Публикации
Методическая работа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая работа
Автор: Сунгатова Марина Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая работа
Автор: Сунгатова Марина Юрьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Казани«Детская музыкальная школа №1 им. П. И. Чайковского» Методическая разработкаСпецифика работы концертмейстера на уроках вокалаПодготовила концертмейстерСунгатова М.Ю. г. Казань 2017 год Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широкий кругозор в сфере художественной культуры и других искусств. Музыканты разделяют 2 вида деятельности: сольную и ансамблевую. Концертмейстер осуществляет функцию аккомпанирования какому-либо инструменту или голосу, а это всегда ансамбль. В ансамбле с вокалистами работа концертмейстера имеет свою специфику. Если во взаимодействии концертмейстера и руководителя хора существует такая особенность, как понимание концертмейстером дирижерских жестов, для чего он должен знать основные приемы дирижирования ; изучить движение; обозначение ауфтакт, дыхание, снятие звука и другие; жесты, изображающие штрихи оттенки, то в работе с вокалистами рука дирижера отсутствует. Это создает дополнительные трудности в общении с певцом. Концертмейстер в этом случае должен сам угадывать намерения солиста. Если в хоре дирижер ответственнен за качество звука, он участвует в его формировании, то, работая с певцом, концертмейстер должен интуитивно чувствовать, когда должен возникнуть звук, и когда солист возьмет дыхание. Концертмейстеру приходится сосредотачивать свою музыкальную чуткость. Уметь слышать, играть в ансамбле с партнером, творчески сопереживать- все это необходимо при совместном исполнении и является важной деталью профессионального мастерства пианиста. Природа вокального звука прямо противоположна фортепианному. Звук, рожденный голосом, способен к динамическому развитию, а фортепианный обречен на угасание. Это несоответствие проживания звука вокального и инструментального тоже можно назвать проблемным моментом в ансамблевом звучании. Особое значение приобретает звуковой баланс, солист и пианист выступают членами единого музыкального организма. Певец и пианист-это ансамбль, в котором фортепиано отведена далеко не второстепенная роль, это не просто гармоническая и ритмическая поддержка солистов. Для успешной организации учебного процесса педагог вокала и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика- педагогом-наставником и другом. Концертмейстер, как и педагог, должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства. Развитию индивидуального творческого голоса в практике хоровой работы уделяется мало внимания. Уроки вокала становятся благодатной почвой для воспитания певчески правильного, здорового голоса. Как считают специалисты, самый заурядный голос можно развить. Важная роль при этом отводится концертмейстеру, которому приходится заниматься с певцом самостоятельно, например, в случае болезни или командировки преподавателя. Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать особенности развития голоса учащихся, соответствие с предъявляемыми к ним требованиями, учитывать их возрастные возможности. За период обучения голос учащихся изменяется и проходит несколько стадий. Это связано с физическим и нервно-психическим ростом ребенка. У младших школьников голос имеет чисто детское звучание, про такой голос говорят : " Головное звучание" или "высокое резонирование" . Голос в младшем возрасте еще нежный и неокрепший. Форсирование звучания может привести к нежелательным результатам. По мере роста ребенка меняется механизм голосового аппарата, развивающаяся голосовая мышца постепенно усложняется и приобретает упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить признаки наступающей мутации, связанной с формированием не только гортани, но и всего организма, и правильно строить занятия. Голосовой аппарат перестает быть плавным, развитие его идет в это время неравномерно. Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо заботиться о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и осуществлению здоровьесберегающих технологий. Концертмейстеру нужно хорошо знать голос ученика, так как необходимое звуковое равновесие зависит во многом от силы и тембра голоса. Концертмейстер также должен учитывать при осуществлении необходимого соотношения звука, что он находится за спиной вокалиста. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе учебной программы. Выбирая репертуар, необходимо учитывать многие критерии: диапазон голоса, задачи, которые педагог ставит перед учеником, интересы самого ученика, его индивидуальные качества и т. п.. На этом этапе прочитывается множество нотной литературы. Концертмейстеру приходится в это время проигрывать большое количество музыкальных произведений различной сложности, поэтому ему необходимо уметь хорошо читать с листа, виртуозно владеть инструментом. Одним из значимых моментов является психологическая совместимость. Каждый ученик обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу своего возраста, не всегда может контролировать свои действия и речь. В эти моменты концертмейстер должен проявлять педагогический такт, терпение, выдержку, доброту, уметь разбираться в настроении учащихся. Необходимо обладать коммуникативными данными. На первых порах обучения учащиеся не имеют понятия об основах правильного звукоинформирования, звуковедения, владения дыханием. Для постановки голоса и формирования вокальных навыков ребенку приходится петь много распевок, упражнений. Здесь концертмейстер может проявить свои творческие способности. В помощь преподавателю концертмейстер может сам сочинить музыкальный материал при условии правильно поставленной задачи педагогом. Он может придумать к нему различный аккомпанемент. Это вносит разнообразие в скучное повторение упражнений, воспитывает гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра. Интерпретация произведений не может носить свободный характер. С первых шагов ученику следует прививать способность ощущать чувство лада, интонации, стиля, ритмических построений, требовать обязательного знания тональности, размера, темпа. На первых этапах обучения пению учащегося, когда мы только начинаем знакомить его с теоретическими понятиями, значительная ответственность ложится на концертмейстера. Его ясная, точная, выразительная игра, помогает ребенку воспринимать форму, размер, лад на эмоциональном уровне. В дальнейшем концертмейстер вместе с преподавателем осуществляет музыкально-теоретическое образование учащегося. Ребенку, исключая очень редкие случаи, присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, он может растеряться в любой момент. Концертмейстер помогает ему преодолеть эти и другие качества личности, мешающие исполнению, особенно на сцене. где ребенок подвержен наибольшему волнению. Еще неопытного артиста могут отвлекать неожиданные внешние раздражители: шум в зале и др. Дети могут забыть слова, сфальшивить интонацию, неточно воспроизвести ритмический рисунок, не выдержать метроритмические рамки. Концертмейстер должен моментально "подхватить" ученика, если он перескочил на другой эпизод; заполнить паузу в момент забывания слов; помочь продолжить и закончить произведение; вернуть уверенность в себе. Для этого концертмейстеру необходимо обладать быстрой реакцией- это качество очень важно в профессиональной деятельности. Опытный концертмейстер может помочь снять ребенку напряжение перед концертом, а во время концерта помочь избавиться от излишнего волнения своей выразительной игрой, которая увлечет солиста и поможет ребенку проникнуть в содержание произведения, подведет к предчувствованию динамических нюансов, штрихов. Самообладание также необходимо для концертмейстера, он должен знать, что ошибок и поправок при выступлении не должно быть, не допустимы также их мимические выражения. Таким образом, специфика работы концертмейстера с вокалистами заключается в том, что он должен хорошо знать природу певческого голоса, основу вокального пения, уметь транспонировать, секреты взаимодействия инструмента и голоса. В профессии концертмейстера личностные качества не отделимы от профессиональных. Важнейшими из них являются: виртуозное владение инструментом, методикой, педагогическим мастерством, образовательными технологиями, организационными навыками, общей эрудицией, уравновешенностью характера и чувством юмора.