Публикации
Лучший конспект урока «Развитие навыков игры на шестиструнной гитаре»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока «Развитие навыков игры на шестиструнной гитаре»
Автор: Карачева Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока «Развитие навыков игры на шестиструнной гитаре»
Автор: Карачева Елена Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 3
Открытый урок
на тему:
Работа над техникой арпеджио в классе гитары
Преподаватель: Карачева Е.В.
г. Петропавловск-Камчатский
Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.
Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.
Развивающие:
Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.
Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.
Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к игре на гитаре.
Воспитывать культуру исполнения.
Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.
Этапы урока:
Организационный (подготовка к занятию).
Теоретический (Методы раскрепощения пальцев правой руки. Ассоциация игры на гитаре со стрельбой из лука).
Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе предложенных упражнений и пьес).
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).
Используемые методы:
Импровизационно-вариантный;
Эвристический;
Информационно-рецептивный;
Проблемный;
Репродуктивный;
Наблюдение;
Накопление знаний;
Самоконтроль;
Контроль;
Убеждение;
Стимулирование;
Создание ситуации успеха.
Занятия проводится с учеником первого класса - Самохин Евгений, 8 лет.
План урока:
Введение.
Определение основных исполнительских штрихов.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука.
Работа над техникой арпеджио на примере Прелюдов М.Каркасси.
а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
Заключение.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
Постановка цели урока.
Преподаватель: Здравствуй, юный музыкант!
Сегодня на урок мы собрались все вместе, а значит и урок должен быть не совсем обычный, правильно?
Ученик отвечает.
Преподаватель: Верно. Но, на концертах ты, наверняка, понимаешь, о чем играет исполнитель! Ты видел на концерте, как легко и ловко работают руки исполнителя. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?
Ученик: Да!
Преподаватель: Тогда мы должны изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем только ее часть.
Мы покажем, какими методами можно развивать технику исполнения арпеджио на начальном этапе обучения.
Активизация внимания.
Создание ситуации неожиданности.
Теоретический.
Получение знаний для выполнения намеченного плана.
Преподаватель: Для работы нам понадобятся различные штрихи. Давай вспомним некоторые из них. Что такое legato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое staccato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое apoyando, tirando?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Сегодня мы покажем работу над техникой исполнения арпеджио.
Арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном, tirando.
Давай сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:
Выбор приемов звукоизвлечения.
Постоянный контроль своего исполнения.
Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.
Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)
Озвучивание проблемы и ее анализ.
Активизация внимания.
Решение проблемы.
Практический.
Формирование навыков игры.
Преподаватель: Располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?
Ответ учащегося (tirando).
Преподаватель: Представим себе, что стреляем из лука! Палец оттягивает тетиву, и спускаем стрелу, способом tirando. Постарайся спускать тетиву параллельно деке гитары, чтобы стрела не ушла в землю или не попала в Себя! Пальцы, которые не играют, стоят на струнах (обозначено крестиками), а ноту извлекает соответствующий палец.
Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.
Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.
Если некоторые созвучия не получается сыграть вместе, то можно для начала сыграть их раздельно, но поймать струны после извлечения звука нужно одновременно. Когда натренируешься, попытайся все же сыграть вместе созвучия. Когда будет хорошо получаться, постарайся сыграть двойные ноты и созвучия ровным по громкости звуком, чтобы звучал аккорд или интервал.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М.Каркасси Прелюд C-dur.
Прелюд играть: legato, staccato (палец сразу вернуть на струну и держать его до следующего извлечения звука), выборочное staccato (один палец – staccato и держать его на струне до следующего извлечения звука, а остальные - legato), аккордами в разных ритмах или бас-аккорд, legato в подвижном темпе.
Ответ учащегося и иллюстрация.
А теперь другой вариант арпеджио М. Каркасси Прелюд G-dur.
Этот Прелюд покажем разными аппликатурными вариантами: pimi, pmam, piai, - причем каждый вариант нужно сыграть legato – staccato – legato.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.
Анализ ребенком собственной (удачные и неудачные моменты).
Развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале.
Создание ситуации успеха.
Анализ собственных действий.
Навык
устранения ошибок.
Повторение пройденного материала. Применение полученных новых знаний на ранее изученном материале.
Заключительный.
Закрепление полученных знаний.
Выводы.
Преподаватель: Ты многое узнала о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Как отработать технику арпеджио?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Ты прекрасно потрудилась! Этот день можно считать рождением нового гитариста! В знак признательности, домашнее задание для тебя пусть будет следующее: применить полученные знания на других двух пьесах! Благодарю за работу! До свидания!
Окончание урока.
Блиц-опрос.
Закрепление материала урока.
Поощрение.
Создание ситуации успеха
Используемая литература для преподавателя:
1. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под ред. В. Калёнова. – Новосибирск: НМК, 2003. – Доинструментальный период.
2. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ. (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК,2003. – Ч. I. Инструментальный период.
3. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК, 2003. – Ч.II. Инструментальный период.
Используемая литература для обучающегося:
1.Дылла М. Материалы мастер класса. – Новосибирск, НМК им Мурова, 2012.
2. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002.
3. Кузин Ю.П. Материалы мастер класса. - Кемерово, ДМШ №4, 2004.
Детская музыкальная школа № 3
Открытый урок
на тему:
Работа над техникой арпеджио в классе гитары
Преподаватель: Карачева Е.В.
г. Петропавловск-Камчатский
Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.
Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.
Развивающие:
Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.
Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.
Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к игре на гитаре.
Воспитывать культуру исполнения.
Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.
Этапы урока:
Организационный (подготовка к занятию).
Теоретический (Методы раскрепощения пальцев правой руки. Ассоциация игры на гитаре со стрельбой из лука).
Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе предложенных упражнений и пьес).
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).
Используемые методы:
Импровизационно-вариантный;
Эвристический;
Информационно-рецептивный;
Проблемный;
Репродуктивный;
Наблюдение;
Накопление знаний;
Самоконтроль;
Контроль;
Убеждение;
Стимулирование;
Создание ситуации успеха.
Занятия проводится с учеником первого класса - Самохин Евгений, 8 лет.
План урока:
Введение.
Определение основных исполнительских штрихов.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука.
Работа над техникой арпеджио на примере Прелюдов М.Каркасси.
а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
Заключение.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
Постановка цели урока.
Преподаватель: Здравствуй, юный музыкант!
Сегодня на урок мы собрались все вместе, а значит и урок должен быть не совсем обычный, правильно?
Ученик отвечает.
Преподаватель: Верно. Но, на концертах ты, наверняка, понимаешь, о чем играет исполнитель! Ты видел на концерте, как легко и ловко работают руки исполнителя. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?
Ученик: Да!
Преподаватель: Тогда мы должны изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем только ее часть.
Мы покажем, какими методами можно развивать технику исполнения арпеджио на начальном этапе обучения.
Активизация внимания.
Создание ситуации неожиданности.
Теоретический.
Получение знаний для выполнения намеченного плана.
Преподаватель: Для работы нам понадобятся различные штрихи. Давай вспомним некоторые из них. Что такое legato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое staccato?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Что такое apoyando, tirando?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Сегодня мы покажем работу над техникой исполнения арпеджио.
Арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном, tirando.
Давай сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:
Выбор приемов звукоизвлечения.
Постоянный контроль своего исполнения.
Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.
Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)
Озвучивание проблемы и ее анализ.
Активизация внимания.
Решение проблемы.
Практический.
Формирование навыков игры.
Преподаватель: Располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?
Ответ учащегося (tirando).
Преподаватель: Представим себе, что стреляем из лука! Палец оттягивает тетиву, и спускаем стрелу, способом tirando. Постарайся спускать тетиву параллельно деке гитары, чтобы стрела не ушла в землю или не попала в Себя! Пальцы, которые не играют, стоят на струнах (обозначено крестиками), а ноту извлекает соответствующий палец.
Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.
Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.
Если некоторые созвучия не получается сыграть вместе, то можно для начала сыграть их раздельно, но поймать струны после извлечения звука нужно одновременно. Когда натренируешься, попытайся все же сыграть вместе созвучия. Когда будет хорошо получаться, постарайся сыграть двойные ноты и созвучия ровным по громкости звуком, чтобы звучал аккорд или интервал.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М.Каркасси Прелюд C-dur.
Прелюд играть: legato, staccato (палец сразу вернуть на струну и держать его до следующего извлечения звука), выборочное staccato (один палец – staccato и держать его на струне до следующего извлечения звука, а остальные - legato), аккордами в разных ритмах или бас-аккорд, legato в подвижном темпе.
Ответ учащегося и иллюстрация.
А теперь другой вариант арпеджио М. Каркасси Прелюд G-dur.
Этот Прелюд покажем разными аппликатурными вариантами: pimi, pmam, piai, - причем каждый вариант нужно сыграть legato – staccato – legato.
Ответ учащегося и иллюстрация.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.
Анализ ребенком собственной (удачные и неудачные моменты).
Развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале.
Создание ситуации успеха.
Анализ собственных действий.
Навык
устранения ошибок.
Повторение пройденного материала. Применение полученных новых знаний на ранее изученном материале.
Заключительный.
Закрепление полученных знаний.
Выводы.
Преподаватель: Ты многое узнала о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Как отработать технику арпеджио?
Ответ учащегося.
Преподаватель: Ты прекрасно потрудилась! Этот день можно считать рождением нового гитариста! В знак признательности, домашнее задание для тебя пусть будет следующее: применить полученные знания на других двух пьесах! Благодарю за работу! До свидания!
Окончание урока.
Блиц-опрос.
Закрепление материала урока.
Поощрение.
Создание ситуации успеха
Используемая литература для преподавателя:
1. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под ред. В. Калёнова. – Новосибирск: НМК, 2003. – Доинструментальный период.
2. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ. (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК,2003. – Ч. I. Инструментальный период.
3. Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК, 2003. – Ч.II. Инструментальный период.
Используемая литература для обучающегося:
1.Дылла М. Материалы мастер класса. – Новосибирск, НМК им Мурова, 2012.
2. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002.
3. Кузин Ю.П. Материалы мастер класса. - Кемерово, ДМШ №4, 2004.