Публикации
Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Фомина Надежда Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Фомина Надежда Витальевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15»623783, Свердловская область, г. Артёмовский, ул. Достоевского, 2бТелефон 8(34363)24275Один дома.Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.Составитель:Воспитатель Фомина Надежда Витальевнаг. Артёмовский 2017г.Оглавление От автора _____________________________________________________3Пояснительная записка__________________________________________3Актуальность_____________________________________________3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста__5 Цель_____________________________________________________5 Задачи___________________________________________________5 Структура________________________________________________6 Планируемый результат____________________________________6Основная часть_________________________________________________7 Технологический инструментарий____________________________7 Методические рекомендации________________________________9Заключительная часть__________________________________________10 Педагогический мониторинг_______________________________10 Литература______________________________________________11Приложения От автора.Данная разработка адресованная педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям старших дошкольников, направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения дома в отсутствии родителей. Совсем скоро дети, выйдя из стен детского учреждения, будут вынуждены оставаться дома одни, им предстоит самостоятельно принимать решения и действовать в быту, при встрече с незнакомыми людьми, уметь обеспечить для себя комфортное и безопасное времяпровождение в ожидании родителей. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями. Важно дать ребёнку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать и выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности, развить самостоятельность и ответственность.Разработка создана на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности». Пояснительная записка. Актуальность.Забота о физическом и психическом благополучии ребёнка, его защищённость, развитие через удовлетворение актуальных потребностей, обучение здоровью – это является формой реализации личностно – ориентированного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда. Сформированные основы безопасности собственной жизнедеятельности помогут детям бережно относиться к своей жизни, а приняв эти правила, они и чужую жизнь будут воспринимать как безусловную ценность. Причиной возникновения множества проблемных ситуаций у детей дошкольного возраста является эмоция страха. При этом в опасности могут оказаться и дети, которые «ничего не боятся», и дети, чья жизнь «переполнена страхами». И те, и другие не способны, не умеют действовать в неадекватной ситуации.Говоря о безопасности детей дошкольного возраста, очень важно учитывать их особенности:Стремление к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; Недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях и неумение использовать известные им правила поведения. Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее существуют правила, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Задача этой методической разработки в то, чтобы показать, с помощью каких приёмов можно научить дошкольников наиболее эффективному образу действий, при этом все методы и приёмы в совокупности являются системой развивающих заданий для детей, руководством для взрослого по взаимодействию с детьми и предназначены для активной деятельности самих детей. Опираясь на идеи современных педагогов и психологов В.Н. Мошкина, Авдеевой Н.Н, Белой К.Ю. можно определить содержание работы по формированию культуры безопасности:Воспитание мотивации к безопасности; Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления; Формирование компетенций безопасного поведения; Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций; Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности; Психологическая подготовка к безопасному поведению; качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций (возрастные и индивидуальные особенности).Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.У детей развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоениемформ позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. У детей дошкольного возраста отмечается повышенная двигательная активность. В сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.Цель:Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде и сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности.Задачи:Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома. Формировать представление об опасных ситуациях и способов поведения в них. Воспитывать уверенность в своих силах. Развивать коммуникативные навыки. Структура.Планируемый результат.Дошкольники умеют правильно оценить ситуацию «опасно - неопасно», принять решение и соответственно реагировать в конкретной ситуации. У детей сформированы навыки бдительного восприятия окружающей обстановки; они научились грамотно обращаться с окружающими предметами быта, знают, какую опасность несут электроприборы, игры на балконе и у открытого окна, игры с колющими, режущими и мелкими предметами. Дети научились взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками на улице, дома, в детском саду; (можно ли доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как избежать опасных ситуаций). Основная часть.Технологический инструментарий.Методические рекомендации.Каждая тема должна обсуждаться с ребёнком в повседневной жизни в разных ситуациях. Задавая вопросы или предлагая задания, дайте ребёнку возможность подумать. Ели ребёнок затрудняется, не давайте готовых ответов, предложите ему более лёгкое задание. В беседе с ребёнком придерживайтесь следующей структуры: - источники опасности;- возможные угрожающие ситуации;- меры предосторожности;- приёмы действий.Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от детей проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.). Обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры. Использование активных методов формирования компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.Заключительная часть.Педагогический мониторинг.Литература.«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Авдеева Н.Н, Князева О.Л, СтеркинаР.Б. «Безопасность». – М.; Детство – пресс, 2004. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Дыбина О. Б. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа».—М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Петрова В. И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду».-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. Хромцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту» - М: Центр педагогического образования, 2007. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2006. Приложения.