Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Симонова Людмила Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Симонова Людмила Викторовна
Тема. А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии А.П.Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки работы с учебником и с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству А.П.Платонова.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Мотивация уч деят-сти.
II. Изучение нового материала.
1 .Слово учителя.
2. Сообщение подготовленных учеников о семье А.П.Платонова.
3. Слово учителя.
Закончить училище, однако, А.Платонову не удалось – жизнь требовала идти в люди, становиться на ноги и кормить большую семью. Мировоззрение будущего писателя складывалось под влиянием русской действительности 1910-1929 гг., в пору сильных исторических потрясений: Первая мировая война, революция, Гражданская война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни.
Юноша сменил много профессий: работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Постоянно занимался самообразованием. В октябре 1918 года он решил продолжить образование: поступает в университет, сначала на физико-математический факультет, затем переводится на историко-филологический факультет, но в июне 1919 года становится учащимся железнодорожного техникума. В мае 1921 года заканчивает учёбу. К этому времени относятся его первые публикации в газетах. Первая его книга – сборник очерков Электрификация, где утверждалась мысль, что электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года.
4. Обращение к фотографии в учебнике. А.П.Платонов. 1920-е гг.
5. Выразительное чтение учащимися воспоминаний Ф.Ф.Сучкова – литератора, скульптора, работавшего над скульптурным образом писателя. Внешность Платонова не поражала, она была обыкновенной, действительно, как сельская местность. Другое дело, что проступало за этим. Когда писатель чем-то восхищался, то внутреннее волнение отражалось в его глазах. Недаром он написал рассказ Уля про девочку, глаза которой видели одну правду. Но людей-то эта правда не устраивает. А Уля по-другому не может, и рада бы соврать, но у неё ничего не выйдет. Глаза Ули – глаза самого Платонова, глаза художника. Если художник лжёт, это уже не художник – обыватель, проходимец, халтурщик. Ложь спасательна для таких людей, но она враг для художника, она разрушит его.
6. Слово учителя. Во вторую книгу А.Платонова, сборник Голубая глубина (1922), вошли его дореволюционные и послереволюционные стихи.
Однако талант писателя в полной мере проявился всё-таки в прозе. К своему переезду в столицу Платонов был известен в московских литературных кругах. В 1927 году выходит в свет сборник повестей Епифанские шлюзы, в разное время публиковавшихся в газетах и журналах. Работа над повестью Котлован шла в 1929-1930 гг. В 1942 году добровольцем он уходит на фронт, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом Красной звезды. Платонов дошёл до Берлина вместе с пехотой. Его военные рассказы остаются лучшими в прозе о войне.
В последние годы жизни, несмотря на болезнь и нищету, писатель продолжает много и упорно работать. Главные герои произведений – одухотворённые люди, которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность. Любимые мотивы произведений писателя – свет жизни и память сердца, так необходимые человеку для его нравственного становления и совершенствования.
Платонов считал, что если нельзя помочь измождённому судьбой человеку реально, то можно, во всяком случае, понять и оправдать смысл и цель его существования – …искусство должно, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость!
Писатель умер 5 января 1951 года в Москве.
7. Просмотр видео.
III. Рефлексия
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ А.П.Платонова Никита, с.69-77, ч.2.
2.Составить цитатный план рассказа.
3.Инд.задание: подготовить сообщение о представлениях древних славян о Солнце и Земле.
2