Публикации «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Перелыгина Вера Александровна

Тема: Наречие как часть речи.Цель: Формирование у учащихся общего представления о наречии как части речиЗадачи:для учителя:1) создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; 2)организовать исследовательскую деятельность с целью определения наречия как неизменяемой части речи; 3)провести лингвистический эксперимент с целью: показать роль наречий в тексте как средства более точного и образного выражения мысли; 4)формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля. для учащихся: учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы; научиться находить в тексте наречия и определять их значения; выяснить роль наречий в тексте.План урокаЭмоциональный настрой- Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие строчки:Люблю различные словаКак неизведанные страныОни понятны не всегда,И их значенья так туманны-Как вы понимаете смысл этих слов?Мотивация к учебной деятельностиМотивация к учебной деятельностиВ руках у вас путеводные листочки. Если вы правильно определите часть речи по одному морфологическому признаку, то он приведёт вас к вашему рабочему месту. Почему этот стол полупустой? У кого какие предположения?- Выберите учителя своей группе, который будет вам помогать. Обобщите ваши знания и докажите, что вы правильно нашли своё место. 1 стол - отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением, бывают женского, мужского или среднего рода, бывают 1, 2, 3 склонения – имя существительное.2 стол - отвечает на вопросы какой? какая? какое?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением, изменяются по родам, бывают с твёрдой и мягкой основой.3 стол - отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предмета, в предложении чаще всего бывает сказуемым, изменяются по временам, бывают совершенного и несовершенного вида.4 стол – что вы хотите узнать о новой части речи?
  • Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
  • Какие бывают части речи? С какими мы знакомы?Сейчас мы будем исследовать новую часть речи.Порывистый ветер сильно раскачивал деревья.- С каким словом возникло затруднение? (Сильно)-Какое задание выполняли? (Определяли части речи)- Почему было затруднение? (Я не могу определить, к какой части речи относится слово «завтра»).
  • Выявление места и причины затруднения.
  • -Какое задание выполняли? (Делили слова по частям речи)- Почему было затруднение? (Мы не знаем, к какой части речи относится слово «завтра»).- Чего вы не знаете? (Не знаем эталона, по которому можно определить эту часть речи)2. Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены предложения- С каким словом возникло затруднение? (Сильно)3.Выпишите из предложения словосочетания.- К какой части речи относится это слово, докажите.4. Попробуйте изменить слово по числам, родам, падежам и т.д.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • - Мы поняли, чего мы не знаем. Что будем делать дальше? (Сами строить новое знание).- Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать, к какой части речи относится слово «сильно», составить эталон для этой части речи). - Какой будет тема нашего урока? (Знакомство с новой частью речи)- Вспомним алгоритм, который составляли ранее для изученных частей речи.1. На какие вопросы отвечает?2. Что обозначает?3. С какой частью речи связано?4. Самостоятельная или служебная часть речи?5. Изменяемая или неизменяемая часть речи? 2.Физкультминутка. Реализация построенного проекта.- А теперь работаем в группах. Давайте вспомним правило работы в группах: - Составьте характеристику слову «сильно» по алгоритму.Один представитель от группы зачитывает получившуюся характеристику:
  • Слово «сильно» отвечает на вопрос «Как
  • Обозначает признак действия, так как связано с глаголом «раскачивал».
  • Это самостоятельная часть речи, так как отвечает на вопросы и является членом предложения - обстоятельством.
  • Это неизменяемая часть речи, так как слово «сильно» не изменится.
  • На доске появляется - Прочитайте правило в учебнике, чтобы выяснить, правы ли вы были?- Сделайте вывод, как называется эта часть речи?- Возвращаемся к пробному заданию. В чем было затруднение? (Не могли определить, какой частью речи является слово «сильно»).- Так какой частью речи является слово «сильно»? (Наречием).- Дополняем эталон: на какие еще вопросы может отвечать наречие? (как? в какой мере? где? куда? откуда? почему? зачем?)- Только ли признак действия может обозначать? (Нет, но и признак предмета или другого признака). - Зачем мы составили эталон? (Чтобы обосновать свое мнение в следующих заданиях).
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Выпишите словосочетания с наречиями:Проверка проводится фронтально с проговариванием вслух.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Любишь ли ты осень? Пройдись (как?) _______осенью по лесу. Как (как?) _______! Посмотри (где?) ________. Осины (когда?) _________ надели ярко – красный наряд. (где?) ________ виднеются золотые берёзы. Упрямый дуб (когда?) _______ других деревьев поддаётся осени. (как?) _______ он стоит зелёный.Слова для справок: давно, позже, вдали, тихо, впереди, медленно, долго.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Замените фразеологизмы одним подходящим по смыслу наречием.
  • Рефлексия учебной деятельности.
  • -Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении. Я непременно расскажу маме об уроке , о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.