Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Бородачева Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Бородачева Ольга Владимировна
Современные методы работы с родителями в условиях ДОУ.В современных условиях методы работы с родителями в условиях ДОУ разнообразны. Мне хотелось бы познакомить вас с одним из методом , который применяется в моей практике.Экологическая акция «Посади дерево своей семьи», как метод работы с родителями.Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Она может быть по-настоящему результативной только в том случае, если родители будут являться нашими активными помощниками и единомышленниками, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира.Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Формы работы с родителями разнообразны. Наша работа с родителями лишена назидательности и принуждения, она основана на педагогике сотрудничества, совместной деятельности взрослых и детей. Свою работу по экологическому образованию мы осуществляем в двух блоках:- педагог - родитель;- педагог - ребенок - родитель.Блок «Педагог – родитель» в своей структуре основывается на традиционных и нетрадиционных формах работы с семьями воспитанников по экологическому образованию детей . Особого внимания заслуживает совместная деятельность педагогов, детей и семей воспитанников в блоке «Педагог – ребенок – родитель», которая является наиболее эффективной в системе экологического образования дошкольника.На одном новом интересном совместном мероприятии педагогов, родителей и детей нашего детского сада хочется остановиться подробнее – это долгосрочный проект «Дерево нашей семьи», девизом которого является высказывание «Посади дерево – сделай подарок себе и природе». Во всей стране и, в Кемеровской области в частности, уделяется большое внимание восстановлению и приумножению зеленой зоны городов. В Кузбассе ежегодно проводятся экологические и природоохранные акции, в которых коллектив нашего детского сада принимает самое активное участие. … На заднем дворе детского сада осталась не достаточно озелененная территория. Поэтому коллектива ДОУ возникла идея о долгосрочном проекте «Дерево нашей семьи» по созданию зеленой зоны при активном участии воспитанников и их родителей, рассчитанный на весь период пребывания ребенка в ДОУ. Мы взялись за большое дело – создаем легенду, пишем сказку, оставляем след в истории – создаем парк в чистом поле. И у наших нынешних воспитанников есть возможность сделать первый вклад – посадить вместе с родителями именное дерево своей семьи.На наше предложение откликнулись 24 семьи, что составляет 96%от общего количества семей воспитанников. Они сами выбирали породу дерева, место для посадки и время, самостоятельно приобретали саженцы. Мероприятие имело не массовый, а индивидуальный характер, чтобы еще у совсем маленького ребенка осталось в памяти значимое для их семьи событие. Семьями воспитанников были высажены молодые деревца рябины, калины, березы, ели, кедра, пихты, сосны, дуба, вишни, черёмухи; кусты сирени, жасмина и спиреи розовой. Саженцы перезимуют, обретут силу, а весной на каждом из них появится именная табличка. Но уже сегодня семьям воспитанников выдан первый документ –сертификат, свидетельствующий об участии в проекте «Дерево нашей семьи». У каждого взрослого человек есть паспорт. В нем отражены его персональные данные. Растение – это объект живой природы. Мы убеждены, что такой паспорт должен быть и у саженца, что вносит элемент новизны и инновации в работу по данному направлению деятельности. В нем заложен основной смысл параллельного развития малыша и дерева - «Я расту с тобой», а так же нетрадиционный подход к вопросу максимального вовлечения семей воспитанников в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. Паспорт дерева содержит два взаимодополняющих блока:1. Стандартный (обязательный), который заполняется совместно педагогами ДОУ и родителями;2. Индивидуальный (творческий) – это качественно – количественный результат работы с ребенком в семье. Стандартный раздел един для каждого паспорта, разрабатывается педагогами и имеет четкую последовательную логическую структуру , составляющими которой являются:1.Именной сертификат;2.Рекомендации для родителей по организации познавательно – творческой деятельности с ребенком дома;3. Листок первоначальных сведений о ребенке и саженце «Давайте познакомимся!»;4. Листок наблюдения за ростом и развитием малыша и дерева «Я расту с тобой».Содержательная часть листка «Давайте познакомимся!» имеет в своем составе единые параметры, позволяющие провести параллель между объектами сравнения – ребенком и саженцем. Родители и педагоги собирают необходимую информацию и отражают полученные данные в соответствующих графах.Листок наблюдений «Я расту с тобой» предусматривает ежегодную фиксацию качественных изменений в развитии воспитанника и растения с периодичность 2 раза в год – весной и осенью до выпуска ребенка из детского сада.Индивидуальная часть паспорта является вариативной и дает свободу родителям для осуществления познавательной работы с детьми дома и воплощения творческих идей с одной стороны, и чуткого, мягкого, ненавязчивого руководства воспитателем группы процессом экологического воспитания в семье с другой. Творческая часть паспорта не имеет ограничения в объеме и видах продуктивной деятельности детей, не предусматривает четкой периодичности работы, не запрещает участия в этом виде деятельности других членов семьи. Работа носит характер взаимосотрудничества, партнерства всех участников познавательно – творческого процесса.Творческая часть паспорта представляет собой своеобразный условный отчет о проделанной работе с ребенком в семье, который может содержать в себе:- научно – теоретическую информацию о конкретном виде дерева;- отзывы о проводимых экологических мероприятиях в детском саду (день посадки именного дерева; экологический праздник, посвященный вручению именных сертификатов и т.д.);- рассказы родителей для детей и самостоятельное речевое творчество воспитанников;- различные виды бесед;- подборку художественной литературы о деревьях (сказки, рассказы, загадки, стихи, потешки, пословицы и поговорки);- совместное или индивидуальное творчество родителей и ребенка (стихи, рассказы, сказки собственного сочинения);- результат продуктивных видов деятельности (рисунки, аппликация, лепка, поделки из природного и нетрадиционного материалов);- картинки, иллюстрации, фотографии;- гербарии;- дидактические игры.По мере взросления ребенка информация будет расширяться, усложняться и систематизироваться посредством совместной реализации подпроектоввсеми участниками воспитательно – образовательного процесса:- «Здравствуй, дерево!» (2-я младшая группа) - формирование у детей элементарных представлений и приобщение к процессу познания;- «Деревья нашего участка. Мини – музей дерева» (средняя группа)- формирование у дошкольников представления о жизни деревьев в разные сезоны, их взаимосвязях с экосистемой;- «Юные защитники природы»(старшая группа)- формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;- «Генеалогическое дерево моей семьи»(подготовительная группа)- расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.На протяжении всего периода осуществления проекта «Дерево нашей семьи» воспитатель группы является непосредственным координатором и мотиватором деятельности родителей. Педагог организовывает выставки паспортов дерева, конкурсы, творческие встречи родителей для обмена опытом, совместные досуги и развлечения, КВНы, тематические родительские собрания и т.д.С целью поддержания интереса к проекту для родителей предусмотрены дополнительные методы стимулирования:1.Подведение промежуточных результатов с вручением почетных грамот, благодарственных писем и дипломов за активное участие в проекте;2. Опубликование фото отчетов лучших работ родителей и детей на сайте детского сада и интернет ресурсе воспитателя группы;3. Оформление мобильной папки – передвижки «Проект «Дерево нашей семьи». Родители советуют» с целью обмена опытом семей воспитанников друг с другом;4. Организация творческих конкурсов для семей воспитанников таких, как: «Подарок дереву» (кормушки, птички из различного материала); конкурсов листовок «Зеленая планет»;фотоконкурсов«Природа в разное время года»; конкурс «Мы сочинили сказку (рассказ, стихотворение)» и т.д.5. Освещение интересных мероприятий в средствах массовой информации.Литература1. [dob.1september.ru] Н.А.Рыжова Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005//газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября»2. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.3. Волчкова, B. H., Степанова H. BКонспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология./В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. - 128 c.4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.5. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.6. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-97. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-538. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. 256 с.9. Лопатина, А., Скребцова, М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита, 2010. - 128 с.10. Лоув Р. Последний ребёнок в лесу. Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой/ пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007 11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.12. Мы. - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.