Публикации «Творческие работы и учебно-методические разработки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Танеева Ирина Викторовна

Тематический проект по литературе
Окопная проза писателей – лейтенантов.
Аннотация
Выйдя за рамки урока, десятиклассница провела исследовательскую работу по отражению Великой Отечественной войны глазами писателей и создала собственный творческий продукт. Тема Великой Отечественной воины не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период оттепели. Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Проект по литературе представлен в виде публикации на сайте ttp://nsportal.ru в рамках проекта для одаренных детей Алые паруса.
Паспорт проекта
Автор
Мордасова Анастасия Александровна
Руководитель
Танеева Ирина Викторовна
Тема
Окопная проза писателей – лейтенантов.
Вид проекта
тематический
По продолжительности
среднесрочный
По доминирующему виду проектной деятельности
Исследовательско - творческий
Участники проекта
семья, библиотекари, учащиеся
Цель: проникнуть в глубину и суть лейтенантской прозы названных писателей, выявить общность и разность тем и мотивов их произведений.
Задачи:
- проследить пути осмысления военной тематики в произведениях русских писателей;
- рассмотреть причины обращения писателей - участников войны к теме войны, определить основы ее философского осмысления;
- выявить особенности лейтенантской прозы таких писателей, как Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков.
Гипотеза: подробное выяснение отношения молодого поколения к историческому наследию своей страны, её прошлому, её людям, которые составили славу государства своими подвигами и своим беззаветным служением Родине.
Сроки и этапы реализации.

Этап
Срок реализации
1.
Сбор материала по теме.
сентябрь 2012г.
2.
Обработка литературы, работа с источниками.
сентябрь-октябрь.
3.
Структурирование материала, посещение библиотеки.
октябрь-ноябрь.
4.
Выступление на уроке литературы, получение рекомендаций.
ноябрь 2012г.
5.
Доработка основных аспектов, дополнение в связи с рекомендациями.
декабрь-январь.
6.
Презентация проекта в рамках школьной научно-практической конференции Поиск
февраль 2013г.
Итоги проекта:
1. Электронная презентация
2. Публикация на сайте ttp://nsportal.ru в рамках проекта Алые паруса
Введение
А.Н. Толстой в 1945 году высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об усталости военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч. Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев, С. Алексиевич).
Несмотря на разность подходов в выборе тем и идей, мотивов, героев и т.д., можно смело утверждать, что литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелейших испытаниях, крови, страданиях и смерти, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться никогда.
Литература о войне уже имеет свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на военные годы, когда преобладали публицистические и лирические жанры.
Послевоенный период, наряду с другими произведениями, открывало стихотворение М. Исаковского Враги сожгли родную хату. Прошло почти десять лет, и к теме судьбы человека обратились такие писатели, как М. Шолохов, В. Кондратьев, А. Дударев и др. Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бесконфликтности, с помпезно - монументальном стилем. В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий.
В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х – начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая вторая волна военной прозы. Она связана с приходом в литературу поколения лейтенантов, людей, которые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне. Поколение второй волны представлено именами В. Астафьева, А. Адамовича, Г. Бакланова, К. Воробьева, В. Быкова, В. Кондратьева и др.
Эти писатели сознательно пытались преодолеть картинное представление о войне. В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели второй волны противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Из всего многообразия имен объектом исследования стало творчество таких писателей, как В. Быков, Г. Бакланов, Ю. Бондарев. Их произведения несут в себе народную память о войне, способствуют ее изображению изнутри, глазами рядового участника. Поэтому актуальность темы данного исследования состоит в ее злободневности, в том интересе, который вызывает проблема окопной правды.
Цель работы: проникнуть в глубину и суть лейтенантской прозы названных писателей, выявить общность и разность тем и мотивов их произведений.
Нами были выделены следующие задачи:
- проследить пути осмысления военной тематики в произведениях русских писателей;
- рассмотреть причины обращения писателей - участников войны к теме войны, определить основы ее философского осмысления;
- выявить особенности лейтенантской прозы таких писателей, как Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков.
Цели и задачи работы определили ее структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава носит теоретический характер, в ней сделана попытка обобщения имеющегося в науке материала о Великой Отечественной войне в русской литературе.
Вторая глава рассматривает на примере широко известных массовому читателю произведений основные темы и идеи творчества В. Быкова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева.
О каждом из этих писателей в литературоведении есть своя критика и наука. Писательское мастерство В. Быкова детально анализировали А. Адамович, А. Цветков, С. Журавлев, Н.Федь и др.
Произведения Г. Бакланова подвергались разбору такими критиками, как А. Курчаткин, Н. Лошкарев, П. Ульяшов, В. Лукашевич.
О Ю. Бондареве и его творчестве много писали И. Богатко, И. Штокман, А. Горловский, И. Козлов и др.
Работы названных ученых и составили методологическую основу данного исследования.
Теоретическая значимость данной работы состоит в попытке сравнительного обобщения имеющихся в науке подходов к рассмотрению этой темы.
Практическая значимость заключается в разработке литературоведческой концепции, которая может стать основой для семинарских и лекционных занятий в средней школе.
Заканчивается работа списком использованной литературы, насчитывающим источник.
Глава І
Осмысление темы Великой Отечественной войны в русской литературе
Книги о Великой Отечественной войне вызывали и продолжают вызывать интерес многих поколений писателей. В военной прозе сходятся все волнующие современного человека проблемы: проблема долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, проблемы нравственного выбора и исторической памяти. В литературе военная тема воспринимается как глубоко современная, т.к. в это роковое время обнажались коренные, сущностные устои жизни, до конца обнаруживалось, чего стоит человек. Писатель фронтового поколения В.Быков подчеркивает: в эпохе войны заключено очень многое – как совершенно новое, самобытное, так и явившееся следствием и продолжением предшествующих ей периодов.
Не случайно поэтому настойчивое обращение современной литературы к классическому наследию, прежде всего к творчеству Л. Толстого.
В традициях русской классики война предстает как нечто противоестественное, противное самой природе человека. Именно так воспринимается война и в произведениях как писателей советского периода, так и последующих поколений. Недаром Ю. Бондарев дал военной части романа Берег выразительное название Безумие. С другой стороны, через трагическое прозревается героический характер народа, ведущего Отечественную войну против захватчиков, посягнувших на честь нашей родины.
Т. Вахитова отмечает: Война остается до сих пор болевой точкой в исторических и философских размышлениях о судьбе советской России. Она снова и снова будоражит сознание современников, заставляя обращаться к своему горькому и кровавому опыту, чтобы мы могли ответить на простые вопросы с позиции нового исторического знания: кто развязал эту дикую бойню, кто виноват в неудаче первых лет, какой ценой мы победили… И ответы на эти диаметрально противоположны в зависимости от политических взглядов участников дискуссии, объединяющих в своих рядах российских и зарубежных историков, политиков, журналистов, фронтовиков и, разумеется, писателей.
Как было уже сказано, литература о войне начинает складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся грозы породило так называемую оборонную литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства: Кипучая, могучая, никем не победимая, И врага на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом и др.
Противоположный этому подход к отражению послевоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошли войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халкин - Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи К. Симонова, стихи А. Суркова, А. Твардовского показывают войну в истинном свете.
С началом войны писатели и поэты приняли народных ополчениях, оказались в действующей армии. Одним из ведущих жанров стала лирическая песня, - пишет Л. Кременцов. Хотя не менее значительным было влияние лирики. Поэты – от Д. Бедного до Пастернака – откликнулись на народное горе. В прозе главенствовал очерковый жанр. публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов и др.
После войны правда о войне с большим трудом пробивала себе дорогу. Возобновилось наступление на личность, на формируемый тип сознания. Деятели искусства обвинялись в пропаганде буржуазной идеологии. Из Союза писателей были исключены А. Ахматова и М. Зощенко, были арестованы десятки писателей и поэтов.
Ближе к пятидесятым ситуация несколько переменилась: начали критиковать бесконфликтность и лакировку действительности в искусстве. Наиболее значительными книгами, оказавшими влияние на художественное сознание, явились два произведения – Звезда Э. Казакевича и В окопах Сталинграда В. Некрасова. Тенденция, во главе которой стоит Звезда - героико-романтическая, обладает склонностью к идеализации, именно эта линия стала основной в послевоенном соцреализме. Повесть Некрасова – программное произведение психологического натурализма (термин А. Аннинского), течения, зародившегося в годы войны в лирике поэтов фронтового поколения (С. Гудзенко, М. Дудин, С. Орлов и др.). Психологический натурализм отталкивается от романтической поэтики, от парадного изображения войны, от идеологических стереотипов.
Новое осмысление войны в период оттепели связано с опытом писателей военного поколения. В 50-60-е годы были опубликованы произведения, в которых, как и в некрасовских Окопах… был показан совершенно новый, непривычный облик войны. Одна за другой выходят повести Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Астафьева, К. Воробьева. Война у этих писателей была показана словно изнутри, глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны. Так появилась проза, получившая название лейтенантской, окопной. О творчестве и своеобразии трех писателей – В. Быкова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева – пойдет речь в следующей главе.
Глава ІІ
Окопная проза писателей – лейтенантов
1. Обобщенный портрет фронтового поколения в военных повестях Г. Бакланова
В литературу Г. Бакланов пришел с осознанным намерением рассказать о войне так, как увидел он ее сам, без всякой поэтизации. Это был взгляд на войну из окопа, с переднего края, оттуда, откуда ее видел сражающийся народ, на который война навалилась самой лютой тяжестью, - пишет Н. Лошкарев. Ему хотелось, чтобы сквозь грохот сражений был виден рядовой участник войны, со всеми его чувствами, мыслями, болью и мужеством. В. Соколов отмечает: Интерес к судьбе одного человека, одной батареи, одного выстрела, цена которому целая жизнь, - с такого интереса Бакланов начинал свой путь в литературе. И дело тут не в ремаркизме и не в окопной правде, которую писатель противопоставляет масштабам и правде всей войны. Как считает исследователь, Бакланов ничего не противопоставляет, наоборот: последовательно и настойчиво движется к осмыслению этих масштабов, всей этой правды.
Поэтому в своих повестях - Южнее главного удара, Пядь земли Мертвые сраму не имут, Навеки – девятнадцатилетние - писатель сосредоточивает действие на маленьком участке фронта, где - нибудь южнее главного удара, на пяди земли, где воюет лишь горстка людей. И показывает, как это все было, до последних подробностей, не упуская ни высокого, ни низкого. Не раз потом Бакланова назовут в критике мастером художественной детали. Язык этих подробностей красноречив. Казалось бы, не главные, но на самом деле составляющие существо солдат. Жизненные на фронте подробности дают возможность увидеть конкретно, что это значит – защищать каждую пядь советской земли и каково это не отдать ее.
Критики свидетельствуют, что то, с чего начал Г. Бакланов эту повесть, случилось на самом деле. В. Оскоцкий пишет: Когда ставился фильм по Пяди земли, во время одной из съемок на дне траншеи, отрытой на месте прежнего, давно заплывшего и заросшего окопа, нашли останки бойца. Писатель потом скажет: Не уцелело на нем ничего, что при жизни отличает людей друг от друга, и невозможно было определить, кто он был: наш солдат? Немец? А зубы все были молодые, крепкие. Потом что-то звякнуло под лезвием лопаты. И вынули на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку со звездой. Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер. Случай, пережитый в жизни, стал фактом художественным, обрел силу образного обобщения.
В.Оскоцкий отмечает: Подобно тысячам своих сверстников, девятнадцатилетний Володя Третьяков мог быть, но не был тем воином, останки которого найдены теперь на дне траншеи. Его гибель в трагедийном финале не стыкуется с зачином, эпилог открыт так же, как и пролог, и закольцованность сюжетного построения, имей она место, только бы помешала этой счастливо найденной открытости.
Любой из баклановских молодых офицеров мог бы повторить вслед за Мотовиловым: Я один из многих тысяч лейтенантов, воюющих сейчас на всех фронтах. Одинаково одетых, одинаково обученных, одинаково вооруженных ваших сыновей.
И дело не только в войне, уравнявшей всех их в звании и обмундировании, - их довоенные биографии тоже во многом схожи между собой. В них жило ощущение значительности происходящих событий: Через Спартака и все восстания рабов, через баррикады Парижской коммуны, соединенные единым током крови, они чувствовали себя наследниками всей истории человечества, которую их народ с новой страницы начал в семнадцатом году.
Подводя итог лейтенантской прозе Г. Бакланова, можно отметить, что эпицентром его повестей являются захватывающие ситуации боя или нескольких боев: артиллерийская батарея героически сражается на окраине венгерского городка и, выполняя приказ, прорывается к своим (Южнее главного удара); наши обороняют плацдарм и отчаянно контратакуют (Пядь земли); дивизион тяжелых гаубиц – пушек, выходя на боевые позиции, попадает под неожиданный танковый удар врага и гибнет (Мертвые сраму не имут) и т.д. Истинные, как бы внутренние Баклановские сюжеты – это то, как люди действуют, как воюют и живут во власти войны, ее законов и превратностей. Внутри главного, соединяющего всех события происходят зависимые от него, но отдельные события многих человеческих жизней. Будь то истории старшины Пономарева или лейтенанта Богачева (Южнее главного удара), комиссара Бровальского или начальника особого отдела Шалаева (Июль 41 года) – в них как бы свои сюжеты, свой завершенный смысл. Пожалуй, сюжеты человека всегда привлекали писателя больше сюжетов событий и обстоятельств. Он неизменно ясно и выразительно обозначал условия, в которых вынуждены действовать его герои, но главное было в них самих, главное заключалось в их голосах, в живом дыхании, поступках и судьбе.
2. Проза Ю.Бондарева
Возможно и даже наверняка Юрий Бондарев стал бы писателем и без войны, но писателем таким, каким начал свой путь в литературе, каким является сейчас, он стал именно вследствие обретенного на фронте жизненного, душевного и нравственного опыта. С этими словами И. Козлова трудно не согласиться.
Первой повестью Бондарева была повесть Юность командиров (1956). Это еще не о войне, вернее не об огневых сороковых непосредственно, хотя война весомо и ощутимо присутствует в произведении, но как бы своим отраженным светом. Герои повести – офицеры, прошедшие сквозь фронтовые вьюги, учатся на опыте минувших боев, свой мирный день соотносят с днями военными.
Но внимание критики привлекли все же другие его книги – Батальоны просят огня (1957), Последние залпы (1959), Горячий снег (1969) и др.
И. Козлов отмечает: Если бы свести на одном плацдарме всех действующих лиц Юрия Бондарева, то получился бы отряд не малый. Тут оказались бы сельский врач, учительница, деревенские и городские подростки, геолог, студент, шофер, художник, доцент, профессор, домохозяйка, официант из ресторана, отставной военный, продавщица, пенсионер, писатель
Молодые герои Бондарева ушли на фронт не долюбив, и война, с ее кровью, ужасами, смертями, не вытравила из их сердца это нежное чувство, они влюбляются и любят – сильно, той любовью, которая возвышает, радует, придает стойкости.
Особенно впечатляюще написано об этом в повести Последние залпы. Здесь последняя ночь Новикова, проведенная вместе с любимой девушкой Леной, и ее безутешное от страшной потери горе, когда она, почти в беспамятстве лежа на носилках, повернулась на левую сторону груди, где была тоска, снова прижимаясь щекой к колючему ворсу, прикусив зубами воротник шинели, чтобы не закричать от боли, - все это приподнято автором на уровень высокой трагедии.
По своему удельному весу роман Горячий снег является первым в творчестве писателя, так как именно в нем явно последовательное возрастание масштабности художественного мышления писателя. Критики считают, что сутью достоинства идейности и художественности произведения являются следующие: широкая панорама сражения, пластично написанные образы героев – от командующего армией до рядового солдата, масштабность человеческих характеров, и прежде всего – масштабы духа людей, стоящих насмерть на том рубеже, где им приказано, яркие батальные сцены и др. Художественная мысль автора выявляла себя в рамках суровой и героической правды.
Цель нравственного конфликта в Батальонах… - отыскание истины посредством столкновения двух правд – капитана Ермакова и полковника Иверзева. Проведя Ермакова через ряд жестоких эпизодов, мучительных исканий, автор убеждает его, а вместе с ним и читателя, что истина – в действиях Иверзева, что правда на его стороне, хотя она выглядит горькой и жестокой. Проблематика Батальонов.. затрагивает право командира – военное и человеческое – жертвовать людьми в бою, точнее, затрагивает даже не само право , а применение его в зависимости от различных условий и обстоятельств. Противопоставляя Иверзева и Ермакова, автор художественной логикой утверждает мысль, что истинная человечность командира – в способности беречь людей в бою, в справедливом отеческом сердце, которого порой недостает Иверзеву.
Своеобразное исследование этой военно-нравственной проблемы мы видим и в Последних залпах. Капитан Новиков отличается развитым чувством человечности, он стремится делать добро для своих солдат, но и ему приходится в силу неумолимых требований боя посылать в адов огонь, почти на верную гибель молодого телефониста Колокольчикова. Новиков, узнав о смерти Колокльчикова, у которого матери нет .. сестра одна, глубоко скорбит о нем, его обжигает мысль, что, если бы он, Новиков, тогда не послал Колокольчикова на линию, он бы не погиб. Сколько раз в силу жестоких обстоятельств посылал он людей туда, откуда никто не возвращался! Сколько раз мучился он один на один с бессонницей, узнав о гибели тех, кого посылал. Но где оно добро в чистом виде? Где? Его не было на войне. В этих словах четкий и ясный ответ на то, что иначе Новиков поступить не мог.
В романе Горячий снег художественная мысль автора как бы выходит на оперативный простор, становится раздумчивее, что выражается и в авторском выборе действующих лиц, и в композиции, и в других компонентах произведения.
Перу Ю. Бондарева принадлежит также повесть Берег, после выхода которой автор поделился своими размышлениями: Когда мы пишем о войне, должны иметь в виду, что наша мысль всегда устремлена в целевую точку, подобно стрелке компаса, а это направление носит единственное название – современность. И. Козлов отмечает: Берег - роман и о дне сегодняшним, о том, как война отразилась на послевоенном мире и как события настоящего отчетливее и по-своему подтверждают гуманистический характер битвы, которую вел советский народ с немецкими фашистами. То есть война стала уже осмысливаться как вошедшее в современность, в диалектическом единстве прошлого и настоящего, а в эстетическом плане – как материализованная память.
Большинство критиков сочло в этой книге лучшей частью ту, которая посвящена войне, в то время как страницы о современности показались менее яркими и в художественном, и в психологическом отношении. В них были отмечены мотивы морализаторства (В. Чалмаев), желание внешне драматизировать то, что не заслуживает драматизации (А. Бочаров) и др.
Многие их этих суждений были оспорены, но в целом сомнение в единстве философско-художественной концепции романа осталось.
Берег - роман прежде всего философский. Философичность вообще-то не была чужда прежним бондаревским романам. Но там это ощущалось лишь в какой-то степени. В Береге же философское осмысление жизни и человека выступает на первый план. Философский аспект постижения действительности выявляет себя уже в многозначности, символичности названия произведения. Ведь если есть один берег, то есть и другой. И значит, их разделяет пространство, может быть, река. Река жизни, и ее нужно переплыть.
Берег обетованный – это то, что человек носит в себе, как самое возвышенное и самое высокое, к чему он должен стремиться, и такое стремление для него естественно. Истинное предназначение человека в жизни – приносить людям добро, ибо на земле ничто не исчезает бесследно. Постижение человеком истины, в том числе и самого себя, бесконечное в своей сущности, невозможно без своего обетованного берега. В движении к нему раскрывается самое лучшее, что есть в людях. Так, на взгляд И.Козлова, прочитывается философская мысль романа.
Таким образом, личность Ю. Бондарева многогранна, широкомасштабна.
3. Нравственная проблематика повестей В. Быкова
В. Быков в своих произведениях сознательно стремится преодолеть картинное представление о войне. В полемике с некоторыми из своих предшественников писатели второй волны противопоставляли панорамному, многоступенчатому изображению войны повествование о жизни передового края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня обои одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Писателем был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изображения. Он раскрыл анатомию войны, показал её в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конфликтах, максимально приблизил читателя к фронтовому быту.
Так произошло открытие суровой и героической правды, обогатившее знание читателей о войне, её закономерностях и противоречиях. В произведениях Быкова, усилился трагический акцент в изображении войны. В его книгах отсутствует та лакировка событии войны, которая порой встречалась в панорамных романах.
Личный военный опыт писателя второй волны определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельных сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т п.), так и жанровые формы, наиболее соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяет писателям наиболее сильно и точно передать все, что они лично видели и пережали.
Василя Быкова отличает верность теме борьбы народа с фашизмом, что свидетельствует о стремлении писателя взглянуть на настоящее и будущее сквозь призму героического прошлого, ставшего неотъемлемой частью нашей современностью. В своих произведениях он на локальном материале глобально исследуют характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность.
В. Огнев пишет о нём: Он пришел в литературу, когда старшее поколение наших писателей – Алексей Толстой, Илья Эренбург, Леонид Леонов, Всеволод Вишневский и другие – успело передать эстафету преемственности поколению Константина Симонова, Эммануила Казакевича, а те, в свою очередь, - более молодым, чьи книги получили наименования прозы лейтенантов.
литературные традиции, питаются художественным опытом Толстого и Достоевского, Чехова и Горького, Фадеева и Шолохова, а также белорусских классиков Коласа, Горецкого и Чорного, Лынокова и Мелена. Традиции писателей – классиков находят свое многообразное осмысление, развитие и продолжение в творчестве В. Быкова, становятся для него мощным источником творческой энергии, надежной опорой в понимании писательского долга как подвижнического гражданского служения художественным словом…
Итак, Василь Быков серьёзно заявил о себе в литературе в конце 50-х годов, - отмечает Н. Губко. – За его плечами был солидный военный опыт. Он, как и Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, отстаивали перед критикой свое право на так называемую окопную правду войны, которое постепенно осознавалось как ДОЛГ литературы, её новая страница, - писал В. Огнев. И. Штокман справедливо замечает: Уже первый сборник писателя на русском языке Журавлиный крик определил цель интересов В. Быкова, его свой, внутренний счёт к Человеку и Человеческому и тот четкий облик концентрированного положенного письма, который после развивался, обогащался, но в основе своей оставался не низменным.
В повести Фронтовая страница (1960г.) и отмеченной литературной премии Якуба Колага повести Третья ракета (1961г.) действии происходит намного позже, уже на заключительном этапе войны, когда её огненный вал докатился до Румынии и Венгрии. Но и в этих повестях герои типологически прежние – всё те же обыкновенные люди труда, которых время вынудило оставить привычные и очень естественно для них мирные занятия и взяться за оружие. Таковы, к примеру, командир орудия старший сержант Желтых (Третья ракета), который воюет с пониманием того, что иначе нельзя, но больше всего мечтает, чтобы эта война была последней; и Лозняк, который, заглядывая себе в душу, уже твердо решив биться изо всех сил, думает: Я не герой, я очень обыкновенный, и сдается мне, даже боязливый парень.
Д. Бугаев отмечал, что в приверженности В. Быкова к рядовым участникам войны, в его умении убедительно, с большой психологической точностью показать скромное по своим проявлениям мужество и неэффектно-будничный, ни каждому заметный, но глубинно-органичный героизм представителей многомиллионных масс также обнаруживает себя подлинная народность писателя.
В. Быков работал с поразительной интенсивностью. В 1963 году появились одно из самых ранних произведений – Альпийская баллада. В ней писатель обращается к судьбе тех, кто по воле случая попал в фашистки плен, но и тем продолжал борьбу. Таким образом, внешние обстоятельства действия, сам материал, положенный в основу произведения, резко отличают эту повесть от Журавлиного крика и от Третьей ракеты. Однако, - замечает Д. Бугаев, - внутренние родство главного героя Альпийской баллады с героями этих повестей не вызывает сомнений. Это слова обычный, рядовой воин, оказавшийся в плену. И хотя Терешке, предпринявшему четыре побега, так и не удалось добраться к партизанам, но свой смертный час он встречает как настоящий солдат - с оружием в руках, непокоренный, непобедимый.
В Знаке беды писатель ставит героев в исключительные обстоятельства. Безобидные старики оказались на оккупированной немецкими фашистами территории, вырванными из нормальной человеческой жизни и в этом смысле предоставленными сами себе, как бы вольными устраивать свой быт и совершать поступки по собственному усмотрению. Но это – иллюзорная свобода выбора, - пишет Н. Федь. – На проверку оказывается все гораздо сложнее: мощный процесс исторического развития властно вовлекает людей в свою орбиту, понуждает действовать вопреки их первоначальным помыслам и желаниям, развенчивает иллюзорную свободу их выбора. Нечто подобное происходит и с Быковскими, героями, которые не сразу осознают весь трагизм своего положения.
Таким образом, герои повести Знак беды открыто бросают вызов врагу, гордо и непокоренно принимают смерть. Они как бы распрямляются во весь свой человеческий рост, раскрывают в себе то главное, что лежало до поры невостребованное, но что неминуемо проявлялось в критическую минуту.
Заключение
Талант крупных мастеров современной русской прозы обширен и уникален. У истоков творческих биографий писателей – лейтенантов стояла война. Огнем опалены практически все их герои. А через все творчество писателей проходит дума о тех молодых людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени новым поколениям молодежи.
В исследовании Человек и война А. Бочаров, говоря о военной прозе Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, характеризует ее как прозу психологического драматизма. В их произведениях всегда зримо и незримо присутствует память о войне. Писатели обозначили и попытались решить нравственно – философские и эстетические проблемы: роль духовных качеств русского человека, характер влияний драматических коллизий на нравственный мир человека. Однако то главное, что хотели сказать они своими произведениями, это вопрос о настоящей военной правде, правде, которая шла вразрез с общепринятым в литературе масштабным изображением войны.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- литература о войне имеет антивоенную направленность, она несет в себе прежде всего толстовские традиции; споры о войне, ее причинах и следствиях продолжаются до сегодняшних дней, о чем свидетельствуют и литературные произведения; мечта русской литературы советского периода – создание Главной книги - остается до сих пор иллюзией; в русской литературе была полемика по поводу соотношения окопной и масштабной правды; военной литературе нового периода удалось все же вырваться из навязываемых ей рамок и стереотипов и выйти на качественно новый этап своего развития;
- писатели – фронтовики Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков названы мастерами прозы психологического драматизма;
- Г. Бакланов начал путь с интереса к судьбе одного человека, одного выстрела, его герои действуют на маленьком участке фронта; писатель общепризнан как мастер художественной детали; в центре его произведений человек страдающий, но несломленный; мастерство писателя прежде всего конкретно- психологическое; в своих произведениях Бакланов уделяет большое внимание будням, бытовым деталям, которые очень фактографичны; раздумья героев о жизни и смерти придают произведениям масштабы философской мысли; излюбленный герой писателя несет в себе коллективный портрет своего поколения; родовая черта баклановских персонажей – мужественная сила, умение полно и остро чувствовать доставшуюся им жизнь в бесконечных подробностях;
- среди героев Ю. Бондарева преобладают военные люди с переднего края, нравственное достоинство которых автор проверяет самыми жесткими и суровыми испытаниями; герой Бондарева – человек высокого долга и чести, неподдельной совести; образы ведущих персонажей выписаны очень пластично; автор исследует военно-нравственные проблемы, прямо отвечая на поставленные вопросы; война в прозе писателя плавно переходит в современность, война осмысливается как материализованная память;
- в произведениях В. Быкова усиливается трагедийный аспект в изображении войны; у писателя усиливается интерес к нравственному миру человека, к возможностям его духа; подлинная народность автора проявляется в умении с большой психологической точностью показать скромное по своим проявлениям мужество; его герой часто делает свой выбор, цена которому – жизнь.
В своем нравственном аспекте проза писателей – фронтовиков, обращенная к минувшей войне, имеет непреходящее значение.
Библиография
Адамович А. О современной военной прозе. – М.:1981 – 200с.
Адамович А. Торжество человека.\\ Вопросы литературы. – 1973 - №5. – 111с.
Биккенин Н. Б. Война, мораль и литература. \\ Октябрь. – 1980. - №10. – 195с.
Богатко И. Мужество века. – М.: Просвещение, 1979. – 79с.
Бондарев Ю. Предельные ситуации. – Собрание сочинений. М., 1979, т.3.-396с.
Быков В. Великая адемия – жизнь. \\ Вопросы литературы. – 1975. - №1. – 127с.
Быков В. Жизнью обязан. \\ Литературная газета. – 1974. – 6 ноября. – 11с.
Быков В. Как создавалась повесть Сотников. \\ Литературное обозрение. – 1973. - №7. – 101с.
Быков В. Собрание сочинений: В 4-х томах. Том 2-4. \\ Вступление статья Д. Бугаева. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 414с.
Воронин С. Во имя жизни. \\ Звезда. – 1971. - №5. – 209с.
Горловский А. Сильнее смерти // Знамя. – 1975. - №4. – с.222-238
Губко Н. Творческая сила памяти. \\ Звезда. – 1975. - №6. – 190с.
Гуляев Н. А. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – 271с.
Дедков И. Большие и долгие ожидания // Дружба народов. – 1975. - №10. –с.266-269
Дедков И. О судьбе и чести поколения: Заметки о прозе Г.Бакланова // Новый мир. – 1983. - №5. – с.218-230
Дедков И. Под знаком беды… \\ Новый мир. – 1983. - №10. – 250с.
17. Елкин А. На огненной черте. Литературный портрет // Москва. – 1973. - №2. – с.214-220
18. Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. - №3. – с.189-190
19. Журавлев С. Ответственность памяти: К 60-летию Ю.Бондарева // молодая гвардия. – 1983. -№10. –с.192-202
Журавлев С. И. Память пылающих лет. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. – М.: Просвещение, 1985. – 191с.
Злобин А. На главном направлении // Новый мир. – 1958. - №8. – с.239-249
Золотоусский И. Почерк войны // Знамя. – 1962. - №2. – с.209-217
Иванова Н. Перед зеркалом // Октябрь. – 1981. - №10. –с.215-217
Козлов И. Вечно великое // Москва. – 1960. - №1. – с.211-212
Козлов И. Перед лицом долга. // Октябрь. – 1974. – №6. – 206с.
Козлович А. Первый Белорусский отступил. \\ Литературная газета. – 2000. - №8. – 4с.
Кондратьев В. Повесть – реквием // Дружба народов. – 1979. - №11. – с.251-253
Краткая литературная энциклопедия. Том 4, том 6. – М.: Советская энциклопедия, 1952. – 875-878с.
Кривитский А. Одиночный боец. \\ Юность. – 1974. - №2. – 66с.
Кузнецов Ф. Автор и герой: друзья или враги? // Литературное обозрение. – 1975. - №8. – с.31-34
Курбатов В. На расстоянии истории // Новый мир. – 1980. - №1. –с.264-269
Курчаткин А. Чтение по автопортрету: (К 70-летию со дня рождения Г.Бакланова) // Октябрь. – 1993. - №11. – с. 46.
Лазарев Л. Вещий знак. \\ Литературное обозрение. – 1983. - №8. – 47с.
Лазарев Л. Высший кодекс человечности. \\ Литература в школе. – 1978. - №1. – 13с.
Ланщиков А. Вечно живая исповедь // Москва.- 1986. - №11. –с.180-188
Лейдерман Н. Поединок с судьбой. \\ Урал. – 1985. - №5. – 175с.
Лошкарев Н. Долг и судьба: Г.Бакланову – 60 лет // Октябрь. – 2983. - №9. – с.200-201
Лукашевич В. // Дружба народов.- 1959. - №2. – с.249-251
Лукин Ю. Ради жизни на земле // Знамя. -1979. - №11. – с.243-245
Лысенко В. Ни забыть – ни простить… \\ Октябрь. – 1984. - №3. – 202с.
Метченко а. Открытие мира и мир художественных открытий // Москва. – 1977. – 35. – с.191-209
Новиков В. Духовная зрелость героя // Знамя. – 1981. - №6. – с.213-227
Огнев В. Возможности человеческого духа. Василь Быков и его герои. \\ Юность. – 1985. - №3. – 90с.
Овчаренко А. Роман о берегах человеческого счастья // Молодая гвардия. – 1976. - №2. – с.285-299
Овчаренко А. От войны к миру // Наш современник. – 1983. - №5. – с.163-178
Оскоцкий В. … Неслышный ход истории // Литературное обозрение. – 1980. - №1. –с.49-51.
Оскоцкий В. Четверть века после войны // Литературное обозрение. – 1975. - №9. – с.21-25
Рудненко – Десняк А. Выбор и пути // Дружба народов. – 1982. - №5. – с.241-253
Смелков Ю. Жизнь в мирные дни // Знамя. – 1981. - №10. – с.246-248
Суровцев Ю.В. В противоречии с автором. (Люди искусства и науки в современном романе) // Дружба народов. – 1976. - №2. – с.237-265
Теперь, когда прошло столько лет: Беседа с писателем Г.Баклановым //Вопросы литературы. – 1983. - №1. – с.177
Ульяшов П. Не покорившиеся. \\ Наш современник. – 1983. - №8. – 171с.
Ульяшов П. … Способна только правда: Человек и обстоятельства в произведениях Г.Бакланова // Октябрь. – 1982. - №5. – с.190-194
Цветков А. Возможности и границы притчи. \\ Вопросы литературы. – 1973. - №5. – 152с
Чалмаев В. Оружию доверенные истины // Молодая гвардия. – 1974. -№3. – с.299-304
Штокман И. Истоки духовной силы. Заметки о прозе Ю.Бондарева // Знамя. – 1977. - №7. – с.224-232
Штокман И. Рост кристалла. Василь Быков – характеры и обстоятельства. \\ Дружба народов. – 1978. – №4. – 249с.
Танеева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича, Бузулукский район, Оренбургская область