Публикации
Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Автор: Владимир Акабирович Зборовской
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Автор: Владимир Акабирович Зборовской
Музыкальная народная культура является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур. Очень трудно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Внимание к фольклору как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Система дополнительного образования предоставляет уникальную возможность для развития этого направления. Коллективное исполнительство на ритмических народных инструментах – один из любимых видов музыкальной деятельности. Именно в активном музицировании ребята ощущают характерные для русской народной культуры звуки, ритмы, тембры, орнаменты и мелодии.
Моя программа не нацелена на воспитание музыканта-профессионала. Своей целью ставлю приобщение детей к традиционной культуре своего народа через освоение приемов игры на ложках и других русских народных ритмических инструментах, через знакомство с традиционными русскими обрядами и праздниками, обогащение их духовной культуры. Основная задача – открыть детям радость общения с миром народной музыки, радость совместного творчества, предоставить каждому ребенку возможность выразить себя. Работу в ансамбле направляю на пробуждение эмоционально-ценностного отношения к народному творчеству и музыкальному искусству в целом.
Успешная работа кружка ложкарей предполагает тесное и плодотворное сотрудничество всех участников творческого процесса.
Основной формой работы в ансамбле являются групповые занятия по расписанию. Это два занятия в неделю (в случае необходимости возможны дополнительные занятия). Главные направления работы – теоретические, практические репетиционные занятия и выступления. Отдельными направлениями являются самостоятельная музыкальная деятельность, изготовление инструментов, а также исследовательская работа. И направление, являющееся одновременно результатом всей многоплановой работы кружка – это концертные выступления участников ансамбля.
На начальном этапе необходимо заинтересовать детей, знакомя с лучшими образцами народной музыки, инструментами, праздниками и т.д. Использование современных информационных технологий делает занятия яркими, запоминающимися, интересными. Это направление продолжаю и в дальнейшем, используя видеоматериалы, презентации, другие средства наглядности, игровые технологии и различные методы активизации.
В дальнейшем на занятиях кружка продолжаю использовать пальчиковые игры, игры с музыкальными инструментами и ритмические упражнения (игры Ритмическое эхо, Веселые ложки, Веселые трещотки и другие). Одна из любимых игр ложкарей на развитие творческих инструментальных навыков Повтори за мной. Ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей, и в первую очередь игра в ансамбле, рассматривается как наиболее благоприятная среда для развития метроритмического чувства и музыкальных способностей в целом.
Когда ребята в той или иной степени овладевают базовыми навыками игры (различные виды ударов, тремоло и скольжений), необходимо создавать условия для творческих проявлений участников ансамбля, способствовать развитию у них инициативы, жажды деятельности, поиска, формировать творческие установки. Главным творческим процессом в связи с этим является процесс работы над музыкальным номером. Он особенно увлекателен и одновременно непрост, имеет свои этапы и ряд особенностей.
Этапы работы над инструментально-танцевальным номером:
Заранее подбираю несколько музыкальных композиций (исконно народных, обработок или стилизаций). Произведение для инструментальных постановок должно быть небольшим, но очень ярким – это особенно вдохновляет ребят на творчество. Еще одно непременное условие – музыка должна быть умеренно быстрой, с устойчивым хорошо ощутимым метром.
Вместе с ребятами выбираем музыку, обсуждаем идею, подбираем или придумываем отдельные приемы игры. Подбираем и придумываем отдельные движения под музыку.
Работа над выразительностью и синхронностью игры на ритмических инструментах отдельных элементов и частей.
Работа над элементами хореографии.
Утверждение композиции и закрепление последовательности приемов игры, перестроений, танцевальных элементов.
Окончательная отработка всех важных составляющих музыкального номера. Работа над слаженностью и синхронностью игры, выразительностью и артистичностью движений во всем номере, а также отработка начала и окончания композиции (объявление номера, расставление и унос стульев или лавок).
Выступление.
На овладение приемами игры на ложках, трещотках, рубели уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, запоминанием их последовательности, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения. В результате появляются оригинальные инструментально-танцевальные разработки, выработался особый стиль, как у юных музыкантов, так и у меня, как творческого руководителя ансамбля. Все музыкальные номера абсолютно различны по характеру, набору инструментов, приемов игры, движений и сюжету в целом. В одних из них солируют трещотки или рубель (Весенние гуляния, Я на горку шла, Сапожки русские), в других звучат только ложки (Яблочко, Веселые музыканты). Иногда добавленные к ложкам инструменты просто подыгрывают партии ложек или устраивают своеобразную перекличку, тем самым, внося новые тембровые краски. В большинстве музыкальных номеров ребята играют сидя на стульчиках или лавочках, лишь в одном номере не было движений сидя.
Работа над вокально-инструментальными номерами предполагает, как правило, несложное инструментальное сопровождение во время проигрышей или в течение всей песни. Чаще всего это синхронная игра на ложках (трещотках, бубнах). Яркие примеры такого творчества - казачья песня Ой при лужку, Горница-узорница, Частушки и другие.
В искусстве игры на ложках важное место занимает орнамент движений рук – их артикуляция. Выполняя тот или иной приём, рука с ложками движется или горизонтально или вертикально. Иногда важны повороты кистей, движение руки между ударом.
Меня как руководителя особенно радует то неравнодушие, с которым ребята проводят каждое занятие. Иногда они делают замечания тому, кто недостаточно старается, иногда звучат конструктивные предложения-подсказки, как лучше сделать тот или иной прием, советуются со мной, не боятся задавать вопросы, стремятся сделать номер на высоком художественном уровне. Ребятам нравится такой прием, когда на одном из последних этапов разучивания композиции они по очереди смотрят номер из зрительного зала и говорят свои замечания и пожелания. Остальные же очень серьезно относятся к такому мнению со стороны.
Творческий процесс требует постоянных творческих проявлений и от педагога. И если мои занятия становятся результатом моего творчества, и оно влечет творческое общение с учениками, если я чувствую, что могу проявить себя как личность, как педагог, как художник, то дети мне поверят и всегда будут готовы к сотворчеству. Мне радостно от осознания того, что вместе с ребятами я познаю мир, учусь вместе с ними, нахожусь в постоянных поисках и сомнениях, наслаждаюсь удивительным ощущением творчества!
Выступления – это итоговый и самый любимый ребятами этап работы. Ансамбль ложкарей является постоянным участником всех традиционных праздников:
2
из которого подрастающее поколение,взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур. Очень трудно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Внимание к фольклору как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Система дополнительного образования предоставляет уникальную возможность для развития этого направления. Коллективное исполнительство на ритмических народных инструментах – один из любимых видов музыкальной деятельности. Именно в активном музицировании ребята ощущают характерные для русской народной культуры звуки, ритмы, тембры, орнаменты и мелодии.
Моя программа не нацелена на воспитание музыканта-профессионала. Своей целью ставлю приобщение детей к традиционной культуре своего народа через освоение приемов игры на ложках и других русских народных ритмических инструментах, через знакомство с традиционными русскими обрядами и праздниками, обогащение их духовной культуры. Основная задача – открыть детям радость общения с миром народной музыки, радость совместного творчества, предоставить каждому ребенку возможность выразить себя. Работу в ансамбле направляю на пробуждение эмоционально-ценностного отношения к народному творчеству и музыкальному искусству в целом.
Успешная работа кружка ложкарей предполагает тесное и плодотворное сотрудничество всех участников творческого процесса.
Основной формой работы в ансамбле являются групповые занятия по расписанию. Это два занятия в неделю (в случае необходимости возможны дополнительные занятия). Главные направления работы – теоретические, практические репетиционные занятия и выступления. Отдельными направлениями являются самостоятельная музыкальная деятельность, изготовление инструментов, а также исследовательская работа. И направление, являющееся одновременно результатом всей многоплановой работы кружка – это концертные выступления участников ансамбля.
На начальном этапе необходимо заинтересовать детей, знакомя с лучшими образцами народной музыки, инструментами, праздниками и т.д. Использование современных информационных технологий делает занятия яркими, запоминающимися, интересными. Это направление продолжаю и в дальнейшем, используя видеоматериалы, презентации, другие средства наглядности, игровые технологии и различные методы активизации.
В дальнейшем на занятиях кружка продолжаю использовать пальчиковые игры, игры с музыкальными инструментами и ритмические упражнения (игры Ритмическое эхо, Веселые ложки, Веселые трещотки и другие). Одна из любимых игр ложкарей на развитие творческих инструментальных навыков Повтори за мной. Ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей, и в первую очередь игра в ансамбле, рассматривается как наиболее благоприятная среда для развития метроритмического чувства и музыкальных способностей в целом.
Когда ребята в той или иной степени овладевают базовыми навыками игры (различные виды ударов, тремоло и скольжений), необходимо создавать условия для творческих проявлений участников ансамбля, способствовать развитию у них инициативы, жажды деятельности, поиска, формировать творческие установки. Главным творческим процессом в связи с этим является процесс работы над музыкальным номером. Он особенно увлекателен и одновременно непрост, имеет свои этапы и ряд особенностей.
Этапы работы над инструментально-танцевальным номером:
Заранее подбираю несколько музыкальных композиций (исконно народных, обработок или стилизаций). Произведение для инструментальных постановок должно быть небольшим, но очень ярким – это особенно вдохновляет ребят на творчество. Еще одно непременное условие – музыка должна быть умеренно быстрой, с устойчивым хорошо ощутимым метром.
Вместе с ребятами выбираем музыку, обсуждаем идею, подбираем или придумываем отдельные приемы игры. Подбираем и придумываем отдельные движения под музыку.
Работа над выразительностью и синхронностью игры на ритмических инструментах отдельных элементов и частей.
Работа над элементами хореографии.
Утверждение композиции и закрепление последовательности приемов игры, перестроений, танцевальных элементов.
Окончательная отработка всех важных составляющих музыкального номера. Работа над слаженностью и синхронностью игры, выразительностью и артистичностью движений во всем номере, а также отработка начала и окончания композиции (объявление номера, расставление и унос стульев или лавок).
Выступление.
На овладение приемами игры на ложках, трещотках, рубели уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, запоминанием их последовательности, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения. В результате появляются оригинальные инструментально-танцевальные разработки, выработался особый стиль, как у юных музыкантов, так и у меня, как творческого руководителя ансамбля. Все музыкальные номера абсолютно различны по характеру, набору инструментов, приемов игры, движений и сюжету в целом. В одних из них солируют трещотки или рубель (Весенние гуляния, Я на горку шла, Сапожки русские), в других звучат только ложки (Яблочко, Веселые музыканты). Иногда добавленные к ложкам инструменты просто подыгрывают партии ложек или устраивают своеобразную перекличку, тем самым, внося новые тембровые краски. В большинстве музыкальных номеров ребята играют сидя на стульчиках или лавочках, лишь в одном номере не было движений сидя.
Работа над вокально-инструментальными номерами предполагает, как правило, несложное инструментальное сопровождение во время проигрышей или в течение всей песни. Чаще всего это синхронная игра на ложках (трещотках, бубнах). Яркие примеры такого творчества - казачья песня Ой при лужку, Горница-узорница, Частушки и другие.
В искусстве игры на ложках важное место занимает орнамент движений рук – их артикуляция. Выполняя тот или иной приём, рука с ложками движется или горизонтально или вертикально. Иногда важны повороты кистей, движение руки между ударом.
Меня как руководителя особенно радует то неравнодушие, с которым ребята проводят каждое занятие. Иногда они делают замечания тому, кто недостаточно старается, иногда звучат конструктивные предложения-подсказки, как лучше сделать тот или иной прием, советуются со мной, не боятся задавать вопросы, стремятся сделать номер на высоком художественном уровне. Ребятам нравится такой прием, когда на одном из последних этапов разучивания композиции они по очереди смотрят номер из зрительного зала и говорят свои замечания и пожелания. Остальные же очень серьезно относятся к такому мнению со стороны.
Творческий процесс требует постоянных творческих проявлений и от педагога. И если мои занятия становятся результатом моего творчества, и оно влечет творческое общение с учениками, если я чувствую, что могу проявить себя как личность, как педагог, как художник, то дети мне поверят и всегда будут готовы к сотворчеству. Мне радостно от осознания того, что вместе с ребятами я познаю мир, учусь вместе с ними, нахожусь в постоянных поисках и сомнениях, наслаждаюсь удивительным ощущением творчества!
Выступления – это итоговый и самый любимый ребятами этап работы. Ансамбль ложкарей является постоянным участником всех традиционных праздников:
2