Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Моисеева Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Моисеева Татьяна Викторовна
УРОК 8Ход урока (Презентации переделать под урок) Организационный момент Прозвенел сейчас звонок.Начинать пора урок.Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!В мире много интересного, очень много неизвестного!Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!Наступила тишина.Сказка в гости к нам пришла.- Узнайте, о какой сказке эти стихотворные строчки. (СЛАЙДЫ СДЕЛАТЬ И ДОБАВИТЬ ЕЩЁПодготовка к восприятиюМного жанров есть на светеБасня, повесть и рассказ,Но с рожденья любят детиВолшебство и мир прекрас.- Мы продолжаем путешествовать по главе: «Идём по невиданным следам…»Элементы разных сказокМы собрали в кузовок.Отгадай названье сказкиБудь внимателен, дружок.- Узнайте, о какой сказке идёт речь.Удивляется народ: Едет печка, дым идет,А Емеля на печиЕст большие калачи!Чай сам наливается,По его хотению,А сказка называется… («По щучьему велению»). Сидит в корзине девочка, У мишки за спиной.Он, сам того не ведая,Несет ее домой.Ну, угадал загадку?Тогда скорей ответь!Название этой книжки… («Маша и медведь»). Укатился он из дома, По дороге незнакомой.Ты узнал его, дружок?Он – румяный… (колобок).- По какому признаку эти сказки можно объединить в одну группу? (Все они – русские народные.)- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)- карточка на доску с предыдущего урока)Постановка темы и цели урока.- А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)- Сформулируйте цели урока:познакомиться …учиться читать……учиться отвечать на вопросы…Определение вида сказки.— К какому виду сказок мы ее отнесем? /СЛАЙДЫ/ (Волшебная, русская народная)- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)- Какие ещё волшебные числа встречаются в других сказках? (Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Тридевятое царство, двенадцать месяцев)- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)- Здесь у нас тоже счастливый конец.- Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь): зачин 2.волшебные предметы3.сказочные слова и выражения4. троекратный повтор5. борьба добра и зла6. добро побеждает зло7. концовкаЧтение по ролям.— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.Выборочное чтение.Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».) Как Алёнушка попала в реку? Найдите в тексте и зачитайте. (Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила в воду. ) Что мешало ей вернуться на землю? Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала.Прочитайте отрывок, в котором Аленушку спасают. Обратите внимание на то, как это делают. - Древний человек почти всюду находил разум и чувства: в шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья. Так и в этой сказке в шуме волн были услышаны слова Аленушки.Сказка отражает представления людей о существовании родственных отношений с живым миром природы. Это выражается в путешествии героя в иной мир. - Докажите, что в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» было такое путешествие.- Объясните, почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке всё было ведомо? (Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит другую, волшебную сторону событий.) - Что ещё было ведомо Иванушке? ( Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться).Работа по картине (слайд)Есть полотно,Красиво оно,Но печально и грустноДевице одной.- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».- Рассмотрите репродукцию.- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница …………)- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение. - Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». Рассмотрите репродукцию. - Почему Аленушка такая печальная и задумчивая? - Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? - Найдите его в тексте. ( «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».) - Как удалось художнику изобразить ее беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон.) - Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное.) - Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые.) - Почему художник выбрал осень? - А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке.) Назовите их.(1. Иванушка обернулся козленочком, потому что хотел пить и мог дождаться колодца.2. В Воду бросила ведьма Аленушку.3. С водой связан поэтический диалог Иванушки-козленочка и лежащей на дне реки Аленушки.)(Учитель читает этот отрывок.) - Что же такое вода в этой сказке? (Это волшебный мир, связанный с опасностью, это волшебный предмет, так как вода из копытца определенного животного и ключевая вода оживляет Аленушку.) - Найдите нужные фрагменты и прочитайте. - На картине ярких красок мало, но они есть, назовите, где их использовал художник? (Светлая полоса гаснущей зари, яркая зелень осоки, розоватые цветы на сарафане Аленушки.) - Как вы думаете, зачем? (Эти контрастные тона усиливают впечатление от картины.) IX. Итог урока - Что же роднит картину и сказку? (Грустное настроение и лирическая тональность.)- Мы побывали в сказке. Вспомните, как мы туда попали? (Через дремучий лес и избушку Бабы-Яги.) -Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.-Чему научила вас эта сказка?(1.Не оставлять друг друга в беде;2. Любить друг друга;3. Слушать старших.) -Если бы Иванушка послушался сестрицу,- не выпил бы из копытца, то не превратился бы он в козленочка.-А в нашей жизни можно ли пить из луж воду? (нет)-Чем это может закончиться? (болезнью, вредом для здоровья)-Ну, а если, все-таки очень хочется пить, может можно выпить грязную воду?-Воду можно очистить от грязи, для этого надо сделать специальный фильтр. (Практическая работа)-Проходя через этот фильтр вода становится чистой от грязи, но убить микробы он не может. Поэтому воду надо пить только кипяченую. Домашнее задание - Представьте, что случилось, если бы Иванушка послушал сестру и не стал пить воду из копытца? Как изменился бы сюжет сказки? Составьте небольшой рассказ, запишите в тетрадь. Выполнить рисунок к сказке.