Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Лашкова Любовь Васильевна

«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»Лашкова Любовь Васильевна,Музыкальный руководительБохан Оксана Алексеевна,Учитель-логопедМБДОУ – «ЦРР – д/с «Мечта» г. Абакан С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока. Педагоги нашего ДОУ помогают своим воспитанникам самостоятельно познавать окружающий мир и самого себя в его целостности и гармонии. Целостность и гармоничность содержательно коррелирует с интеграцией – объединением в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства.Форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Используя различные виды работ в течение занятия, внимание воспитанников поддерживается на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.В организованной образовательной деятельности используем метод частичной и полной интеграции. Одним из любимых литературных жанров детей является сказка, она и стала лейтмотивом музыкальной интегрированной организованной образовательной деятельности в проекте «Сказки нашего детства». В рамках этого проекта было проведено ряд интегрированных занятий: «Необыкновенные превращения», «Путешествие в страну Пласмасию», «Звуки вокруг нас», «Хрустальные перезвоны». Для озвучивания сказок, небольших стихов использовались писчая бумага, кухонная утварь, деревянные ложки, скалки, а также стеклянные и металлические предметы. Дети с удовольствием под фонограмму русских народных песен, аккомпанемент фортепиано отбивали ритмический рисунок на хрустальных фужерах, кружках, чашках, крышках от кастрюль. В рамках таких занятий состоялось посещение концерта учеников детской музыкальной школы, бывших воспитанников нашего детского сада. На концерте детей ждал сюрприз. Им предложили выйти на сцену, выбрать любой из предложенных музыкальных инструментов и исполнить свое сочинение, а под аккомпанемент проиграть несложный ритмический рисунок. Дети справились с данной задачей легко и непринужденно, что доставило огромное удовольствие как участникам концерта, так и его слушателям. Сотрудничество с музыкальной школой продолжается на протяжении 10 лет. Одно из интегрированных музыкальных занятий данного цикла было направлено на изготовление музыкальных инструментов: , «Стучалки», «Трещетки» и т.д. Данный вид деятельности нашел свое продолжение и в работе с родителями. На выставке самодельных музыкальных инструментов были представлены инструменты, изготовленные из различных бытовых вещей: музыкальные расчески и вешалки, барабан из чугунка, музыкальные гвоздики и погремушка из металлических пробок, многое другое. Дети с удовольствием играют, на этих инструментах в группах, на праздниках вместе с мамами. Таким образом, выставка помогла включить родителей в работу по музыкальному воспитанию детей, заинтересовать их тем, что происходит в детском саду. В заключение данного цикла организованной образовательной деятельности на республиканской площадке по теме: «Интеграция специалистов в рамках проектной деятельности» провели открытое музыкальное интегрированное занятие , «Веселое путешествие», которые явились одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства. Интересной находкой было включение творческих заданий для передачи настроения, характера музыки в пластике движений и игре на различных предметах (стеклянные стаканы, фужеры, чайные чашки, крышки от кастрюль, ведро, кубики, карандаши, ложки металлические, салафан, бумага. Дети, договорившись между собой, озвучивали сказку, свои рисунку; путешествовали по страницам книжек - раскрасок, оживляя ее музыкальными звуками. Исследования детей были направлены на творчество, на достижение важных педагогических целей:- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых).- приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;- исследование различных способов получения звука;- получению навыков игры на инструментах;- развитие тембрового слуха;- развитие звуковысотного слуха. Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях способствует формированию у детей личностных качеств: самоутверждение в коллективе, развитие коммуникативных способностей, мотивации успеха, что вносит разнообразие в жизнь детей и дарит им радость. Использование на занятиях музыкальных игр-драматизаций способствует объединению музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом все они подчинятся главной задаче – созданию художественного образа. При исполнении какой–нибудь роли, ребенок не только представляет, но и эмоционально переживает действие своего персонажа. Зная, какими возможностями обладают игры-драматизации, агрессивному ребенку чаще предлагается роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.Работая над игрой-драматизацией, мы не стремимся довести ее до идеального исполнения, так как у детей может пропасть интерес к импровизации, творческому поиску.Результатом работы в данном направлении стали интегрированные развлечения с использованием элементов театрализации: (2015г.), (2016г.), (2017г.) Важное место в музыкальной, театрализованной деятельности занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение в развитии ребенка: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Пальчиковые игры вырабатывают у детей такие качества, как адекватная самооценка, уверенность в себе, коммуникативность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память: запомнить двух – четырехстрочный, специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и, наоборот, – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Одно условие соблюдаю непременно – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.Речевые игры, позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Пластика вносит в речевое музицирование, пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр в музыкальной, театрализованной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Работая в данном направлении в течение нескольких лет, обобщили опыт по теме: «Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников». В 2017г. интегрированного занятия и «Пальчиковые игры – это развитие речи» был представлен: в ХРИПиПРО г. Абакана в рамках экспериментальной площадки по теме: «Взаимодействие специалистов в музыкальной и речевой деятельности»; на городском методическом объединении музыкальных руководителей и логопедов. Цикл занятий по логоритмике - «музыка + развитие речи», проводимые совместно с учителем-логопедом, стимулируют развитие выразительности речи у детей, мимики, движений, фонематического восприятия, артикуляционных навыков. Цель интегрированного музыкально-речевого занятия (2017г.) - активизация у детей речевых навыков. Во время занятия использовались элементы самомассажа. Дети выполняли массаж пропевая при этом слова потешек. В процессе работы они учились слышать, запоминать и показывать с помощью карточек (музыкально-дидактическая игра ) количество звуков, а также называть количество звуков в словах. Данное занятие было показано для педагогов ДОУ и родителей выпускников. С целью укрепления психофизического здоровья детей и воспитания потребности в здоровом образе жизни, к международному празднику «День Здоровья» в 2017г., совместно с инструктором по физической культуре было проведено интегрированное музыкально- валеологическое занятие Занятие объединило в себе элементы театрализации (роли львенка и черепахи исполняли дети в импровизированной форме), пение песен, слушание музыки на коврике, веселые упражнения по физической культуре, артикуляционной гимнастике. Дети, слушая музыку, старались выполнять в соответствии с ее ритмом различные упражнения с мячами и палками, одновременно следить за осанкой, дыханием. Танцевальное, игровое и песенное творчество детей было направлено на формирование у них эмоциональной отзывчивости к музыке, развитию координации движений, чувства ритма, быстроты реакции.Это занятие было представлено для слушателей Института Повышения квалификаций города Абакана. Целью интегрированных занятий, проводимых совместно с воспитателем является обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. На таких занятиях развивается творческое воображение детей, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова. Итогом таких занятий стало развлечение «Волшебная страна музыки и красок». Дети, слушая музыку «Зима» Вивальди, перенесли все свои чувства и эмоции на рисунок с помощью красок, импровизировали в танце с нарисованными ими снежинками. Слушая произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы», сопереживали больной кукле, выполняя рисунки в холодных тонах, слушая произведение «Клоуны» Д. Кабалевского, выполнили аппликацию смешных человечков из ткани, с которыми потом весело играли. Это занятие также было представлено для слушателей Института повышения квалификаций города Абакана в 2017году. Система интегрированных занятий ненасильственная, здоровьесберегающая, производит реабилитационный эффект. О комплексном благотворном влиянии интегрированных занятий на развитие ребенка говорит и тот факт, что наши выпускники легко адаптируются в классах развивающего обучения и успешно обучаются. Не будем забывать, что ребенок воспринимает мир в единстве, целостно. Развивать эту целостность в гармонии, призваны интегрированные занятия.Список литературы:
  • Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.-179-183с.
  • Буренина А.И. Журнал: Музыкальная палитра. – Санкт-Петербург, №5-10 2011г. с.4-5
  • Кшенникова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2014г.-с.18
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2004.-119-122с.
  • Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004.-92с.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет/ Под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. -124с.
  • Фрицлер Е.В. Культурно - досуговая деятельность старших дошкольников. Выпуск 2. программы кружков, занятия, дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2009.-203с.56