Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Дрягилева Юлия Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Дрягилева Юлия Петровна
Работа над проектом
Исследования в биологии
Цели работы над проектом:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Этапы работы над проектом:
Актуальность темы, социальная значимость.
Подготовительный: постановка проблемы, определение темы, выдвижение гипотез;
создание рабочих групп;
Планирование работы над проектом, разработка критериев оценки результатов;
Аналитический этап (исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся);
этап обобщения;
презентация полученных результатов.
Рефлексия: самоанализ и самооценка.
Обозначение новых проблем.
Роль учителя.
Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Преимущества проектной деятельности. Ученики:
открывают новые знания,
экспериментируют,
активны,
несут ответственность за результаты своей деятельности,
повышают интерес к предмету,
развивают коммуникабельность,
учатся на собственном опыте,
получают удовлетворение от видимого результата, повышают самооценку.
Проблемы проектной деятельности:
возрастает нагрузка на учащихся и учителя,
не хватает умений и навыков работы на компьютере,
Решение проблемы:
проекты проводить редко,
привлечь для работы консультантов или родителей.
Урок Научная лаборатория. 5 класс
Цель: познакомить младших школьников с методом исследовательских проектов.
Задачи:
Используя опыт старшеклассников, показать в 5 кл. аналитический этап работы над проектом.
Повысить мотивацию к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Оборудование:
ПК Nova-4 шт., эл. микроскоп,
датчики (рН-2 шт., температуры-2 шт., влажности-1 шт.,),
плесень, лимонад-3 шт.,
2 пакета и шнур, лампа,
укус или лимонная кислота, сода,
стаканы-5 шт., хим. стаканы-4 шт.,
макбук, инструкции для учащихся-5 шт.,
таблички с названием опытов на столы,
жетоны (здорово, я тоже хочу, мне понравилось, ничего интересного) и 3 коробки.
Ход работы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ!
Все ученики распределяются по 5 группам для проведения опыта. Каждую группу курирует старшеклассник, объясняя технику проведения эксперимента и принцип работы оборудования.
Опыт
Рисунок
Строение плесени. С помощью электронного микроскопа, рассмотреть строение выращенной на хлебе плесени при разном увеличении. Обнаружить головки со спорами и конидии. Сделать фото. Обозначить проблему для исследования (Все ли плесени имеют одинаковое строение? Что такое плесень?).
Терморегуляция кожи. Исследовать терморегуляторную и выделительную функции кожи. Надеть пакет с датчиками температуры и влажности на кисть руки, закрепить и записывать данные 5 минут. Затем повторить опыт с включенной лампой. Отметить разную температуру и влажность. Обозначить проблему для исследования (Почему изменяются температура и влажность? Каковы функции кожи?).
Частота сердечных сокращений в покое и при нагрузке. Закрепить датчик ЧСС на пальце и начать регистрацию. Повторить опыт после 20-ти приседаний. Сравнить результаты у разных учеников. Обозначить проблему для исследования (Почему после нагрузки пульс учащается? Зависит ли ЧСС от здоровья человека?).
Химические опыты. Взять уксус или лимонную кислоту (разбавить водой) и соединить с содовым раствором. Что получилось? Замерить температуру и рН до реакции и после. Обозначить проблему для исследования (Почему наблюдаем бурную реакцию? Как изменились температура и рН?)
Какой напиток вреднее? Сравнить рН разных напитков (кола, спрайт, фанта, чай, кофе, вода). У какого рН больше? Меньше? Обозначить проблему для исследования (Каково влияние на организм человека этих напитков? Какие заболевания могут они спровоцировать? Какие напитки полезны?)
Итоги урока.
Какой опыт понравился больше? Что не понравилось? Расскажите, что вы узнали? Появились ли свои идеи исследования?
Рефлексия. Положите предложенный жетон в коробку, которая соответствует вашему настроению.
Исследования в биологии
Цели работы над проектом:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Этапы работы над проектом:
Актуальность темы, социальная значимость.
Подготовительный: постановка проблемы, определение темы, выдвижение гипотез;
создание рабочих групп;
Планирование работы над проектом, разработка критериев оценки результатов;
Аналитический этап (исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся);
этап обобщения;
презентация полученных результатов.
Рефлексия: самоанализ и самооценка.
Обозначение новых проблем.
Роль учителя.
Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Преимущества проектной деятельности. Ученики:
открывают новые знания,
экспериментируют,
активны,
несут ответственность за результаты своей деятельности,
повышают интерес к предмету,
развивают коммуникабельность,
учатся на собственном опыте,
получают удовлетворение от видимого результата, повышают самооценку.
Проблемы проектной деятельности:
возрастает нагрузка на учащихся и учителя,
не хватает умений и навыков работы на компьютере,
Решение проблемы:
проекты проводить редко,
привлечь для работы консультантов или родителей.
Урок Научная лаборатория. 5 класс
Цель: познакомить младших школьников с методом исследовательских проектов.
Задачи:
Используя опыт старшеклассников, показать в 5 кл. аналитический этап работы над проектом.
Повысить мотивацию к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Оборудование:
ПК Nova-4 шт., эл. микроскоп,
датчики (рН-2 шт., температуры-2 шт., влажности-1 шт.,),
плесень, лимонад-3 шт.,
2 пакета и шнур, лампа,
укус или лимонная кислота, сода,
стаканы-5 шт., хим. стаканы-4 шт.,
макбук, инструкции для учащихся-5 шт.,
таблички с названием опытов на столы,
жетоны (здорово, я тоже хочу, мне понравилось, ничего интересного) и 3 коробки.
Ход работы. ИНСТРУКТАЖ по ТБ!
Все ученики распределяются по 5 группам для проведения опыта. Каждую группу курирует старшеклассник, объясняя технику проведения эксперимента и принцип работы оборудования.
Опыт
Рисунок
Строение плесени. С помощью электронного микроскопа, рассмотреть строение выращенной на хлебе плесени при разном увеличении. Обнаружить головки со спорами и конидии. Сделать фото. Обозначить проблему для исследования (Все ли плесени имеют одинаковое строение? Что такое плесень?).
Терморегуляция кожи. Исследовать терморегуляторную и выделительную функции кожи. Надеть пакет с датчиками температуры и влажности на кисть руки, закрепить и записывать данные 5 минут. Затем повторить опыт с включенной лампой. Отметить разную температуру и влажность. Обозначить проблему для исследования (Почему изменяются температура и влажность? Каковы функции кожи?).
Частота сердечных сокращений в покое и при нагрузке. Закрепить датчик ЧСС на пальце и начать регистрацию. Повторить опыт после 20-ти приседаний. Сравнить результаты у разных учеников. Обозначить проблему для исследования (Почему после нагрузки пульс учащается? Зависит ли ЧСС от здоровья человека?).
Химические опыты. Взять уксус или лимонную кислоту (разбавить водой) и соединить с содовым раствором. Что получилось? Замерить температуру и рН до реакции и после. Обозначить проблему для исследования (Почему наблюдаем бурную реакцию? Как изменились температура и рН?)
Какой напиток вреднее? Сравнить рН разных напитков (кола, спрайт, фанта, чай, кофе, вода). У какого рН больше? Меньше? Обозначить проблему для исследования (Каково влияние на организм человека этих напитков? Какие заболевания могут они спровоцировать? Какие напитки полезны?)
Итоги урока.
Какой опыт понравился больше? Что не понравилось? Расскажите, что вы узнали? Появились ли свои идеи исследования?
Рефлексия. Положите предложенный жетон в коробку, которая соответствует вашему настроению.