Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Пилипас Инна Александровна

Методическая разработка классного часа для 1 классаТема: «Путешествие по русским народным сказкам»Цели: приобщение детей к устному народному творчеству через русские народные сказки; коррекция развития слухового и зрительного восприятия, памяти и речи учащихся.Задачи:
  • закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках, пополнять словарный запас, прививать интерес к чтению;
  • воспитывать у детей чувство товарищества, доброту, сопереживание, справедливость на примере русских народных сказок;
  • развивать познавательный интерес, речь, внимание и творческие способности учащихся.
  • Материал и оборудование: необходимый наглядный материал, элементы костюмов для инсценировки сказки, музыкальное сопровождение, презентация.Предварительная работа: положительный эмоциональный настрой детей, разучивание слов для инсценировки сказки и физминутки.
  • Организационный момент
  • Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. Ребята, что сейчас я вам начала рассказывать? (Ответы детей)Правильно, сказку. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Чему будет оно посвящено? (Ответы детей)Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить о сказках. Все вы знакомы с русскими народными сказками. А предлагаю я начать наше занятие с разминки «Узнай сказку», чтобы вы вспомнили сказки, с героями которых нам сегодня предстоит встретиться. Давайте все сядем правильно, выпрямим спинки, приготовимся работать.Для этого конкурса разделимся на две команды – команда 1 ряда и команда 2 ряда. Для каждой команды, свое задание. Я произношу задание, а команды по очереди все вместе дружно отвечают. Начнем с 1 ряда. Итак, внимание! Разминка - конкурс «Узнай сказку»
  • Перед волком не дрожал,
  • От медведя убежал, А лисице на зубок Всё ж попался … (колобок)
  • Кто-то за кого-то
  • Ухватился цепко: Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибегут… Победит упрямицу дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это … (репка)
  • Сидит в корзине девочка
  • У мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несет её домой. Но отгадав загадку, Тогда скорей ответь. Название этой сказки … (Маша и медведь)
  • Возле леса на опушке
  • Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте, без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)
  • В сказке небо синее,
  • В сказке птицы страшные. Печенька, спаси меня. Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди)
  • Из копытца, из копытца, ну-ка кто хотел напиться.
  • Он напиться-то напился, Но в кого он превратился. Над рекой в кустах зеленых Отчего кричит козленок? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  • Сами, сами едут сани.
  • Вымолвил словечко – Покатилась печка. Прямо из деревни К царю да царевне. И за что не знаю Повезло лентяю. (По щучьему велению)
  • В чистом поле, где нет дорог,
  • Стоит не низок, не высок. Всех приглашает за порог Этот домик … (теремок) Воспитатель: Молодцы! Вы узнали все сказки.
  • Вводная часть
  • Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) И я люблю. Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Сказки бывают разные. Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках.А почему сказки называют народными? (Ответ детей) Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Ребята, а какие сказки вы уже прочитали сами? (Ответы детей)(«Колобок», «Теремок», «Рукавичка»)Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Что в сказках необычного? (Ответы детей) В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои. Что такое сказка?Вот как дается объяснение слова «сказка» в словаре русского языка. Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил. И вот сегодня мы с вами побываем в этом загадочном мире русских народных сказок, вспомним ваши любимые сказки, встретимся с любимыми героями и даже станем героями одной из сказок. Воспитатель:В мире много сказокГрустных и смешных,И прожить на светеНам нельзя без них.В сказке может всё случиться:Что же ждёт нас впереди?Слышишь? Сказка в дверь стучится,Скажем, сказке: “Заходи”. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать друг другу. Верно, я говорю? (Ответ детей) Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, представим себе этот сказочный лес. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу закройте глазки. (Звучит музыка)Открываем глаза. Готовы отправиться в путь? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!(Звучит музыка)3.Основная частьВоспитатель: Вот мы и в сказочном лесу. Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок. Думаю, вы без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.Игра «Из какой мы сказки?» (На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»)(Ответы детей)Воспитатель: Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы знаете и любите. Мы отправляемся дальше.(Звучит музыка)Воспитатель: Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит корзина. Интересно, что в ней? (Появляется настоящая корзина) Герои сказок оставили в корзинке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.Конкурс «Угадай героя сказки»(Дети угадывают, кто оставил телеграммы)- Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка из сказки «Курочка Ряба»)- Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк изсказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Скоро буду у вас. (Колобок изсказки «Колобок»)- Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех узнали. А в корзинке ещё находятся сказочные предметы, точнее, картинки с изображением сказочных предметов. Эти вещи принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте, чьи эти вещи. Конкурс «Бюро находок»(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются.)Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»Репка – «Репка»Яблоко – «Гуси-лебеди», «Крошечка – Хаврошечка»Большая деревянная ложка и 2 поменьше – «Три медведя»Яйцо – «Курочка Ряба»Лягушка - «Царевна-лягушка»Кувшин с узким горлышком - «Лиса и журавль»Воспитатель: Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.Воспитатель: Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)Вспомните, какие слова надо произнести, чтобы избушка повернулась. («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом».)Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).Баба-Яга приготовила нам новое испытание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой. «Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины».Воспитатель: Готовы выполнить задание Бабы-Яги?Сказочная викторина1. Каких зверей в сказках называют так? Серый Рыжая Косой Косолапый2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? Вот и сказке конец, кто слушал - молодец»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)5. Сколько животных встретилось Колобку по дороге? (4 – Заяц, Волк, Медведь и Лиса)6. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (Печку)7. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная(«Морозко»)8. Кто помогал Хаврошечке выполнить трудные задания в срок? (Корова)Воспитатель: Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами.А мы с вами сейчас вспомним физминутку про Бабу Ягу и немножко отдохнем.Физминутка «Баба Яга»В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)А в избушке той старушкаБабушка Яга живет (как будто повязываем платок)Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)И всего одна нога (стоим на одной ноге)Не простая, костяная.Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)Воспитатель: Молодцы! И мы снова отправляемся в путь. (Звучит музыка)Кто нас встречает? (Ответы детей) Маша и Медведь. А из какой сказки эти герои? (Ответы детей)Молодцы, ребята! Мишка косолапый приготовил для вас задание. Вам нужно будет отгадать, кому принадлежат слова из сказки? Итак, внимание!Кому принадлежат эти слова из сказки?«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано». (Корова – «Хаврошечка»)«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)«Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка)«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла». (Коза).«Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша)«По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка печь, поезжай к царю…» (Емеля)Воспитатель: Ребята, Маша тоже приготовила для вас задание. У сказочных героев и предметов есть двойные имена. Первую часть названия Маша написала на карточках, которые вы увидите на слайдах, а вторую часть, вы должны продолжить, проговорить.1. Кощей - ... (бессмертный)2. Василиса — ... (прекрасная)3. Иван — ... (царевич)4. Братец - ... (Иванушка)5. Змей — ... (Горыныч)6. Крошечка — ... (Хаврошечка)            7. Гуси – … (Лебеди)8. Баба - … (Яга)Воспитатель: Молодцы! С заданием справились и снова продолжаем путешествие.Воспитатель: Кто нас встречает? (Ответы детей) Зайчик.А в каких сказках встречается Заяц? (Ответы детей)(«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)Молодцы, ребята! Заяц приготовил для вас карточки с последовательностью событий в сказках, вы должны восстановить правильный порядок событий.(Детям выдаются карточки)На партах у вас картинки, вы должны назвать сказку и разложить картинки в нужном порядке. (сказки «Репка» и «Теремок»)(Звучит музыка)Воспитатель: Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.(Звучит музыка)А встречает нас Колобок, румяный бок.Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)Колобок предлагает вам стать героями его сказки.(инсценировка сказки «Колобок»)Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей)Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок приготовил вам задание и предлагает послушать отрывки из сказок, и отгадать из какой сказки эти отрывки.1. Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.- Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса»)2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. («Мужик и медведь»)3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?- Съешь моего лесного яблочка,- скажу.- У моего батюшки и садовые не едятся. («Гуси-лебеди»)4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди, догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.-Спи, глазок, спи, другой!Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала. («Крошечка – Хаврошечка»)5. «В домике было две комнаты. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка — очень большая, вторая — поменьше, а третья, синенькая чашечка, была Мишуткина…». («Три медведя») Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! И снова в путь! Встречает нас Серый Волк. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей) («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», Лисичка-сестричка и серый волк»)Волк предлагает вам в названиях следующих сказок найти ошибки. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба»«Даша и медведь» – «Маша и медведь»«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят»«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»«По рыбьему велению» – «По щучьему велению» «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка»«Царевна – Индюшка» - «Царевна – Лягушка»4. Заключительная частьВоспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы можем попрощаться с Серым Волком и отправиться дальше. (звучит музыка)Мы вышли с вами на полянку, где наше путешествие в мир Чудес и Волшебства подходит к концу. Снова на мгновение закроем глаза.Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Любая сказка чему-то учит.А чему учат сказки, мы узнаем у «Цветика – семицветика».Игра «Цветик – семицветик»Воспитатель: Ребята, перед вами (на доске)- «Цветик – семицветик», на его лепестках написаны качества, которым нас учат сказки.ети выходят, берут лепесток и читают)ДобруПомощи другимТрудолюбиюДружбеСлушаться старшихЧестностиВежливостиСказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными, дружными и смелыми.Сказка высмеивает людские недостатки: жадность, глупость, жестокость. В сказках всегда добро побеждает зло.Сказка — это, конечно же, вымысел, выдумка. Но являясь выдумкой, она остается поучительной. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».Упражнение «Спасибо за приятное занятие».Воспитатель: Ребята,  наше путешествие по сказочному лесу заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за это путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!»  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук.Воспитатель: Всем спасибо за приятное путешествие!Обзор книг. Выставка книг – сказок.