Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Чебыкина Любовь Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Чебыкина Любовь Петровна
Внеклассное занятие по теме:Государство и права детей.
Цель: сформировать представления у детей об их правах и обязанностях.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
2.Сообщение темы и цели.
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей.
Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
3.Актуализация знаний.
Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
1.Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которых,Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.
Как называется наша Родина? (Россия)
2.Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)
Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.
3. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.
4. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)
4. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах.
Россия – это правовое государство.
Кто объяснит, что это значит?
Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.
Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
Работа в группах.
Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их с основными правами ребёнка (на столах карточки с иллюстрациями и карточки, где написаны права ребенка)
Расскажите об основных правах ребёнка в нашем государстве.
1.Право на жизнь.
2.Право на имя, отчество и фамилию.
3.Право жить и воспитываться в семье.
4.Право на образование.
5.Право на медицинское обслуживание.
6.Право на защиту своих прав
7.Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8.Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?
Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.
Самым первым законом, защищающим права детей, стала Конвенция о правах ребёнка. Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об образовании".
5. Закрепление.
Работа в парах. Попробуем правильно выполнить следующие задания:
1). Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника.
1. Бесплатное образование.(право)
2. Уважение мнений всех обучающихся и учителей. (обязанность)
3. Удобное рабочее место. (право)
4. Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
5. Активное приобретение знаний. (право)
6. Защита личной собственности. (право)
7. Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
9. Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
10. Сотрудничество с учителями. (право)
2). Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:
- на жизнь (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)
- на труд ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)
- на имущество (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.)
3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
- Какое право нарушается у главного героя в сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)
- В сказке Спящая красавица девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).
- Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)
- Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)
- Какое право нарушено у героев сказки Три поросёнка? (право на неприкосновенность жилища)
6. Рефлексия: Цветик – многоцветик. На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать права и обязанности, которые запомнились на занятии и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.
Литература
1.Права и обязанности детей и подростков / Сост. А.А. Силантьева. Псков, 1999
2.Права ребенка — это ваши права! / Сост. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001
3. Советский энциклопедический словарь” М: 1989