Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кутеляпова Ирина Михайловна

Календарно-тематический план
Сентябрь
1 неделя
Тема
Сегодня – дошколята, завтра – школьники
Цели
Познакомить детей с осенним праздником – Днем знаний; формировать знания о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога.
Итоговое мероприятие
Экскурсия по детскому саду
2 неделя
Тема
Осенняя пора, очей очарованье
Цели
Учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдение; расширять представления о явлениях живой и неживой природы; воспитывать эстетическое отношение к природному миру.
Итоговое мероприятие
Составление коллекции семян и листьев
3 неделя
Тема
Труд людей осенью
Цели
Закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.
Итоговое мероприятие
Рассматривание альбома на тему Хвала рукам, что пахнут хлебом
4 неделя
Тема
Земля – наш общий дом
Цели
Сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширить знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе, явлениях природы, разнообразии видов растений и животных разных природных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе (листопад, сокодвижение, зимняя спячка и т.д.); закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.
Итоговое мероприятие
Досуг Земля – наш дом родной
Октябрь
1 неделя
Тема
Мой город
Цели
Закрепить и расширить знания детей о родном городе: название города, символы, основные достопримечательности (места отдыха горожан, кинотеатр, исторический памятник, Дворец культуры, спорта); познакомить с историей возникновения города, его названия, с названиями главных улиц; дать представление об основных предприятиях города; воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее; учить ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ микрорайона и составлять простейшие картосхемы, планы.
Итоговое мероприятие
Целевая прогулка Город, в котором мы живем
2 неделя
Тема
Родная страна
Цели
Расширять знания детей о родной стране, представления о том, что Россия – огромная многонациональная страна; формировать интерес к малой Родине; познакомить со столицей России, с гербом, флагом и гимном РФ; воспитывать патриотические чувства.
Итоговое мероприятие
Беседа на тему: Государственные символы России
3 неделя
Тема
Мир предметов и техники
Цели
Расширить знания детей о предметах и технике, способах их использования; учить устанавливать связи между назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет; поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснить полученную информацию.
Итоговое мероприятие
Игра-эксперимент с магнитом.
4 неделя
Тема
Труд взрослых. Профессии
Цели
Развивать интерес у детей интерес к разным профессиям, знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; формировать отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессией и трудовых процессов); создавать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий; воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к труду и его результатам.
Итоговое мероприятие
Создание фотоальбома Мамы всякие нужны, мамы всякие важны
Ноябрь
1 неделя
Тема
Семья и семейные традиции
Цели
Расширить представление детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям; воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.
Итоговое мероприятие
Оформление галереи портретов в группе Моя семья (с родителями)
2 неделя
Тема
Наши добрые дела
Цели
Формировать у детей ценностные представления о добре и зле; обучать способам и формам выражения доброты к друг другу, родным, окружающим людям, животным, природе; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарищей, высказывать свое мнение), навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Итоговое мероприятие
Мастерская добрых дел Книжки-малышки для детей младшей группы
3 неделя
Тема
Поздняя осень
Цели
Расширить знания детей о характерных признаках поздней осени, об изменениях в жизни растений, животных, птиц; вызвать желание и воспитывать умение любоваться красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстрации, слушания художественных текстов, практического взаимодействия с миром природы.
Итоговое мероприятие
Поисково-познавательная деятельность Почему перелетные птицы покидают нас осенью?
4 неделя
Тема
Мир комнатных растений
Цели
Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними; учить описывать растения, отмечая существенные признаки; воспитывать стремление беречь растения, ухаживать за ними.
Итоговое мероприятие
Сюжетно-ролевая игра Цветочный магазин
Декабрь
1 неделя
Тема
Зимушка-зима
Цели
Расширить и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой; воспитывать бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Итоговое мероприятие
Показ слайдов на тему Зимняя сказка под музыку П.И. Чайковского Времена года и чтение произведения Г. Скребицкого Зима
2 неделя
Тема
Будь осторожен!
Цели
Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения; способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам безопасного поведения.
Итоговое мероприятие
Решение ситуационных задач Что делать?
3 неделя
Тема
Готовимся к новогоднему празднику
Цели
Расширить знания детей о традициях праздничной культуры, обычаях празднования Нового года в нашей стране и других странах; побуждать самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию; развивать навыки совместной деятельности (принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата); воспитывать желание порадовать близких, изготовить для них подарки.
Итоговое мероприятие
Оформление группы и ёлки к празднику. Написание письма Деду Морозу.
4 неделя
Тема
Зимние чудеса
Цели
Учить детей видеть и эмоционально воспринимать красоту зимней природы, многообразие природного мира; развивать интерес к новогоднему празднику, его торжественности и уникальности; стимулировать проявления детской любознательности, стремления к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов; помочь систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.
Итоговое мероприятие
Новогодний утренник по мотивам сказки Гофмана Щелкунчик
Январь
2 неделя
Тема
Неделя игры
Цели
Обогащать игровой опыт каждого ребенка посредством участия в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях; создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, для развития навыков сотрудничества со сверстниками в игре.
Итоговое мероприятие
Оздоровительный досуг Зимние забавы
3 неделя
Тема
Неделя творчества
Цели
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира; развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, эмоционально-ценностные ориентации, познавательную активность, кругозор; приобщать к художественной культуре.
Итоговое мероприятие
Конкурс на лучшую фигуру из снега и создание узоров из цветных льдинок на участке (с помощью родителей)
4 неделя
Тема
Неделя познания. Зимушка хрустальная
Цели
Расширять знания детей о зиме, о взаимосвязи, взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы; учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы; развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление, речь, кругозор; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Итоговое
Досуг Зимушка хрустальная (хороводные игры)
Февраль
1 неделя
Тема
Друзья спорта
Цели
Расширить знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься спортом; познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения, с символами и ритуалами Олимпийских игр.
Итоговое мероприятие
Физкультурный досуг: Зима для ловких, сильных, смелых
2 неделя
Тема
Юные путешественники
Цели
Продолжать знакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать элементарные знания о географии; расширить знания о реках, морях, океанах, жителях морского дна, странах и континентах, природно-климатических зонах; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому, стремление к познанию, интерес к окружающему миру.
Итоговое мероприятие
Выставка стенгазет, фотоальбомов Где я провел лето?
3 неделя
Тема
Защитники Отечества
Цели
Расширять знания детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек – уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Итоговое мероприятие
Итоговая беседа Что за праздник – папин день?
4 неделя
Тема
Народная культура и традиции
Цели
Расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.
Итоговое мероприятие
Подготовка костюмов к празднику Масленица. Развивающая игра Славянская семья
Март
1 неделя
Тема
Женский праздник
Цели
Активизировать знания детей о празднике 8 Марта; развивать гендерные представления; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщинам, любовь и заботу о маме, бабушке; вызывать желание оказывать помощью женщинам.
Итоговое мероприятие
Утренник, посвященный празднику 8 Марта
2 неделя
Тема
Уроки вежливости и этикета
Цели
Расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в театре, музее, кафе)
Итоговое мероприятие
Образовательная ситуация Уроки этикета
3 неделя
Тема
Весна пришла
Цели
Расширить знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса к природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов; развивать умение ориентироваться во времени и сезонах, используя различные календари (погоды, природы, года); воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Итоговое мероприятие
Просмотр фото- и видеосюжетов о весне
4 неделя
Тема
Неделя книги
Цели
Познакомить детей с содержанием деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, процессом создания книг, правилами обращения с книгами; развивать интерес к книге, представления о многообразии жанров литературы и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); воспитывать любовь к книге; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
Итоговое мероприятие
Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского и С.Я. Маршака.
Апрель
1 неделя
Тема
Неделя здоровья
Цели
Формировать знания детей об организме человека, о здоровье и его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики, охраны и укрепления здоровья; способствовать становлению у детей устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, потребности в здоровье сберегающем и безопасном поведении.
Итоговое мероприятие
Развивающая игра Витаминка и ее друзья
2 неделя
Тема
Космические просторы
Цели
Дать детям знание о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звезд; учить самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие открытия, включаться в поисковую деятельность, используя разные способы: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения.
Итоговое мероприятие
Эксперимент Почему в космос летают на ракете?
3 неделя
Тема
Юный гражданин
Цели
Дать детям понятие, что каждый человек, ребенок обладает равными правами, раскрыть содержание прав человека, детей; формировать начала гражданственности; развивать толерантность, чувство свободы, справедливости, гражданские чувства
Итоговое мероприятие
Дидактическая игра Я не должен..
4 неделя
Тема
Дорожная азбука
Цели
Дать детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; учить соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте и на дороге.
Итоговое мероприятие
Развлечение о правилах дорожного движения Приключения лесных жителей
Май
1 неделя
Тема
9 Мая
Цели
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне и ее героях; познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине
Итоговое мероприятие
Выставка детских работ Подарок ветерану
2 неделя
Тема
Искусство и культура
Цели
Формировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в ходе посещения музеев, экскурсий к разным объектам искусства; познакомить с разными видами искусства; подвести к пониманию ценности искусства и культуры; развивать эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, интерес к посещению музеев, галерей, театров.
Итоговое мероприятие
Посещение кукольного театра А.К. Брахмана
3 неделя
Тема
Опыты и эксперименты
Цели
Учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми; развивать интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения.
Итоговое мероприятие
Фокусы Встреча с чудесами
4 неделя
Тема
Экологическая тропа
Цели
Расширять знания детей о растениях и животных, птицах, насекомых, обитателях водоемов; развивать интерес к природе; воспитывать стремление оберегать природный мир, видеть красоту, следовать доступным правилам в природе.
Итоговое мероприятие
Опыт Потребность в воде