Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Пономарева Оксана Владимировна

Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 Золотой ключик городского округа г. Урюпинск
Экспериментальная деятельность на прогулке
Куда ушел снеговик
в старшей специализированной разновозрастной группе с 5 до 7 лет
Подготовила и провела:
воспитатель
Пономарева Оксана Владимировна
2017 г.
Экспериментальная деятельность на прогулке
Тема: Куда ушел снеговик
Цель: закрепить знания детей о свойствах снега; помочь детям понять, какую пользу приносит снег людям, растениям, деревьям, почве. Дать представление о круговороте воды в природе. Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменение состояния снега от температуры, подмечать простейшие изменения в природе; развивать наблюдательность, способность формулировать простейшие умозаключения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Наблюдение за снегом на прогулке. Слепить с детьми на участке снеговика; чтение сказки Заюшкина избушка, просмотр мультфильма Снегурочка, написать письмо Д. Ау.
Материал: две пластиковые бутылки с теплой водой; стеклянная банка с горячей водой, блюдце со снегом, лопатки, эмблемы.
Ход занятия
Когда на улице произошло потепление – оттепель – на участок к детям приезжает Дедушка Ау.
Д. Ау. Здравствуйте ребята! Это группа фантазеры? (Да)Вы писали мне письмо? Вы ждали меня? (Да). Наконец я выбрал свободный денек и приехал к вам. Вы рады? (Да) Что же вы хотели мне показать? (Снеговика!) Так ведите же меня к нему скорее. Уж больно интересно на него взглянуть. (идем на участок, где недавно слепили снеговика). Я тут никого не вижу. Где же ваш снеговик? Вы, наверное, пошутили?
Воспитатель. Нет, мы с тобою не шутили. Дети его лепили сами. Правда ребята? (Да!)
Д. Ау. Так где же он?
Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, где может быть наш снеговик?
Дети. В гости ушел, рассыпался….
Воспитатель: Может по следам его найдем? Мы ему какую-нибудь обувь надевали? Вспомните (Нет!) Давайте внимательно рассмотрим все следы вокруг и поищем следы от шара. (Дети присматриваются, но следов не находят).
Воспитатель: Что же делать? Как нам быть? Где искать снеговика?
Д. Ау. Не переживайте я помогу вам разобраться куда ушел ваш снеговик.
Для начала, необходимо вспомнить
Какой снег бывает в морозную погоду?(рассыпчатый, сухой)
А, когда не очень сильный мороз, какой снег?(влажный)
Что можно делать со снегом?(лепить)
Каким снегом можно лепить – рассыпчатым или влажным? Правильно,
влажным, потом что он не рассыпается.
Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
А какую пользу снег приносит растениям, деревьям, почве?
Д. Ау. Вспомните, как ваши родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха,и он лучше сохраняет тепло).
Природа очень мудрая, и я думаю, что не просто так она укутывает все кругом в снежные покрывало. Это можно проверить.
Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его.
П.И Снежинки и ветер
Цель:развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве; развивать ловкость и быстроту движений;выполнять действия в соответствии с правилами;продолжать формирование умения действовать сообща.
После подвижной игры поставить обе бутылки рядом и сравнить, в какой вода остыла больше.
Вывод: Снег не дает промерзнуть почве, растениям, деревьям.
Знаете, ребята, у меня в избе, когда хочется попить чайку, ставлю ячайник на печь, вода в нем закипает и пар, который из чайника поднимается вверх, на потолке образуется капельки воды. Отчего это происходит, давайте порассуждаем./ответы детей/
Д. Ау берет трехлитровую банку с горячей водой. На банку ставит тарелку со снегом. Дети имеют возможность пронаблюдать интересное природное явление. Вода, которая в виде пара будет подниматься вверх, охлаждается от холодного снега и оседает капельками на стенке тарелки. В природе происходит тоже самое. Знаете, что происходит потом, когда вода растаяла, от солнечных лучей превращается в пар, т.к пар легкий он поднимаются вверх и образует водяные облака. Ребята как вы думаете, что происходит если в облаке слишком много воды. (идет дождь, снег.)
Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.
Ребята вы уже догадались, куда мог подеваться наш снеговик? (Он растаял.) Но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь он превратился в воду, а вода нужна растениям. Наш снеговик принес много пользы растениям.
Вывод: облака – это вода. Этот процесс называется круговорот воды в природе.
Д. Ау. Ребята скажите, каким бывает состояние снега и от чего оно зависит. Для чего нужен снег?Скажите, где образуется снег и куда пропадает?
Труд на участке. Подсыпать корни деревьев снегом.
Вот мы и узнали куда ушел снеговик. Теперь пора прощаться. Я не могу больше здесь задерживаться. Меня ждут в лесу дела. До свидания!