Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Рудаенко Альбина Николаевна


Технологическая карта урока
Общая часть
Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4
Тема урока
Дружба.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Понимание дружбы как ценностной ориентации.
П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.
Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.
К. Умение работать в команде.
Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.
Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.
Цель урока
Осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение.
Средства ИКТ, используемые на уроке
Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Стихотворения Б. Заходера Никто и Мы – друзья, стихотворение А. Барто Ссора, аудиозапись песни Дружба, притча Снег
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
5 минут
Весело звенит звонок,
Начинается урок!
Звучит аудиозапись песни Дружба В. Шаинского
-Ребята, я приветствую всех на уроке Основы светской этики
- Повернитесь к своему соседу и подарите улыбку.
- Послушайте притчу и подумайте:
В чём заключается её смысл?
Снег
Жили - были два соседа. Пришла зимушка – зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело – по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сём, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
-Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
-В чём же заключается смысл притчи?
-Чему может научить притча?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Итак, наш сегодня урок посвящён важной теме, мы будем вести разговор о дружбе.
- Кто может вспомнить пословицы о дружбе?
Игра Собери пословицу
Не имей сто рублей, ……..
Дружно не грузно,…….
Нет лучше дружка, чем…….
Хочешь дружбы, ....
Личностные компетенции:
Позитивная установка.
Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
10 минут
- Обратимся к учебнику и поработаем в группах.
1 группа – находит объяснение слову
дружба, разобрать его по составу на с. 32, 1 и 2 абзацы.
2 группа – составит цветок дружбы. На лепестках напишет отличительные черты дружбы с. 32,33; 3-5 абзацы.
3 группа – подумает, кого можно выбрать в друзья? Можете воспользоваться с 33, 6 абзац.
4 группа – прочитает статью пособия и составит план статьи.
Проверка.
- Я вам сейчас прочитаю стихи на тему дружбы, а вы попробуете побыть на месте героев стихотворения. Мы сейчас приведем стихотворные примеры плохого настроения и исследуем свои состояния, которые у нас бывают.
Чтение стихотворения Б. Заходера Мы – друзья.
- Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:
что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?
- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)? Вам приходилось драться с друзьями, была ли у вас такая ссора, что хотелось ударить? (этот вопрос касается и девочек и мальчиков).
Чтение стихотворения Б. Заходера Никто.
- Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:
что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?
- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)?
Чтение стихотворения А. Барто Ссора.
- Вот еще одно стихотворение
Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:
что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?
- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом.
- Как вы думаете, что могло заставить двух мальчиков подраться в первом стихотворении?
(Ответ: один хотел быть выше другого, а тот не дался).
- Что за ситуацию мы наблюдаем во втором стихотворении?
(Ответ: кто-то брат или сестра подговаривают друг друга, и им попадает).
- О чем третье стихотворение?
(Ответ: про обиду и раскаяние).
- Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в парах.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Регулятивные УУД:
Сбор информации (проблемный вопрос)
Коммуникативные УУД: Войти в образ героя.
Коммуникативные УУД: Распознавание эмоций - индивидуальная работа.
Личностные УУД:
Вижу, слышу, чувствую.
Коммуникативные УУД: Распознавание эмоций - индивидуальная работа.
Этап 3. Практикум
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
15 минут
- Наш практикум будет состоять из двух блоков.
В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга. На эту работу вам дается 7 минут.
I
Проведите в малой группе технику Визуализация понятия к слову друг, и сделайте короткие записи своих мыслей и образов.
Сделайте общий рисунок. Рисунок друга должен содержать все основные идеи вашей группы.
II
- Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека, в частности нашего друга. Я буду просто читать текст под музыку, а ваша задача представлять все, о чем будет говориться.
- Прямо сейчас подумайте над тем, с кем у вас испорчены отношения,
возможно, случилась ссора,
возможно, вы услышали, что кто-то что-то сказал о вас нехорошее,
быть может, вы еще остро обижены на вашего друга или подругу,
а может быть, уже подговаривали других ребят против этого человека.
Ситуации могут быть самые разные, но выберите только одного человека для работы. Вам ничего не придется рассказывать другим после завершения техники, если вы не захотите сами, поэтому можете выбрать все, что захотите.
Поднимите руку те, кто уже придумал, с чем будет работать. Ждем остальных.
Выполнение медитативной техники Поделись улыбкою своей…
Под музыку (5 – 7 минут)
Познавательные УУД: Визуализация понятия.
Познавательные УУД: Рисунок.
Коммуникативные УУД: Войти в образ героя.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
Формируемые УУД
7 минут
Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I и о выполнении задания II .
- Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.).
- Кто не является другом (человек, который тебя подговаривает, старается быть выше тебя, дерется и т.п.).
- Что дружбе способствует, а что ее разрушает?
(альтруистическое поведение – с одной стороны, основанное на уважении и принятии другого человека и эгоистическое поведение – с другой).
- Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить (они добрые, хорошие, альтруистичные).
- Почему мы больше всего обижаемся на друзей? (потому что мы доверяем им свои мысли, планы, рассчитывая на их поддержку и солидарность; они про нас больше всех знают и очень обидно, если тебя предали.
- Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему? (лучше, если это буду я, потому что не хочу копить в себе обиду).
- Как можно быстро избавиться от обиды, простить? (выполнить технику Поделись улыбкою своей…)
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
(уровень знания – знакомства и знания – копии).
(Уровень знания – понимания).
(Уровень знания – трансформации).
8
1