Публикации «Учитель - это призвание»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Лунькова Ольга Васильевна

КВН по русскому языку
4 класс
Цель: прививать любовь к родному языку.
Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление и развитие УУД.
Данное мероприятие позволяет это сделать.
Познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Зал украшен плакатами с высказываниями о русском языке.
Ведущий.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной русском языке говорят не только русские. Послушайте, что говорили о нем русские писатели.
Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой. А. Н. Толстой
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина?
Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой
Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык. М. Горький
"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, – непобедим". А.М.Горький.
"Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом". Сабир Абдулла.
- Сейчас ребята прочитают пословицы о русском языке. (Д/З)
2. Приветствие команд.
1 Конкурс Слово – змейка.
Команда встаёт друг за другом напротив доски и записывают слова в таком порядке: второе слово начинается с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь....
2 Конкурс Вспомни правило и примером докажи.
Ведущий показывает карточки со словами, в которых пропущены буквы. На любые правила. Дети называют слово и объясняют написание буквы.
Конкурс болельщиков.
(задание раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми)
Рукой подать – близко.
Через час по чайной ложке – медленно.
Морочить голову – обманывать.
Склонять по падежам – ругать.
Засучив рукава – хорошо работать.
Опустив рукава – плохо работать.
Во весь дух – быстро.
Прикусить язык – замолчать.
Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.
3 Конкурс капитанов.
(раскрыть скобки в предложениях)
- (по)шел (по) саду
- язык (до)Киева (до)ведет
- хорошее слово (до)сердца (до)йдет
- (с)горы (с)бежал поток проворный.
Определить части речи:
- посадила мама в печь пироги с капустой печь
- снежное покрывало, покрывало все поле
- ведро дало течь, и вода стала течь.
1. Раскройте скобки в предложениях:
- (по)шел (по) саду ______________________________________
- язык (до)Киева (до)ведет _______________________________
- хорошее слово (до)сердца (до)йдет
________________________________________________________
- (с)горы (с)бежал поток проворный.
2. Определите части речи:
- посадила мама в печь пироги с капустой печь
- снежное покрывало, покрывало все поле
- ведро дало течь, и вода стала течь.
1. Раскройте скобки в предложениях:
- (по)шел (по) саду ______________________________________
- язык (до)Киева (до)ведет _______________________________
- хорошее слово (до)сердца (до)йдет
________________________________________________________
- (с)горы (с)бежал поток проворный.
2. Определите части речи:
- посадила мама в печь пироги с капустой печь
- снежное покрывало, покрывало все поле
- ведро дало течь, и вода стала течь.
4. Конкурс
разгадай кроссворд Спрятанные слова
(даны 12 букв М, расположенные горизонтально, надо вписать слова в клетки вертикально,
слева направо)
- подземная железная дорога
- мера времени
- шкаф, стол, стул
- помещение для продажи товаров
- овощ
- сильный ветер со снегом
- напиток белого цвета, полезный для детей
- переход через реку
- дикий зверь
- куклы одна в другой
- сильный холод
- напиток из ягод.
Конкурс болельщиков Отгадай слова
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вола. (Расписка)
5 Конкурс Угадай знак
(У каждой команды по 3 карточки со знаками !, ?, ..)
Ведущий читает предложение, а команды по очереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.)
- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
- Это День Победы.
- Какое счастье быть свободным!
- Ты любишь раннее весеннее утро?
- Выйди в сад и открой глаза.
- Чувствуешь радость наступающего дня?
- Как прекрасно все вокруг!
- Что ты еж такой колючий?
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи!
6 Конкурс "Ответь на пять!"
Конкурс состоит из 2 этапов.
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.
Солнце
Юла
Касса
Деньки
Яма
Грамм
Пеньки
Сердце
2) Составь слово, переставив буквы.
Ланпе (пенал)
Тарпа (парта)
Ганик (книга)
Ватра (трава)
Кисарк (краски)
Вонзок (звонок)
Елонь (олень)
Чкару (ручка)
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
1) Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв.
Солнце______________
Юла________________
Касса_______________
Деньки______________
Яма_________________
Грамм_______________
Пеньки______________
Сердце_______________
2) Составь слово, переставив буквы.
Ланпе _____________________________
Тарпа _____________________________
Ганик _____________________________
Ватра _____________________________
Кисарк____________________________
Вонзок ____________________________
Елонь _____________________________
Чкару _____________________________
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
7 Конкурс "Где слова родные, однокоренные?"
На доске – рифмовки с родственными и неродственными словами:
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок.
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья.
Каждая команда подчёркивает в своей рифмовке только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.
Рекламная пауза
читают стихотворение Серьезный разговор О. Высоцкой
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я!
8 Конкурс "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"
На доске в 2 столбика записаны слова:
(За) горой
(По)бежать
(Под) сосной
(За) кричать
(На) горе
(Об) судить
(Во) дворе
(Из) учить
(С) кресла шарф
(С) тащил щенок…
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал
(Со) всех сторон…
И (по) мчался
(На) балкон.
Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание.
Конкурс болельщиков "Образуй существительное"
Ведущий говорит имена прилагательные:
Глупый –… (глупец)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)
Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)
Нужно подобрать к прилагательному однокоренное существительное – название человека.
9 Конкурс капитанов
Задание: найти слово по его частям.
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник. (Спутник.)
2) Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
10 Конкурс "Можем мы диктант писать на "4" и на "5"
Каждый участник команды пишет по 1 предложению, следующий проверяет и пишет своё.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Сколько в нём метких слов! Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин, маленькие рассказы для детей писал Толстой.
Пока жюри подводит итоги,
все участники поют песню о КВН (на мелодию песни "Улыбка").
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.