Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Вязникова Наталья Александровна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» ул. Есенина, д. 27А, тел. 267-67-11 СЦЕНАРИЙ Педагогической мастерской для родителей «Мы вместе!» в номинации «Лучшая педагогическая разработка» Всероссийского конкурса Разработала: Вязникова Наталья Александровна, старший воспитатель Новосибирск- 2017АКТУАЛЬНОСТЬ Среди значимых для человека ценностей одно из главных мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Доминирующую роль здесь играет фактор семьи. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Но и пребывание   ребенка в детском саду является важной вехой в жизни детей. От того, как сложатся отношения, взаимодействие родителей и коллектива дошкольного учреждения зависит будущее ребенка, его физическое и психическое здоровье, полноценное развитие. Ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития, гиподинамия и т.д. Только тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса (детей, родителей, коллектива детского сада) может сформировать у дошкольников навыки и привычки здорового образа жизни. Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников, мы стараемся сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с родителями (индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, родительские собрания и др.) с инновационными: обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий, проведение педагогических мастерских, День «Здоровья», День Семьи, спортивные досуги и другие. В нашей практике сложились наиболее рациональные формы работы с родителями, позволяющие вести непрерывное образование взрослых. Родители получают позитивные эмоции, знания, повышается активность других родителей.Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам: 
  • актуальность тем, поднимаемых при встречах;
  • насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
  • возможность родителей поговорить о детях.
  • Педагогическая мастерская «Тропинка к здоровью» для родителей нашей группы-это оригинальный способ организации деятельности родителей при участии воспитателей, инициирующих поисковый, творческий характер деятельности участников, чтобы все встречи с родителями проходили в форме открытого диалога или дискуссии. Ценность такой формы взаимодействия с родителями в том, что она обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между участниками мероприятия. А стержнем данной формы работы являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, обогащение друг друга знаниями по сохранению и укреплению здоровья наших детей. Педагогическую мастерскую для наших родителей (средняя группа) мы решили провести в течение недели, так как родители наших воспитанников- народ занятой, много служащих и их трудно всех собрать на мероприятие. Поэтому был составлен План проведения педагогической мастерской (дата, время), чтобы родители могли определиться и прийти на мероприятие в любой из предложенных дней.Цель: Повышение педагогической культуры, непрерывного образования родителей по вопросам здоровьесбережения детей. Создание положительного эмоционального комфорта у родителей в процессе общения друг с другом. Вовлечение родителей в подготовку самого мероприятия.   Задачи: 1.Организовать совместное мероприятие для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения, организации правильного питания и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью.2.Способствовать стремлению и желанию каждой семьи сохранять и поддерживать здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий. 3.Творчески использовать образовательный потенциал семьи для дальнейшего взаимодействия, совместной деятельности, обменом информации.4. Способствовать преодолению дистанцирования родителей от детского сада,Доносить до родителей информацию психолого- педагогического содержания, направленную на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях. 5.Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для формирования навыков здорового образа у сына/дочери. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни детей и помогать родителям планировать выходные дни с детьми.6.Поощрять родителей за ответственное отношение к вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка.План проведения педагогической мастерской «Тропинка здоровья»Сценарный ход:День первый. Воспитатель: Доброе утро! Начинается новый день! Он должен быть интересным, успешным, плодотворным, а для этого нам нужна бодрость, хорошее самочувствие. И утренняя гимнастика поможет нам, даст заряд энергии и позитива. «Если день начать с зарядки –значит, будет всё в порядке».Приглашает родителей в спортивный зал на утреннюю гимнастику. Во вторую половину дня. Воспитатель проводит гимнастику после дневного сна «Пробуждение солнышка» и закаливающие мероприятия .Медицина уверяет, что "каждый шаг босиком -лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта -это прекрасное средство профилактики плоскостопия.Воспитатель предлагает родителям пройти по «Дорожке здоровья».Проводит комплекс дыхательной гимнастики вместе с родителями.Воспитатель: Уважаемые родители, этот несложный комплекс можно выполнять не только в детском саду, но и дома.Далее проводит обзор спортивного уголка группы. У нас в много нестандартного физкультурного оборудования. Наши дети с удовольствием занимаются разными спортивными упражнениями. День второй.1 Воспитатель:Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады новой встрече с Вами!Говоря «Здравствуйте!», мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Так давайте поприветствуем друг друга.(Родители образуют круг, поочередно произносят слова приветствия: «Добрый вечер», «Здравствуйте», «Я Вас приветствую», «Рада видеть Вас» и т.п. Вместо фразы можно использовать любой приветственный жест.). Сегодня мы с Вами поговорим о здоровье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.Предлагаем Вам викторину.Викторина для родителей «Здоровейка спрашивает».
  • Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает
  • сопротивляемость организма к заболеваниям, способствует оздоровлению кожи. (Витамин А).2. Ваши действия при ожоге случившимся с ребенком? (Снять облитую кипятком одежду быстро и аккуратно, чтобы горячая ткань не усилила ожог. Место ожога охладить льдом или холодной водой. наложить стерильную, сухую повязку. При большей площади ожога вызвать скорую помощь. Не смазывать кремом, только усугубите ситуацию).3. Какие фрукты, овощи, растения используются для понижения температуры? (Малина, чеснок, липа, лимон и т. д.).4. Какие овощи содержат натуральный антибиотик аллицин, который уничтожает болезнетворные микробы, не причиняя вреда дружественным для нашего организма бактериям. (Чеснок, редис, лук).
  • Этот витамин повышает сопротивляемость организма к инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантом. (Витамин С.)
  • Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нем витамин С?
  • -Сварить-Поджарить-Запечь в кожуре (Запечь в кожуре.)
  • Листья, какого растения используются при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник, полынь горькая, лук огородный, бодяга, зверобой).
  • Сок, какого растения используется вместо йода? (Чистотел).
  •  Почему нельзя гладить бездомных, чужих кошек и собак? (можно «подхватить» лишай, клещей).
  • Какие Вы знаете бактерицидные растения? Назовите. (Герань, розмарин, мирт, хлорофитум, аспарагус, туя, фикус Бенджамина, хризантема кустовая, бегония, столетник и др.).
  • В каких продуктах содержатся витамины группы В? (Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи).
  • 12. Ваши действия при тепловом ударе, случившимся с ребенком? (перейти в прохладное место, хорошо вентилируемое, раздеть ребёнка и уложить. Влажным полотенцем протереть лицо и конечности. Обильное питье. Желательно не сладкое и не слишком теплое. Замечательно, если это будет минеральная вода, но подойдет и любая чистая питьевая).13. Какие продукты для детского питания Вы считаете вредными? (Чипсы, кока-кола, гамбургеры, пельмени, жаренные продукты, газированные напитки, консервы, грибы, леденцы, карамель, колбасы копченые и т д.).14. Назовите полезные для здоровья детей блюда? (молочные продукты, творожки, злаки, блюда (овощные, мясные) тушеные или приготовленные на пару, кисели, всевозможные омлеты, суфле мясное-куриное, запеканки овощные, оладушки, лапшевники и т.д.). Воспитатель: А сейчас давайте проведем экспресс-опрос «Чтобы мой ребенок был здоров, нужно…». Родители письменно пишут свои варианты ответа. Воспитатели собирают листы и озвучивают результаты: Из 14 участвовавших родителей- 5 родителей написали (вырабатывать иммунитет, закаляться), 2 родителя (принимать комплекс витаминов), 3 родителя (посещать спортивные секции) и 2 родителя (не употреблять вредные продукты). Воспитатель: В детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств. Физическое здоровье неотъемлемо от психического здоровья детей. Дети находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, оказывающих не самое лучшее влияние на психическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции. Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию игры, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.Игра «Мешочек криков»Детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Это не вызывает одобрения у взрослых. Нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен и не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. Мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.Пантомима «Смелый зайка» Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки)».Воспитатель: Дошкольное детство- это большая, интересная сказка, в которой можно все постигать и всему учиться, реализовывать свои желания, накапливать социальный опыт и становиться героем. Игра для детей - это главный интерес в их маленькой жизни. Игры интеллектуально развивают ребенка, развивают речь, социализируют, снимают психологические барьеры, учат общаться со сверстниками. Как можно часто играйте со своими детьми и Вы будете самыми лучшими родителями и партнерами на Земле!День третий. Дегустация «Вкусное общение».Воспитатель: Добрый вечер, наши дорогие участники педагогической мастерской «Тропинка здоровья». Каждого из Вас заботит, чем кормят ребенка в нашем детском саду. Вопрос питания - один из самых волнующих вопросов для мам и пап, и это нормально, ведь правильное питание - это здоровье! Забирая ребенка из детского сада, Вы, в первую очередь, интересуетесь «Что ты сегодня кушал?», «Вкусно было?». Переживаете, все ли съел ребенок, полезными и вкусными ли были блюда. Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Правильное питание–включение в рацион продуктов, богатых витаминов А,В,С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, магнием, медью), а так же белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Немаловажно соблюдать режим питания –соблюдение интервалов между приёмами пищи. Поэтому в плане работы нашего детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Сегодня на нашу встречу мы пригласили шефа-повара детского сада, который знает много секретов здорового и вкусного питания детей. Воспитатели предлагают родителям продегустировать несколько детских блюд из 10-дневного меню. Проходит общение шефа-повара с родителями, она рассказывает о рецептах приготовления блюд, которые заинтересовали родителей.День четвертый. Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Игры нашего детства. Когда-то во дворе собиралось много детей разных возрастов, которых объединяло одно - дворовые игры. -В какие игры Вы играли? (ответы родителей- «Вышибалы», «Пионербол», «Казаки-разбойники», «Догонялки», «Земля», «Штандр» и многие другие). Воспитатель: Девочки постоянно прыгали через резинку, весь двор той поры был изрисован классиками! Мальчишеские забавы – это игры в “войнушку”, рогатки, самопалы, тарзанки. Когда наступала зима количество детей не уменьшалось, ведь санки, лыжи, коньки были почти у каждого. С приходом нового компьютерного века и прочих достижений информационных технологий, дворовые игры отошли в прошлое. Дворы заставлены автомобилями. Молодое поколение вместо живого общения предпочитает «чатиться» и оставлять сообщения в социальных сетях, играть в современные «стрелялки» в онлайн-режиме. И наши дошкольники тоже стремятся больше времени проводить у компьютера, играть с планшетами и другими гаджетами. Всё это негативно сказывается на развитие организма и личности в целом. Если не рассматривать подробно проблемы с физиологией (гиподинамия, потеря зрения, ожирение, неправильное развитие мышц молодого организма), то возникающие психологические и социальные проблемы набирают обороты.  И виной тому не только и не столько информатизация общества, а еще и отношение самих родителей к своим детям, более упрощенные методы воспитания. Вечерами ребенок сидит в компьютере и не отвлекает от просмотра сериалов или социальных сетей. А чем занимается ребенок, какие сайты изучает и в какие игры играет – об этом не каждый задумывается. Не секрет, дети копируют своих родителей. Не все родители могут водить своих детей в спортивные секции и творческие кружки. Не у всех есть и дачные участки. Но родители могут купить мяч, бадминтонные ракетки, летающие тарелки, мяч и выйти с ребенком во двор, вместе с ним поиграть, побегать, попрыгать, вспомнить свое детство! А там и компания быстро соберется, и в привычку войдет играть без взрослых. Хороший пример - всему начало. Давайте с нашими детьми попрыгаем через «резиночку», вспомним, как играли в «классики», в «догонялки». Заряд энергии нам будет обеспечен, а, главное, Вы научите детей играть в игры Вашего детства. Родители и дети идут на участок играть в дворовые игры. День пятый. «Поиграем в футбол? Поиграем!»Воспитатель: Уважаемые родители, наша пятая встреча начнется с загадки - Какая спортивная игра является самой популярной в мире? (Футбол.)На спортплощадку нам пора!Нас ждет любимая игра.В ней ценное, конечно, гол.Зовется та игра - футбол.Неутомимы и легки,Бегут по полю игроки,Перед собою мяч ведут,Мелькает он и там, и тут.В игре свой тонус повышаем, И глазомер мы укрепляем. А главное, что вместе мы Задором детского полны!Воспитатель: Футбол - игра коллективная, игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игры дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А если попинать мяч с папой –это высший эмоциональный всплеск у ребенка. Воспитатели приглашают родителей на спортивную площадку. Проводится совместное мероприятие с родителями – игра в футбол. Родители разделяются на команды, выбирается судья. Обратная связь.Воспитатель: Дорогие родители, мы с Вами замечательно общались, были едины в понимании здорового образа жизни семьи. Быть здоровым- естественное желание каждого человека. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, она была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Совместная работа детского сада и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. И вы многое почерпнули из недр нашей педагогической мастерской.  Недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!». Родителям раздаются на разработанный память буклет о психологическом здоровье дошкольника и предлагают написать своё впечатление о проведенном мероприятии. Наши совместные результаты: Несмотря на то, что средняя группа проводит совместные мероприятия с родителями, педагогическая мастерская «Тропинка здоровья» помогла родителям по-иному взглянуть на проблему здоровьесбережения своего ребенка. И мы открыли более глубокий потенциал семей своих воспитанников. В социальной сети «В контакте» создана группа из наших родителей средней группы и после проведенного мероприятия они позитивно обсуждали мероприятие. По отзывам родителей, они получили эмоционально-психологическую разрядку, отдохнули душой и просто окунулись в свое детство, но кроме того, получили немало полезной информации об укреплении здоровья детей. -Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в детском саду; -Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей; -Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития; -Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности воспитателей в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью. -Большая часть родителей убедилась, что можно найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности ребенка вне детского сада. В перспективе мы вместе с родителями старшей и подготовительной групп решили провести мероприятие «Здоровый ребенок- счастливые родители!». Литература:1.Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. /Л. Свирская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.2.Семейная академия: Вопросы и ответы. / Овчарова Р. В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.3.Горшенинник В.В., Самошкина И. В. Черкасова Н. П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания. / Горшенинник В. В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.4. Багманян М. М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 21–25. – URL: .5. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003-304 с.