Публикации Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования
Автор: Киви Надежда Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 «Солнышко» Консультация «Об использовании современных формсотрудничества с семьями воспитанников,соответствующих ФГОС ДО»Музыкальный руководитель: Киви Н.В.г. Приморско-Ахтарск2015 годОб использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимо-действия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. Совместная деятельность партнеров образовательного процес-са (педагогов и родителей) – современное обязательное требование к работе музыкального руководителя ДОУ.Мой многолетний опыт работы в этой должности показывает, что именно семья может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Именно в семье ребенок впервые знако-мится с музыкой, видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями. В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Необходимым условием того, чтобы он остался с ребенком навсегда являет-ся закрепление услышанного в домашних условиях. В противном случае знания о музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Поэтому твердо убеждена в том, что результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они будут в тесном взаимодействии, основанном на устойчивом совпа-дении интересов, заниматься музыкальным развитием детей. Но на практи-ке, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а мы, музыкальные руководители ДОУ, стремимся научить всех детей слушать и понимать музыку, пытаемся развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных детей для дальнейшего развития их таланта в будущем. Вот это несовпадение взаимных ожиданий рождает определенные сложности в отношениях между семьями воспитанников и педагогами. Пути преодоления трудностей в общении с родителями воспитанников вижу в правильном выборе форм взаимодействия с ними.Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими пробле-мами и совместно их решать. Это создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.Участие родителей в жизни детского сада не просто дань моде. Сама жизнь заставила педагогов быть ближе к семье и только с ней решать проблемы дошкольников. В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Наряду с традиционными активно внедряются новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС ДО. К ним относятся:
  • родительские собрания (общие и групповые);
  • родительские конференции;
  • дни открытых дверей;
  • дни сотрудничества;
  • ежедневный непосредственный контакт с родителями во время приема и ухода детей;
  • вечера для родителей;
  • диспуты;
  • тематические выставки;
  • встречи с администрацией;
  • участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.)
  • индивидуальные консультации;
  • школа родителей.
  • Основными целями взаимодействия с родителями являются:
  • объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
  • повышение педагогической компетенции родителей;
  • обмен опытом семейного воспитания;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
  • Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители – это первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагога-ми ДОУ, и поэтому они должны быть хорошо информированы обо всех мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, чтобы участво-вать в их планировании, корректировке и анализе проведения. Для активиза-ции воспитательных возможностей родителей используем разнообразные активные формы общения с ними:
  • семейные игровые программы;
  • совместный досуг взрослых и детей;
  • познавательно - игровые викторины;
  • творческие мастерские;
  • дискуссионные мастерские;
  • практикумы;
  • тренинги.
  • В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, выполнять спортивные танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.Одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музы-кального руководителя и педагогов ДОУ является праздник. Именно празд-ник – одно их самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются предпосылки для их участия во всем цикле этой работы (от разработки сценария до послепраздничного чаепития). Началом такого сотрудничества было посильное участие родителей в праздничных утренниках, эстафетах, массовых танцах – в роли персонажей или сопереживающих. Для вовлечения взрослых в праздничное действие используем безотказный вариант «Веселый чемоданчик», в котором находятся предметы для работы на трибунах. Это инструменты шумового оркестра, фонарики, флажки, шляпы, шапочки с изображением разных овощей, сосулька-огонек, свистульки. Многие мамы и папы с удовольствием, используя предложенный набор атрибутов, становятся активными участниками праздника: с помощью свистулек прогоняют Бабу Ягу, помогают Деду Морозу зажечь елочку сосулькой-фонариком, изображают овощную грядку в соответствующих шапочках, озвучивают любимую детскую песенку с помощью инструментов и мультимедиа и т.д. И все это не требует допраздничной подготовки родителей, каких-то специальных репетиций. Родительский экспромт логично укладывается в сценарий, благодаря удачному использованию «Веселого чемоданчика» и мастерству ведущего. Важно довести до сведения родителей, что их участие в создании сце-нария праздника, костюмов, декораций и в самом проведении праздника является обязательным требованием повышения качества работы с детьми (в соответствии с современными требованиями нормативных документов: ФГОС ДО). Их участие позволяет обогатить эту деятельность новыми идеями, включить большее количество исполнителей для повышения зрелищности мероприятия.И родителям, и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком. Ребенок, перенимая опыт взрослых (родителей, педагогов), учится созданию и проведению публичного мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.Таким образом, совместная деятельность всех участников воспитатель-но-образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индиви-дуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.