Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Пилипчук Галина Петовна

Учитель: Пилипчук Галина Петровна
Предмет: русский язык
Класс – 1
Тема: Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце и в середине слова .Способы проверки слов.
Тип урока: комбинированный урок(отработка умений, постановка и решение частных задач)
Цель:учить различать парные звонкие и глухие в конце и в середине слова; провести наблюдение за произношением парных звонких согласных на конце и в середине слова; познакомить со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД)
Предметные:
научатся: сравнивать звуки и буквы в словах, кратко характеризовать звуки русского языка;
определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки;
определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце и в середине слова;
находить в двусложных словах букву парного согласного звука ,написание которого надо проверять;
различать проверочное и проверяемое слово;
писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова, объяснять их правописание;
получат возможность научиться: сотрудничать в группах при работе со знаковой информацией;
соотносить произношение и написание парного согласного на конце и в середине слова;
планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова и подборке родственных слов;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; соотносить изученные понятия с примерами;различать глухие и звонкие согласные звуки на практике ;использовать алгоритм порядка действий при подборе проверочных слов.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации ;анализировать собственную работу ,вносить изменения в действия с учётом возникших трудностей; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов согласно с орфоэпическим нормам русского литературного языка.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,групповая
Оборудование: оценочные листы, карточки для индивидуальной работы, карточки-задания для групповой работы, картинки сказочных героев, раздаточный материал для звуко-буквенного анализа слова.
Ход урока.
.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Организационный момент .Мотивация к деятельности
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к успешной работе.- Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести! Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно писать!
Слушают учителя, проверяют готовность к уроку.
РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.
ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Целеполагание
Работа в тетрадях.
Слайд 1.
На экране буквы: г п т ш.
- Что общего во всех этих буквах? (буквы согласных звуков; одинаковый элемент).
- Что вы знаете о согласных? (произносятся с шумом или с голосом и шумом; бывают твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).
- Пропишем эти буквы. (Напомнить правила посадки при письме, как прави2. Слайд 2. Отгадайте загадку: круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок. (репа)
В какой сказке репа является главной героиней? Кто её написал?
Выросла репка на славу, и пришло тянуть её много друзей. Кто был первым? (де...) Кто вторым?(ба...ка) А кто пятым? (ко...ка) А шестым? (мы...ка) Почему они всё-таки смогли вытянуть большую-пребольшую репку? (потому что работали все вместе, сообща). Если мы тоже будем работать дружно, помогая друг другу, то добьёмся хороших результатов.
У: Почему во всех этих словах пропущены буквы? На какую орфограмму все эти слова? ( дети с помощью сигнального веера вставляют предполагаемую букву) Мы к этому тексту вернёмся в конце урока. У: Назовите парные звонкие согласные. Запишем их.
б в г д ж з
п ф к т ш с
- Почему вы записали эти согласные?
- Догадались, какая у нас тема урока?
- Для чего надо изучать эту тему?
- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
Эпиграфом нашего урока будут следующие строки:
Парные согласные
Бывают такие опасные.
Звук хоть и ясно слышится,
А буква другая пишется.
Называют звуки ,которые слышат на конце этих слов.
-Слышим глухие согласные звуки.
-Какие писать буквы не знаем.
-На конце слова "ошибкоопасное место". Слышим глухой звук, а писать нужно звонкий.
-Подобрать проверочное слово.
Выдвигают гипотезы.
Формулируют тему урока, цель(вывешиваем на доску).
Пишут в тетради.
Отгадывают загадку.
Записывают отгадку.
РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.
ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.
3. Этап решения учебной задачи.
. Постановка учебной проблемы.
Поиск решения.
- Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению. Эти коварные парные согласные в конце слов – орфограммы. - Какие буквы напишем на конце слов? Подумайте, что нужно сделать со словом, чтобы было понятно, какую писать букву в конце слова. Спишите слова, подчеркните вставленную букву. Слайд 3.
1вариант..Лебе. ь ,сугро., арбу. , ле. 2 2вариант: За деревней лу…, а на грядке лу…. 3 вариант: На речке пло…, а на груше пло…. У: -Задание одно, а написали по разному. Почему?
У:- Чего мы не знаем? Какие звуки мы слышим на конце слов? В какой позиции стоят согласные звуки? Слайд 4. Самопроверка. Вывод.- Встаньте те, у кого нет ошибок.- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне? Поиск решения. Слайд 5
У: Прочитайте слова.
Арбуз арбузный
Лебедь лебединый
У:- По какому признаку разделены слова в столбики? У: - Почему хорошо слышны согласные во втором столбике?
У:- Хорошо я допишу ещё два слова. Что мы о них можем сказать?Сад садик
Сугроб сугробик У: - В первый раз –прилагательные, а во второй раз- существительные. Значит дело не в этом.
Я допишу ещё 2 слова.
Лев львы
мягкий - мягонькийУж ужи
редкий - реденький
крепкий - крепенький
У:- А здесь почему хорошо слышны согласные во втором столбике? Что мы можем сказать о них?
У: - Какой мы можем сделать вывод?
У : - Как можно назвать слова второго столбика? У : - Что они помогают делать? . У: Чем являются слова помощники по отношению к словам первого столбика?
У: Как проверить парную согласную на конце слова? А в средине слова?
Д: -Слабая позиция согласного звука.
Д. -Звуки стоят в слабой позиции , поэтому мы не знаем какую согласную букву вписывать в слово.
Проверяют по эталону.
Д : Парные согласныеСамые опасные.Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.
Д:- В первом столбике записаны слова в слабой позиции, а во втором в парные согласные в сильной позиции.
Д:- Во втором столбике прилагательные.
Д:- Это существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами
Д: - Это формы слов. После парной согласной стоит гласная буква.
Д: - Парный согласный звук чётко слышится когда за ним стоит гласная, или звонкий согласный звук
Д: - Слова помощники. Д: - Проверять парные согласные на конце слов
Д : Родственными словами или формой этих слов
Д. Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
Предметные результаты.
КУУД: умение слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.
РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям
КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.
ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.
ПУУД: общеучебные-осознанно строят речевое высказывание в устной форме о написании парных звонких и глухих согласных.
КУУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Физкультминутка
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три
Дети выполняют движения.
4.Первичное осмысление и закрепление.
Групповая работа
Первичное закрепление.
( работа в группах)
3. Составление опорных схем.
У: Сравните свой вывод с учебником. У: А сейчас в группах составьте опорную схему.
У: - Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, что нужно сделать?
У: - Чтобы правильно записать парную согласную в середине слова, что нужно сделать?
У:- Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова?
- Произнесите слова? Какие звуки слышим в конце слов?
- Какие буквы надо писать?
Как будете подбирать проверочные слова? Обсудите с товарищем по парте. Напишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.
Слайд 6.
зу[б]ы – зу[п]
кру[г’]и – кру[к]
са[д]ы - са[т]
е[ж]и - ё[ш]
ль[в]ы - ле[ф]
(Щелчок – появление самопроверки) а) Диктант.
- Сейчас проведем диктант, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных на конце слова. Написать пропущенную букву.
Слайд 8.
Ё… (какой?)
Обе… (что делать?)
Мос… (большой - маленький)
Морко…ь (нет)
Медве…ь (один - много)
Слайд 9. .
Работают в минигруппах, выполняют задания
Д: Вывод совпал.
Проверка. (Учитель схемы вывешивает на доску с комментированием учащихся) Вы теперь уже знаете, что парные согласные могут быть в конце слова и в середине слова.
Д: - Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. От этого зависит способ проверки.
- Подобрать проверочные слова можно двумя способами.
- Выполняют задания в паре, оценивают себя
Самопроверка. Самооценка
ПУУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
РУУД: планируют учебное сотрудничество;
КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности
5.Этап самостоятельной работы
Выполните задания на индивидуальных листах, оцените свою работу .
Закрепление способов проверки. Работа в парах. (карточки по выбору)
1. Вставь пропущенные буквы.
Получить бага..., выйти на бере..., найти кла..., букет ро..., вкусный обе..., ранний листопа..., пушистая шу...ка, гла...кая доро...ка.
2. Исправь ошибки.
Среди ретких берёс прячутся в трафке кребкие боровики. В ельнике растут скольские грузди. На ниских пнях жмутся друк к друшке опята.
3. Прочитай слова и словосочетания.
Осенний наря..., бере...ки, ду..., краси..., ре...кий ветер, ни...кие тучи, голые ве...ки, сляко...ь, гря...ь, улетают на ю....
Составь с данными словами и словосочетаниями рассказ о начале или конце осени.
Пока учащиеся работают самостоятельно, учитель проводит индивидуальную работу с 1–2 учениками или по материалам данной самостоятельной работы или по другим индивидуальным заданиям.
Самостоятельно выполняют задания, оценивают себя
Проверка самостоятельной работы: 1 и 2-го задания проверяют по образцу. (слайд 7), а те ученики, которые выполняли 3-е задание, зачитывают свои рассказы.
РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.
6. Закрепление изучаемого материала.
б).
Тестирование
У: Как правильно написать парный согласный на конце слова?
У: Ребята, я читаю загадку, а вы в слове отгадке находите парный согласный и записываете его.
- На дворе переполох:
С неба сыплется горох.( Град)
- Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
- Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.(Ложка.)
- Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с простыни слизнул.(Утюг.)
- Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.(Мороз)
У: Каким правилом пользовались?
У: Кто доволен результатом своей работы? Молодцы.
У: Я тоже довольна сегодня вашим результатом работы.
У: Кто назовет главную мысль нашего урока? (уметь проверять парные согласные на конце слова)
Самопроверка: д, б, ж, г, з. Слайд10
РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.
КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.
ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке
7.Этап рефлексии
-Возьмите свои оценочные таблицы, посмотрите ещё раз на темы и ,если согласны со свои ответом, обведите в кружок , если нет- поставьте более жирным.
-Кто исправил свои оценки?
-Нарисуйте линеечку и оцените свою работу на уроке.
Работают с таблицей и со школой оценивания
РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.
КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.
ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке
HYPER13PAGE HYPER15
1