Публикации «Творческие работы и учебно-методические разработки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Лунькова Ольга Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №3 г. Окуловка
Программа курса
Устное народное творчество.
6,5 – 11 лет
(1 – 4 классы)
Возраст участников: 6,5 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Программа составлена:
Луньковой О.В., учителем
начальных классов
МАОУСШ №3 г. Окуловка
Место разработки:
г. Окуловка
Новгородской области
Год разработки: 2017 год
Пояснительная записка.
Знакомство с устным народным творчеством в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает духовно народной мудростью. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы поколений, отдельных людей, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями жизни. Во все времена человек выражает себя в труде и творчестве. И то, и другое людям так же необходимо как хлеб, воздух, общение. Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, о творчестве справедливости и победе над злом, он запечатливал в них быт и нравы людей, смену времен года, законы животно-
го и растительного мира, крестьянский календарь. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. Необходимо продолжить эту преемственность, знакомя учащихся с разными жанрами устного творчества, учить петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Данная программа своевременна и актуальна. Изучение устного народного творчества играет большую роль в воспитании детей. Программа направлена на изучение истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа. Способствует воспитанию интереса и любви к своему краю, традициям русского народа.
Цель программы: изучение истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа.
Задачи:
1. Знакомить детей с разными жанрами устного народного творчества.
2. Прививать интерес к прошлому нашей Родины, к народной мудрости.
3. Знакомить с традициями и обычаями русского народа.
4. Учить ценить прошлое.
5. Устанавливать межпредметные связи с литературой, музыкой, техно -логией, историей и изобразительным искусством.
6. Осуществлять преемственность программы по устному народному творчеству с дошкольным образованием учащихся.
Программа построена , исходя из поставленных задач.
В первом классе дети знакомятся с детским фольклором. Расширяется понятие сказка, изучаются докучные сказки, русские народные сказки.
Во втором классе введены темы: Былина, Новгородские сказки, русские народные игры. Данные темы развивают познавательные способности детей.
Используется региональный компонент, связь с другими общеобразователь- ными предметами, связь с жизнью. Трудно представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Подвиж-
ная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В играх отражается образ жизни людей. Их быт, труд, представление о чести и смелости. Народные игры – это часть художественного и физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют поведение детей, их взаимоотношения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
В третьем классе продолжается знакомство со сказкой. Выясняется отличие сказки от легенды, легенды от предания. Вводится знакомство с суеверными рассказами, этнологическими рассказами и баснями, былинами. Они и воспитывают, и поучают, и развивают ребенка. Именно здесь и прослежи-вается связь с литературным чтением. Учащиеся узнают имена первых русских князей, богатырей, обычаи русского народа, что позволит лучше освоить курс истории в начальной школе и среднем звене.
В четвертом классе учащиеся знакомятся с историческими преданиями и легендами, народным театром.
К каждому уроку дети ведут самостоятельную поисковую работу.
Региональный компонент представлен темой Новгородские сказки, что позволит познакомить детей с красотой и полнозвучием уходящего говора Северной Руси, воспитать любовь к своим истокам и привить интерес к прошлому своего края.
Каждый русский человек должен почитать обычаи и традиции предков.
А для этого необходимо познакомиться с этими традициями. Поэтому в программу включены традиционные народные праздники. При отборе этих праздников учитывались сезонные изменения в жизни русского народа и преемственность с дошкольным образовательным учреждением. При подготовке к праздникам используются межпредметные связи с музыкой и ИЗО.
Программа предусматривает совместную деятельность учителя, детей и родителей. Это относится и к подбору материала для занятий, и к проведе- нию праздников. Такое содружество приводит к сплочению детского и родительского коллективов.
В сетке часов она занимает 1 час в неделю.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы (6,5 – 11 лет).
К ожидаемым результатам можно отнести:
1. Сбор фольклорного материала.
2. Ведение альбома-книжки Устное народное творчество.
3. Знакомство с коллективами библиотек города, с интересными людьми.
4. Выступления перед учениками школы, учителями, родителями.
5. Участие в фольклорных праздниках школы, города.
6. Сплочение детского и родительского коллективов.
7. Развитие УУД:
Познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со свертниками и взрослыми;
Регулятивные – правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально своё время, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции;
Личностные - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Содержание программы.
Первый год обучения (29 часов)
I. Введение (1час).
Знакомство с понятием фольклор.
II. Колыбельный период (Поэзия пестования) – (4 часа).
Знакомство с колыбельными песнями, пестушками, потешками, приговор-
ками.
III. Прибаутки (1 час).
Знакомство с людскими пороками через прибаутки. Художественная образ-
ность и композиция прибауток.
IV. Докучные сказки (2 часа).
Особенность докучных сказок, почему их так назвали. Чтение и рассказы-
вание докучных сказок.
V. Небылицы (2 часа).
Чтение, рассказывание, инсценирование небылиц.
VI. Считалки (1 час).
Три компонента игры. Роль считалки в игре.
VII. Дразнилки (1 час).
Роль дразнилок в общении людей. Дразнилки на птиц и животных.
VIII. Скороговорки (1 час).
Изучение звуков речи с помощью скороговорок. Усовершенствование дикции через скороговорку.
IX. Загадки (1 час).
Иносказательное изображение предметов и явлений действительности.
Типы загадок. Умение разгадывать загадки.
X. Поговорки и пословицы (2 часа).
Назначение поговорки и пословицы.
XI. Заклички (2 часа).
Детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
XII. Русские народные сказки (10 часов).
Понятие сказки. Возникновение сказки. Законы построения сказки. Герои сказок. Сказки о животных.
Второй год обучения (34 часа).
I. Русские народные сказки (4 часа).
Расширение понятия сказка. Виды сказок. Признаки сказки.
II. Былины (12 часов).
Определение понятия былины. Былинные герои. Происхождение былин.
Роль былин в жизни человека.
III. Новгородские сказки (6 часов).
Знакомство со сказками своего региона. Отличие новгородских сказок от сказок других регионов страны, от сказок других народов.
IV. Традиционные народные праздники (6 часов).
Знакомство с традициями своего народа через праздники.
V. Русские народные игры (6 часов).
Воспитательная сила игры. Содержание народных игр. Правила игры.
Роль игры в жизни человека. Взаимодействия во время игры.
Третий год обучения (34 часа).
I. Народный календарь (8 часов).
Знакомство с народным календарём по временам года : осень, зима, весна, лето. Практическая значимость народного календаря.
II. Предания. (2 часа).
Знакомство с преданиями Пугач и Салтычиха, Ночь на Ивана Купалу.
Отличие предания от сказки.
III. Легенды (2 часа).
Знакомство с легендами О царе Петре истинном и царе Петре ложном, О Наполеоне. Отличие легенды от сказки, предания от легенды.
IV. Христианские легенды. (3 часа).
Знакомство с христианскими легендами. Связь с народным календарём.
V. Суеверные рассказы. Былички и бывальщины. (8 часов).
Знакомство с суеверными рассказами. Роль в жизни человека.
VI. Этнологические рассказы и басни. Сотворение мира. Басни о животных и растениях (6 часов).
Знакомство с этнологическими рассказами и баснями. Установление ана-
логий.
VII. Традиционные народные праздники (5 часов).
Проведение народных праздников – Деревенские посиделки, Широкая Масленица.
Четвёртый год обучения (34 часа).
I. Киевская и Новгородская Русь (4 часа).
Основание Киева. Признание Рюрика. Поход Святослава на греков. Свержение Перуна в Новгороде.
II. Татаро-монгольское нашествие и свержение ига (6 часов).
Евпатий - Коловрат. Казак – Ермачок. Про Мамая Безбожного. Про Суханьку Замантьева. Три Ивана.
III. Иван Грозный, Ермак, Кудеяр. (4 часа).
Воцарение Ивана Грозного. Иван Грозный в Новгороде. Ермак и ермаковцы. Клады Кудеяра и разбойников. Марфа – посадница.
IV. Степан Разин (3 часа).
О Степане Разине. Про Стеньку Разина и его сыновей. Зимовье Стеньки Разина. Харко.
V. Крестьянская война под руководством Пугачёва (2 часа).
Пугачев и Салават Юлаев. Горькая смерть.
VI. А.В. Суворов (2 часа).
Суворов и солдаты. Дедушка Суворов а Альпах.
VII. Кутузов. Наполеон. Англичане. (4 часа).
Кутузов – истинный почитатель Суворова. Кутузов и солдаты. О Наполеоне. Про англичан.
VIII. Петр I (3 часа).
О встрече Петра со шведами на Ладожском озере. Как Петр Великий ездил в Соловки на богомолье. О Петре I. Петр Великий и кузнец. ПетрI в кузнице.
IX. Народные заступники (1 час).
Про Василия Рощина. Серебряков.
X. Силачи (2 часа).
Про Никитушку Ломова. Иван Донской.
XI. Народный театр (3 часа).
Народный кукольный спектакль. Спектакль Петрушка.
Учебно-тематическое планирование
(1 – 4 классы)
1 класс (29 ч.)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
УУД
I
Введение
1
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
II
Колыбельный период
(Поэзия пестования)
1. Колыбельные песни
2. Пестушки
3. Потешки
4. Приговорки
4
1
1
1
1
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников, контро-
лируемом пространстве Интернета;
Осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире;
Строить сообщения в устной и письменной форме.
III
Прибаутки
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
IV
Докучные сказки
2
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
V
Небылицы
2
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
VI
Считалки
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
VII
Дразнилки
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
VIII
Скороговорки
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
I X
Загадки
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
X
Поговорки и пословицы
2
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
XI
Заклички
2
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
XII
Русские народные сказки
1. Лиса и козёл
2. Кот, петух и лиса
3. Лиса и журавль
4. Гуси-лебеди
5. Лисичка-сестричка и волк
6. Морозко
7. Два мороза
8. Снегурочка
9. Лиса, заяц и петух
10. Лиса и тетерев
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
2 класс (34 ч.)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
УУД
I
Русские народные сказки.
1.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
2. Каша из топора
3. Сивка-Бурка
4. Никита Кожемяка
4
1
1
1
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
II
Былины.
1. Илья Муромец и Соловей Разбойник
2. Илья Муромец и Калин-царь
3. Добрыня и Змей
4. Алеша Попович и Тугарин Змеевич
5. Добрыня и Алеша
6. Иван – гостиный сын
7. Волна и Микула Селянинович
8. Соловей Будимирович
9. Ставр Годинович
10. Садко
11. Василий Буслаевич
12. Вавила и скоморохи
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
III
Новгородские сказки.
1. Наговорная водица
2. Меленка-молодилка
3. Горшок
4. Дурачок
5. Жена доказчика
6. Што на белом свете случаетца (Ведьма)
6
1
1
1
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Строить сообщения в устной и письменной форме.
IV
Традиционные народные праздники.
1. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
2. Зимние святки
3. Обряды и обычаи. Масленица
6
2
2
2
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
V
Русские народные игры.
1. Арина, Бабка Ёжка
2. Жмурки, Два Мороза
3. Гуси-лебеди, Заря
4. Горелки, Почта
5. Пчелки и ласточки, Краски
6. У медведя во бору, Волк
6
1
1
1
1
1
1
Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации.
3 класс (34 ч.)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
УУД
I
Народный календарь.
1. Осень - сентябрь, октябрь, ноябрь.
2. Зима - декабрь, январь, февраль.
3. Весна - март, апрель, май.
4. Лето - июнь, июль, август.
8
2
2
2
2
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу т способам решения новой задачи;
Установка на здоровый образ жизни;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников, контро-
лируемом пространстве Интернета.
II
Предания.
1. Пугач и Салтычиха
2. Ночь на Ивана Купалу
2
1
1
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Устанавливать аналогии;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
III
Легенды.
1. О царе Петре истинном и царе Петре ложном
2. О Наполеоне
2
1
1
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Устанавливать аналогии;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
IV
Христианские легенды.
1. Никола –угодник и купеческий сын
2. Никола Чудотворец
3. Илья-пророк и Никола
3
1
1
1
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Устанавливать аналогии;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
V
Суеверные рассказы. Былички и бывальщины.
1. Пряничная гора
2. Волга и Кема
3. Оборотень
4. Леший
5. Водяной и его дочь
6. Домовой
7. Кикиморы
8. Чёрт
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Устанавливать аналогии;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
VI
Этнологические рассказы и басни. Сотворение мира. Басни о животных и растениях.
1. Творение мира. О миротворении
2. О происхождении аиста
3. Откуда медведи пошли
4. Отчего медведь стал человека бояться
5. О реках, горах, озерах
6. Вазуза и Волга
6
1
1
1
1
1
1
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Устанавливать аналогии;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
VII
Традиционные народные праздники.
1. Деревенские посиделки
2. Широкая Масленица
5
2
3
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
4 класс (34 ч.)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
УУД
I
Киевская и Новгородская Русь.
1. Основание Киева
2. Признание Рюрика. Рюрик-новосел.
3. Поход Святослава на греков.
4. Свержение Перуна в Новгороде.
4
1
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
II
Татаро-монгольское нашествие и свержение ига.
1. Евпатий – Коловрат
2. Казак – Ермачок
3. Казак – Ермачок
4. Про Мамая Безбожного
5. Про Суханьку Замантьева
6. Три Ивана
6
1
1
1
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
III
Иван Грозный, Ермак, Кудеяр.
1. Воцарение Ивана Грозного
2. Иван Грозный в Новгороде
3. Ермак и ермаковцы
4. Клады Кудеяра и разбойников
5. Марфа-посадница
4
1
1
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
IV
Степан Разин и разинцы.
1. О Степане Разине. Про Стеньку Разина и его сыновей.
2. Зимовье Стеньки Разина
3. Харко
3
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
V
Крестьянская война под руководством Пугачёва.
1. Пугачёв и Салават Юлаев
2. Горькая смерть
2
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
VI
А.В.Суворов.
1. Суворов и солдаты
2. Дедушка Суворов а Альпах
2
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
VII
Кутузов. Наполеон. Англичане.
1. Кутузов – истинный почитатель Суворова
2. Кутузов и солдаты
3. О Наполеоне
4. Про англичан
4
1
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
VIII
Петр I
1. О встрече Петра I со шведами на Ладожском озере
2. Как Петр Великий ездил в Соловки на богомолье
3. О Петре I. Петр Великий и кузнец. Петр I в кузнеце.
3
1
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
I X
Народные заступники.
1. Про Василия Рощина.
Серебряков.
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
X
Силачи.
1. Про Никитушку Ломова.
2. Иван Донской.
2
1
1
Основы гражданской идентичнос-
ти личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
XI
Народный театр.
1. Народный кукольный театр. Спектакль Петрушка
3
3
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Литература для учителя.
1. Русские народные сказки.
2. Былины. Составитель Т.Г. Тетенькина, Калининград, 1996 г.
3. знакомство детей с русским народным творчеством Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.Корепанова и др., Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.
4. Сказки, сказания, былины, предания, Ярославль, Академия развития, 1997 г.
5. Альманах В мире сказок, выпуск 3/91, Былины.
6. Былинная Русь, В. Агафонов, М., 1992 г.
7. Новгородские сказки, Новгород, 1993 г. Земля Новгородская.
8. Спутник учителя музыки, Составитель Т.В. Челышева, М., Просвещение, 1993 г.
9. От осени до осени, Хрестоматия. Составитель М.Ю. Новицкая, М., 1994.
10. Детские народные подвижные игры. М., Просвещение, 1995 г.
Литература для учащихся.
1. Книги из серии Книга за книгой:
Берёзовая карусель, Солнышко покажись! Красное снарядись!, Ласковое слово что солнышко в ненастье, При солнышке тепло, при матери добро, День работой весел, Делу время, потехе час М., Детская литература, 1979г., 1978г.,1980г., 1986г., 1989г.
2. Школа для птенцов Л. А. Токмакова М., Советский художник, 1979 г.
3. Садко (былинный сказ) М., Детская литература, 1980 г.