • Информационные ресурсы:
  • Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах);
  • Сайт ДОУ;
  • Презентации;
  • Информационные стенды, буклеты, газеты, папки-передвижки.
  • Материально-технические ресурсы:
  • Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
  • уголок природы в группе;
  • экологическая тропа на участке детского сада;
  • огород на участ ке;
  • огород на окне;
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
  • библиотечка книг с экологическим содержанием;
  • костюмы животных, растений.
  • Кадровые ресурсы:
  • Воспитатели: Прокопьева Юлия Владимировна, стаж педагогической работы-10 лет;
  • Помощник воспитателя Алексеева Нина Альбертовна, стаж работы-9 лет;
  • Методист Иванова Анна Николоевна, стаж педагогической работы- 15 лет;
  • МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
  • ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
  • Ожидаемые результаты.
  • 1. Понимают о важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Родители имеют представления, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять
  • 3.Повысится уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений
  • Появится интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  • Родители на личном примере относятся к природе бережно, охраняют и защищают ее.
  • Сформированы детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Перспективы дальнейшего развития.
  • Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей и родителей в детском саду.Данный проект необходимо продолжить для дальнейшего формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей. Поэтому мне хотелось бы решить ряд следующих задач:
  • Расширить и обогатить знания детей и родителей о мире природы и животном мире родного края;
  • Создать экологическую тропу на территории детского сада;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  • Список литературы
  • Веракса Н.Е, Комарова Т.С, М.А. Васильева " От рождения до школы". Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -3-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.
  • Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  • Коломина Н.В. Воспитание основ эколо гической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  • Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010..
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  • Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
  • Тропинка в природу. Н.И. Балуева, В.В. Смирнова. Санет – Петербург 2001г.
  • Формирование экологической культуры дошкольников. Л. Г. Киреева .
  • Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. А.И. Иванова Москва 2005г.
  • ПриложенияРодительское собраниеТема: «Протяни руку дружбы природе и услышишь в ответ спасибо».Время проведения: май.Форма проведения: поход по территории детского сада. Участники: родители, педагоги. Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Задачи:1. обсудить с родителями проблему формирование экологической культуры ребенка;2. обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;3. продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;4. вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников. Подготовка к родительскому собранию:1. Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. 2. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. 3. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. 4. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой».5. Подбор музыкального сопровождения. 6. Подготовить памятки с советами для родителей. 7. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. 8. Оформить фотовыставку «Природа – это сказка».9. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви. Ход собрания:Родители приглашаются на веранду своей группы (музыкальный фон - «Звуки природы»).1. Вступление. Воспитатель читает стихотворение:«Что значишь ты, без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, О человек, венец природы, Что без природы твой конец? »Сказочно прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев). Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в поход по территории детского сада. Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней. Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад. 2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо. 3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право. 4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге. 5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо. 6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку. Остановка первая: «Знатоки природы» (лужайка на территории детского сада, столы или стойки с карточками, на которых изображены животные и птицы).«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - приз и звание «Знатока природы».Остановка вторая: «Острое блюдо» (на территории, где есть деревья и можно поставить стулья). Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение, родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).Вопросы: «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия? »;«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите? »; «Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия? »;«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»;«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие. Остановка третья: «Они нас лечат» (полянка, где растут лекарственные травы).Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке –И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. 1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь) .2. Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях) .3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница) 5. Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе. Чайная пауза. Родителям предлагается фито - чай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Остановка четвертая: «Игровая» (спортивная площадка). Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского. Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев! Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я – лев – выдохни, вдохни, Я – птица - выдохни, вдохни, Я – камень - выдохни, вдохни, Я – цветок - выдохни, вдохни, Я – спокоен, выдохни. Ты действительно успокоишься. Некоторые игры можно провести с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.ОКНО – очень короткие новости:SOS новостиКострище не зарастает 5-7 лет;Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;Одна береза, поврежденная топором – это сока. Занимательные новости:чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;крокодил обладает самым сильным голосом;змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;у улитки около 25 000 зубов; животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей. Остановка пятая: «Помоги природе» (место, где специально разбросан мусор) Воспитатель: «Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев) Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха. Остановка шестая: «Зеленая планета» - самое красивое место на территории детского сада. Музыкальный фон - «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди ). Стоят столы и необходимое оборудование для изготовления поделки из бросового и природного материала (по желанию родителей). «Из старых вещейСотворили цветок, Пусть он красотой поражает. И если Вам нужно, то сможем ещё, Много цветов не бывает».Родители делают небольшие поделки. Им выдается памятка с образцами по изготовлению поделок из природного и бросового материала. Родители возвращаются на веранду своей группы. Предлагается игра. Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… ». При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги. Подведение итогов: Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы. И долг природе должен быть оплачен, Когда б язык природы знали мы, Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л. Сорокин) На этом наш поход закончен. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание. Хочется закончить стихотворением Е. Евтушенко: «Берегите свою планету»:Дерево, трава, цветы и птицыНе всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей природы, Убивайте лишь зверей внутри себя».Анкета«Экологическое образование в семье»Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)2. Есть ли комнатные растения? Какие?3. Кто ухаживает за животными или растениями?4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?6. С какой целью?7. Где ребенок обычно проводит лето?8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.Анкета «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
  • Ф.И.О.
  • Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
  • Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  • На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  • Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  • Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  • Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  • Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
  •  Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой».Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.Конкурс 1. «Разминка».Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)3. Как называется растительный мир? (Флора)4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)Конкурс 2. « Урожай плодов».Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.Музыкальная пауза.Конкурс 3. «Загадалки».Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.Информационная справка для зрителей«Известное об известном»
  • Самый крупный:
  • -из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см-из змей – анаконда длина 5-10 метров2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 мСамые толстые - баобаб до 50 метров в окружностиСамые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину3.Быстрее всех:бегает гепардплавает меч-рыбалетает стриж4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас. Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов. 6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.Конкурс 4. «Угадай мелодию». Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.Подсказки:1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды) 5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда) Конкурс 5. «Домашнее задание».Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.Конкурс 6. «Театр-экспромт»».Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.1 команда – басня «Свинья под дубом»2 команда – басня «Ворона и лисица»жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улицаКолокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:1 команда – тема «Подводный мир»2 команда – тема «Царство снежной королевы»».Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.Игра для болельщиков «Перевертыши». Конкурс 8. «Дуэль».Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ. 1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.2.Деревья покрылись инеем – к теплу.3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.5.Зацвела осина – пора сеять морковь.6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.8.Много сока в березах – к дождливому лету.9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животноеи полюбоваться красивыми цветами.Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, какправильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание Вам: воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым. «Живой букварь»Нас в любое время годаУчит мудрая природаУчит по календарюПо живому букварюПтицы учат пениюПаучок терпениюУчит нас пчелиный ройДисциплине трудовойОбучает жить в трудеИ по справедливостиУчит пас правдивостиУчит снег нас чистотеУчит солнце добротеУ природы круглый годОбучатся нужноНас деревья всех породВесь большой лесной пародУчит крепкой дружбе.Консультация для родителей на тему:«Воспитание любви к природе»         Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать  красоту, разнообразие природы.Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение  добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.Консультация для родителей на тему:«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Есть просто храм,Есть храм науки.А есть еще природы храм –С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь!          Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только  может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина   «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.Памятка для родителей и детей по экологическому воспитаниюЗапомните правила!Охрана растений.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.  Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.  Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.  Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.  В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.  В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.  Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.Охрана животных. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.  Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.  Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.  Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.  Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях. В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!Родительское собрание по экологическому воспитаниюТема: "Экология и мы"Цель: создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.Способствовать сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.ХОД:Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию.«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве - о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально - волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно- образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка.Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.Экологическое воспитание что это (ответы родителей)Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.Что, прежде всего нам поможет (ответы родителей)Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях(ответы родителей)-Бережное.-Заботливое.-Гуманное.Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев.) .Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.Блиц - опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации (высказывания родителей)Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут- то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.Подвести к пониманию родителей то, что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.Решение родительского собрания:-Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.-Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.-В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе.Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.-Для этого родителям предлагается - анкетирование.-Рекомендации.«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».В. А. СухомлинскийУспехов Вам и вашим детям!«Тайны природы»(родительское собрание-КВН)Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».Жюри: заведующая ДОУ, родители.Ведущий: старший воспитатель или эколог.Ход собранияВедущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».Д е в и з нашего собрания: «Прикоснись к природе сердцем».Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.1-й конкурс. Представление.Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.2-й конкурс. Разминка.В о п р о с ы для команды «Капелька»:– Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)– У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)– Что за зверь лесной:Боится зверь ветвей моих,Гнезд не построит птица в них.В ветвях – краса и мощь моя.Скажите быстро, кто же я? (Лось.)Звонко-звонко распеваю,Воротившись с юга в срок.А вот песни занимаюДаже – даже у сорок. (Скворец.)– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)В о п р о с ы для команды «Планета Земля»:– Из какого дерева делают спички? (Осина.)– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)– Угадайте, что за птица:Света яркого боится.Клюв крючком, глаза пятачкомУшастая голова. Это… (сова).Он всю зиму в шубе спал,Лапу серую сосал,А проснувшись, стал реветь,Это зверь лесной… (медведь).– Кто кукует у кукушки? (Самец.)– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)Музыкальная пауза: танец «Радуга».3-й конкурс. Живая пантомима.Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).4-й конкурс. Конкурс капитанов.Кто быстрее разгадает кроссворд («Явления природы» и «Насекомые) – 3 балла.В о п р о с ы для болельщиков:– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)– Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)– У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха.)– Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)Музыкальная пауза: песня «Реченька».5-й конкурс. Домашнее задание.Защита красочного плаката или экологической газеты о весне – 5 баллов.Ведущий. Нет дерева на территории нашей России, которому бы так повезло и в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе:Я навек за туманы и росыПолюбил у березы стан,И ее золотые косы,И холщовый ее сарафан.Березы – это символ России.Музыкальная пауза: танец «Березка».6-й конкурс. Музыкальная разминка.Кто кого перепоет – песни о природе (по одному куплету).Ведущий. Берегите и охраняйте природу. Помните:Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.Берегите эти земли, эти воды.Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.Е. ЕвтушенкоП е с н я «Лесной марш» – поют дети и родители.Подведение итогов.