Публикации «Теория и практика педагогической деятельности: проблемы, решения и эффективность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Теория и практика педагогической деятельности: проблемы, решения и эффективность»
Автор: Мелентьева Наталия Евгеньевна, Колосова Зоя Павловна

Фольклор в жизни малышей
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. B первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: Доброе утро! Доброе утро... Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем, до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.
Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни, и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?
Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка.
Исследования показывают: третий год жизни ребенка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого (и вообще человека). Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия, поэтому-то они и чувствительны ко всем нюансам реальной жизни. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения и т.д. Из этого острого восприятия мира уже зарождается будущий почемучка (возраст почемучек - четвертый год жизни, когда начинает удивлять не логичность, а алогизм бытия).
Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать что бывает и чего не бывает) и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. A потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствуют этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действует один или два персонажа. Во-вторых, потешка художественное произведение и, следовательно, рассчитана на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героя: лиса – хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не слишком сообразительный; белка – проворная, хлопотунья, мышка – юркая, маленькая, но удаленькая. C какими же потешками следует знакомить детей? Какие их них подводят к усвоению первых сказок? Это могут быть Заюшка, войди в сад, Лиса по лесу ходила, Сидит белка на тележке, Козушка-белоногушка, Козахлопота, Тень-тень-потетень, Огуречик, огуречик и др., в которых рассказывается о лесных животных, о мышке, обитательнице полей. При этом важно показать картинки, на которых изображены животные, подчеркнуть их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети могли впоследствии узнавать и различать их на картинке, в игрушке.
На третьем году жизни вводятся новые потешки, но и старые повторяются. K этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно (самодвижение познавательного развития), что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке. Системный подход к разработке и подбору фольклорных текстов позволяет рекомендовать их сериалы, которые разработаны в следующем варианте:
отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: Еду-еду к бабе, к деду, Ладушки, ладушки!, Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки!, Как по снегу по метели, Вот и люди спят, Ой ду-ду,..! Потерял пастух ду-ду!, Жили у бабуси два веселых гуся, Кто у нас хороший?, Уж как аль свою коровушку люблю и др.;
ознакомляющие c домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая): Собака на кухне пироги печет, серия потешек на тему Петушок и его семья, Пошел котик на Торжок, Кисонька-мурысенька , Кофта, котенька-коток , На дубочке, на дубочке, Сорока-ворона, Сорока-белобока , Козушка-белоногушка, Коза-хлопота и др.;
знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека: Лиса по лесу ходила, Мишка косолапый, Заинька серенький, заинька беленький, Сидит белка на тележке и др.;
олицетворяющие природу: Травка-муравка со сна поднялась, Сонышко-ведрышко, Солнышко-колоколнышко, Дождик-дождик, полно лить, Дождик, дождик, пуще!, Радуга-дуга и др.;
олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия больших и маленьких: Курочка-рябушечка, куда пошла?, Лиса по лесу ходила, Курочка-тараторочка и др.; сюда же можно отнести колыбельные песни, например: Котя, котенька-коток, Баю-баю, баю, Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, a также песенки-пестушки: Ладушки,..., Поехали-поехали, Еду-еду к бабе, к деду, Чини-чики-чикалочки и др.;
построенные на парадоксе – потешки-небылички: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор, Тень-тень-потетень, выше города плетень, Под меленкой, под вертеленкой и др.;
раскрывающие или олицетворяющие нравственно-этические категории: Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!, Кисонька-мурысенька, Пальчик-мальчик, Сорока-сорока, Собака на кухне пироги печет, Наша хозяюшка сметлива была, Пошла Маня на базар, Под горкой, на речке, на тонкой дощечке Таня платье мыла и др.;
имеющие прямое обращение к ребенку по имени: Пошел котик на Торжок, Котик серенький присел на печурочке, Пошел котик во лесок, Кто у нас хороший?, Как пошли наши подружки и др.;
имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми: Кто у нас хороший?, Заинька, войди в сад, Каравай, На зеленом лугу, их! Вот! и др.;
специально тематически подобранные для ознакомления с каким-либо животным, растением или явлением природы, например: сериалы Курочка (Курочка-рябушечка, Курочка-тараторочка, Курочкапеструшечка, Курочка-хохлаточка), Петушок (Как у наших у ворот, Петушок-петушок, Петушок, ты подай голосок), сериал Козочка (Козушка-белоногушка, Идет коза-рогатая , Козахлопота), Котик (Пошел котик во лесок, Пошел котик на Торжок), Коровка (Уж как аль свою коровушку люблю, Рано утром, поутру), Солнышко (Солнышко-ведрышко, Солнышко-колоколнышко).
Представленную схему, учитывая индивидуальные возможности детей, разумеется, можно значительно расширить. Однако этот перечень охватывает все стороны жизни человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослым. Это говорит о том, что тематический перечень произведения целенаправленно подготавливает детей к яркому и глубокому восприятию сказки.