Публикации
«Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Кузьмина Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Кузьмина Елена Владимировна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Учитель – логопед Кузьмина Е.В.
МАДОУ Солнышко п. Чернянка Белгородской области
Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики.Введение ФГОС ДО дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство ДОУ,дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специально организованном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому каждое образовательное учреждение старается найти свои подходы к организации сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие ребенка неразрывно связано с речью, котораяспособствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными формами речевой патологии, все чаще в логопедической практике встречаемся с сочетанными, сложными нарушениями развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Поэтому при наличии у детей с ОВЗ речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной логопедической помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.
С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на логопедических занятиях используются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, современные инновационные материалы, способствующие повышению творческих способностей ребенка в процессе и результате коррекции речи.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
Все дети, особенно старшие дошкольники, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов.
В МАДОУ Солнышко п. Чернянка созданы все условия для создания благоприятных условий для творческого потенциала.
Широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет песочная терапия.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоцианально- волевое развитие ребенка, в результате чего возникают негативизм, замкнутость, боязнь общения.
Для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука можно скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);
Необычные следы, топают медведи – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок;прыгают зайцы – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
ползут змейки – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); бегут жучки-паучки – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых; создавать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.
Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;
Археологи.Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано; писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку, ощущать себя успешным.
Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура песка порождает творчество и будит фантазию.
Опыт работы показал, что использование песка на своих занятиях позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты:
у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
дошкольники чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто появляются интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками, в том числе и с детьми с ОВЗ.