Публикации Педагогический триумф. Современный урок.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический триумф. Современный урок.
Автор: Боткина Ирина Викторовна

В чем сущность нигилизма Базарова.(урок литературы по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе)Ирина Викторовна Боткина,учитель русского языка и литературы МКОУ «В(С)ОШ №6»      Тип урока   урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).Форма урока – урок-дискуссия  .Оформление:  выставка работ учащихся с иллюстрациями к произведению «Отцы и дети», выставка  книг И.С.Тургенева.Цели урока:1. Донести до учащихся причины краха мировоззрения главного героя романа «Отцы  и дети».2. Выяснить, в чем трагизм личности Базарова, когда и как он пришелк непониманию самого себя.3. Раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;  Задачи:Дидактические:
  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.
  • Развивающие:
  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.
  • Теория литературы: особенности жанра романа: частная жизнь в исторической панораме; социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.Визуальные аспекты: портрет И. С. Тургенева, портрет главного героя.Дидактические материалы: книги с текстами произведения, распечатки целей и задач урока, основных вопросов, заданий к уроку.Эпиграф:И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет  А.С.Пушкин. «Цыганы».ХОД УРОКА:I.  Мотивация  к учебной деятельности.  Приветствие учащихся. Объявление темы урока, цели и задач урока.              1.Актуализация знаний.Объявление предмета дискуссии:Вопросы к классу:
  • В чем же трагизм личности Базарова?
  • Когда и почему его мировоззрения терпят крах?
  • В какой момент он вступает в конфликт с самим собой?
  • В чем причины внутреннего конфликта Базарова?
  • Когда встают на его пути силы красоты и гармонии, любви и искусства?
  • Для того, чтобы ответить на эти вопрос, давайте проследим и обобщим образ главного героя на протяжении всего романа: от его рождения в воображении Тургенева и до его смерти на последних страницах книги. Слово учителя  о возникновении в сознании Тургенева образа нового героя, убежденного в том, что естественные науки объясняют всё в человеке и обществе, и о причинах того, почему всё-таки  взгляды Базарова терпят крах?  Обратите внимание на начало романа:-Что, Пётр, не видать ещё?- спрашивает Николай Петрович своего слугу.-Никак нет-с, не видать,- отвечает Пётр.-Не видать?- повторяет чуть позже барин.-Не видать,- вторично ответствовал слуга.Начало символично. Должен появиться герой, которого с нетерпением ждут. И он приезжает с Аркадием – это Базаров. И с первых страниц мы видим, как сильно отличается он от дворян, в семейство которых он приехал. Тургенев искал в предыдущих романах героя-деятеля. Дворяне на эту роль не подошли. Но когда Тургенев нашёл умного, честного, энергичного героя, то оказалось, что он не деятель, а разрушитель. Нигилист, от латинского «ничто».
  • Конфликт  с аристократами, братьями Кирсановыми.
  • -Перечитаем описание местности, по которой ехали герои в Марьино (3глава). Подтверждает ли он сделанный нами вывод о том, улучшили ли жизнь крестьян проводимые Николаем Петровичем реформы?-Как по-вашему, каких взглядов придерживается Николай Петрович: он либерал, консерватор или радикал?-Как встретил он Базарова? Обратите внимание: пожали ли друг другу руки Николай Петрович и Базаров?-Найдите портрет Базарова. Что подчёркнуто в его внешности?(Он равнодушен к внешнему виду, красная рука свидетельствует о его привычке к труду).-Как представляется Базаров? Почему?-Как вы думаете, по своему социальному положению кем является Базаров? (Он разночинец, демократ).-Как выглядел Павел Петрович, когда мы его впервые увидели?-Опишите его встречу с племянником.-А как он отнёсся к Базарову? Обратите внимание на деталь: в каком положении находятся руки Павла Петровича? -В 5 главе происходит разговор Аркадия с отцом и дядей, из которого мы узнаём о взглядах Базарова. Что рассказал Аркадий о Базарове? (Этот разговор открывает нам, что Базаров – разрушитель, ведь он отрицает весь предыдущий опыт, ничего не признаёт. И ясно становится, что взгляды Базарова не разделяют ни отец, ни дядя Аркадия. Но если Николай Петрович замолкает, узнав о том, что Базаров нигилист, то Павел Петрович сразу становится в открытую враждебную позицию). -К каким общественным группам мы отнесём Базарова и Павла Петровича? -Какой же смысл вложил Тургенев в название своего романа? О каком конфликте задумал нам рассказать?Учащиеся: Конечно, это конфликт общественно-политический, это противостояние либералов и демократов, поколения 40-х и конца 50-х годов.Вопрос к классу: В чем прав и не прав Базаров?Ответы учащихся: «У молодого поколения должно быть почтительное отношение к культуре прошлого, что история и культура не потерпит произвола бесцеремонного обращения с ней, что невозможно отрицание любви, искусства, литературы, музыки Учащиеся читают по ролям фрагмент спора (глава 10)Учащиеся делают вывод, что в груди у Базарова бьется тревожное и уязвимое сердце, и в этом нигилисте скрыто многое из того, что он отрицает: умение любить, семейное начало, патриотизм. Словарная работа: нигилист – сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, относящийся ко всему резко отрицательно; нигилист – является производным от nihil – «ничто; «нигилист – сторонник безобразного и безнравственного учения, отвергающего все, что нельзя ощупать» (из словаря В.И.Даля)Словарная работа: аристократ – лицо, принадлежащее к родовитым высшим слоям дворянства, утонченный, изысканный; консервативный либерал – отстаивающий неизменность традиционных свобод, противник нововведений.II. Конфликт с самим собой. Испытание любовью.1. Слово учителя: «Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия заносчивому Базарову; она раскалывает душу героя на две половины: одна из них - Базаров убежденный противник романтических чувств, другая - герой  страстно и одухотворенно любящий человек.«...он легко справился бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость?"Вопрос к классу: Что начинает понимать Базаров?2.  Учащиеся: Он не просто разумом, а всем существом своим ощутил не узкофизиологическую,  как он думал, таинственно-стихийную силу этого чувства. И дело тут не в чарах Одинцовой, а в самой любви, в её неодолимой силе: «Я люблю вас, глупо, безумно…» -говорит Базаров.С любовью в Базарова вселилось что-то другое, что он «никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость», и он, гонитель романтизма, «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он начинает понимать, что жизнь гораздо сложнее, чем представляют ее физиологи, чем представлял ее он сам (ответы подкрепляются примерами из текста).2. Слово учителя: «Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в Одинцовой, т.к. считается, «то эта изнеженная барыня, аристократка не способна откликнуться на чувство Базарова. Это не совсем так. Подумайте, что вдруг поняла Одинцова, чего она испугалась?Ответ уч-ся: - (они зачитывают сцену объяснения в любви Базарова Одинцовой) и говорят, что, полюбив, Базаров не хочет пустить в душу это чувство, он гонит его, он борется с собой. Одинцова понимает, что ее чувство - ничто по сравнению со страстью Базарова - она пугается этой страсти. И это тот Базаров, который так уверенно говорил о своей независимости от времени и считал себя гигантом. Эта уверенность была поколеблена уже с началом его отношений с Одинцовой: «Каким я смирненьким стал», а накануне признания он прямо замечает, что «будущее большей частью от нас не зависит». Словами же, произнесенными им в предсмертный час, он фактически признает торжество обстоятельств над собой.3. Слово учителя:  «Уроки любви повлекли за собой тяжелые последствия в душе Базарова. Они привели к кризису его взгляды на жизнь. А мы видим, что и любовь, и поэзия, и сердечное воображение прочно живут в его душе».III.Конфликт с родителями Слово учителя: «Трагизм положения Базарова усугубляется еще более под кровом родительского дома. Мрачному и замкнутому герою противостоит великая сила беззаветной родительской любви, но Базаров безжалостно давит в себе сыновье чувство. Почему?Ответ уч-ся: прочитаем сцену Базарова с родителями.Учащиеся говорят, что Базаров попадает в историю, аналогичную той, которую он не принимал в имении Кирсановых. Там он смеялся над мечтательностью Николая Петровича, над его любовью к природе, музыке, поэзии, а теперь у своего отца, он столкнулся с тем же.  Слово учителя: «Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.Сцена отъезда Базарова и горе родителей - начало финального конца, котором завершится роман (зачитываем сцену отъезда Базарова).IV. Смерть Базарова. Примирение с «вечными» законами жизни.Слово учителя: «Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки отступили, обнаружив свое бессилие. А на помощь к нему приходят силы, когда-то им отрицаемые. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к страшному концу.(Зачитываем сцену смерти Базарова).  Смерть Базарова трагична, и не только потому, что умер  молодым (это всегда трагедия), но и потому, что умер человек недюжинных способностей, силы, воли, а главное, сердца и души! Перед лицом смерти Базаров проявляет все лучшее, человеческое, что раньше была скрыто под внешней суровостью: это нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига во благо России.Как мы можем проанализировать заключительные строки романа?Ответ учащихся: зачитываем заключительные строки романа («... есть маленькое, сельское кладбище..»).Вывод: Герой усыновлен Россией, которая любит его и помнит о нем. Здесь мы слышим нравственное оправдание героя и понимаем, что природа, любовь и смерть непобедимы, перед их лицом бессильна борьба «грешного и бунтующего сердца».V.ИТОГ УРОКА:Почему Тургенев сделан Базарова трагическим героем, лишил верыв светлое идеалы и заставил умереть?Уч-ся делают вывод о том, что Тургенев, будучи либералом, не возлагал надежд в переустройстве общества на революционеров-демократов, они казались ему трагическими одиночками. Поэтому, по-видимому, роман «Отцы и дети» - это личный взгляд писателя на перспективы развития революционной демократии. А образ, созданный Тургеневым, действительно – фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, добрая, честная — и все-таки обреченная на гибель.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Написать сочинение по одной из предложенных тем:1. Страницы из дневника Базарова.2. Мое письмо Евгению Базарову.3. Базаров и Павел Кирсанов – противники и собратья по судьбе.4. Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».5.Любовный поединок. Творческие работы (домашнее задание)   Письмо Базарову.Здравствуй, Евгений!Такое ощущение, что я знаю тебя сто лет! В этом году  я с тобой познакомился, а как будто очень давно знаю. Или ты  чем-то похож на меня, или я на тебя. У меня тоже  длинные волосы , длинные  руки . Для меня не имеет значения моя одежда, как я одет. Я не признаю  официальный брак, как  и ты.Но уж точно, я не нигилист: люблю природу, музыку, книги.Вот и о любви тоже хотелось бы с тобой поговорить. Я ещё не любил, но считаю, что бояться любви не стоит. В данный момент для меня это слово – пустота. Мои друзья уверяют, что хочу я этого или нет, но она придёт, и я не смогу перед ней устоять. Сомневаюсь!Что же с тобой случилось? Встретил Одинцову – и растерялся!  Анна Сергеевна, конечно, интересная особа. Она образованна, да ведь и ты не дурак, что же ты «рассыропился»? Ты ведь мужик!   мучаешься, как… Мы – сильный пол, и нечего подчиняться женщине.И ещё, я думаю, что ты поторопился с признанием в любви. Это твоя большая ошибка! Она почувствовала, что ты в её руках и победила в этом поединке. Вот если бы ты немного выждал, она сама призналась бы в любви тебе.Но все твои ошибки я постараюсь учесть в будущем, если, конечно, это чувство посетит меня. Тогда я буду во всеоружии.  Сергей М., 10 класс.ЛЮБОВНЫЙ ПОЕДИНОКМы наблюдали на страницах книги любовный поединок Базарова с Одинцовой. Базаров держался, как на поединке. Он боролся со своим чувством, пытался его уничтожить, но оно прорывалось во всём: и в его манере держаться – у него дрожали руки, он играл бахромой кресла, и в словах, которые стали появляться в его речи, но которые до сей поры для него вообще не существовали, как определения.В том надёжном мире, в котором так уверенно чувствовал себя Базаров, всё можно было измерить и взвесить, проверить опытным путём. Но что такое красота? Какой мерой её измерить? «Зачем вы…, с вашей красотою, живёте в деревне?» – говорит он Одинцовой. Он говорит ей о любви, ни на что не рассчитывающей, не размышляющей, не дорожащей собой. Он говорит и проговаривается, потому что Одинцова спрашивает, откуда он знает, что испытывает любящий человек. Действительно, откуда нигилисту Базарову знать, как рвётся сердце у влюблённого? «Понаслышке», – отвечает он, пытаясь обмануть и её, и себя. Но сердце у него рвалось в действительности, и вот эту-то действительность он не принимал.Ведь Базаров нигилист. Его трудно смутить. Он верит только в то, что имеет научное объяснение. Но в этот первый любовный вечер Базаров уже осознавал, что испытывает к Одинцовой что-то новое, непонятное, тревожащее его, что-то ему неподвластное…В этот вечер он думал, что победил этот наплыв эмоций, волнений. Победил это чувство… Но на следующий день Базаров боялся посмотреть в глаза Одинцовой, а когда наконец взглянул, он будто бы оттолкнул её. Возможно, он ощущал стыд.Вечером Одинцова пригласила его к себе для продолжения разговора. Базаров нервно подошёл к окну. Кровь в нём кипела. Стоя спиной к любимой женщине, он поведал ей, что любит её страстно и так «безумно», «глупо»…Человек, который говорил, что любовь – это «дурь», ощутил на себе это состояние, неописуемое…В тот момент фундамент, на котором строилось его мировоззрение, рухнул. То, во что он верил, оказалось бессильным противостоять энергии, охватившей его. Энергии ему неподвластной, несоразмерной, беспощадной…    Евгений Л., 10 класс.Библиография:
  • Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968
  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005
  • Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, № 5, 2007
  • Методические советы по литературе под ред. Коровина, 10 класс, М., 2002
  • Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007
  • Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007