Публикации
Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Автор: Волчек Лариса Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Автор: Волчек Лариса Владимировна
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью в сотрудничестве с семьей.(Доклад Волчёк Л.В.)
Вырастить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - первоочередная задача детского сада. На это нас нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности, охватывающих различные направления развития и образования детей, в т. ч. физическое развитие.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.
В нашей группе обеспечены все педагогические, психологические и гигиенические условия для правильного физического развития и здоровья детей:
- благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
- достаточная двигательная активность;
- рационально организованная модель двигательного режима, включающего в себя разные формы работы: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность и т.д.;
- разнообразное питание, полноценный сон детей, достаточное пребывание на свежем воздухе;
- система закаливающих мероприятий;
- индивидуально-дифференцированный подход при проведении физкультурно- оздоровительной работы.
Оптимизация двигательной активности детей происходит благодаря разным формам организации деятельности по физическому воспитанию. Наиболее эффективными считаем такие формы как:
-Физкультурные занятия
-Утренняя гимнастика
-Подвижные игры
-Самостоятельная двигательная активность детей
-Физкультурные досуги
- Самомассаж
-Различные виды гимнастики (для глаз, пальчиковая, дыхательная)
Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.). Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.
Ежедневно проводится гимнастика маленьких волшебников. Дети не просто работают – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом.
В течение дня изыскивается минутка, чтобы доставить детям удовольствие при выполнении следующих упражнений: потянуться, как кошка; покачаться, как неваляшка; позевать, открывая рот до ушей; поползать, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Мы широко используем музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов, перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.
В группе оформлен центр двигательной активности, дети при желании могут заняться спортивными упражнениями: крутить обруч, прыгать на скакалке, бросать мячи в цель. В рамках внутриучережденческого смотра-конкурса центров здоровья, он пополнился новым не стандартным оборудованием, изготовленные вместе с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. В связи с этим наша группа пропагандирует систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, пеших прогулок, то и ребенок, глядя на них, с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям. Поэтому следующее направление в нашей работе - широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно - оздоровительной работы: - физкультурные праздники и развлечения. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть его физическую подготовку, физические качества. Родители замечают, какую радость и пользу приносят шумные игры. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Тематика проводимых спортивных праздников разнообразна: Дорожная азбука, Масленица, День защиты детей, День Семьи и Детства и др. Одни родители выступают в роли наблюдателей, другие - активные участники. Нужно отметить, что с каждым годом число активно участвующих родителей возрастает.
Также в группе оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, например: Режим дня в семье, 10 советов родителям о здоровье детей, Полезные советы родителям о здоровом образе жизни, и др.;
Кроме того, насыщены ежедневные прогулки подвижными и спортивными играми с использованием выносного спортивного оборудования (скакалки, мячи, бадминтон, обручи, игры для метания и атрибуты к подвижным играм). Во время регулярных прогулок подключаются оздоровительные силы природы на свежем воздухе, экскурсий, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Через развлечения и занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.
Проводимая работа нашей группы дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни;
2. Возросло участие родителей в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проявление ими активности и заинтересованности в повышении своей психолого-педагогической культуры, осознанного отношения к воспитанию здорового ребенка;
3. Дети нашей группы активно посещают различные кружки ДОУ, танцевальные кружки в ДК, спортивные секции в спорткомплексе Олимп;
4. Сформировалась привычки к ежедневным физическим упражнениям всей семьей.
Вырастить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - первоочередная задача детского сада. На это нас нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности, охватывающих различные направления развития и образования детей, в т. ч. физическое развитие.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.
В нашей группе обеспечены все педагогические, психологические и гигиенические условия для правильного физического развития и здоровья детей:
- благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
- достаточная двигательная активность;
- рационально организованная модель двигательного режима, включающего в себя разные формы работы: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность и т.д.;
- разнообразное питание, полноценный сон детей, достаточное пребывание на свежем воздухе;
- система закаливающих мероприятий;
- индивидуально-дифференцированный подход при проведении физкультурно- оздоровительной работы.
Оптимизация двигательной активности детей происходит благодаря разным формам организации деятельности по физическому воспитанию. Наиболее эффективными считаем такие формы как:
-Физкультурные занятия
-Утренняя гимнастика
-Подвижные игры
-Самостоятельная двигательная активность детей
-Физкультурные досуги
- Самомассаж
-Различные виды гимнастики (для глаз, пальчиковая, дыхательная)
Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.). Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.
Ежедневно проводится гимнастика маленьких волшебников. Дети не просто работают – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом.
В течение дня изыскивается минутка, чтобы доставить детям удовольствие при выполнении следующих упражнений: потянуться, как кошка; покачаться, как неваляшка; позевать, открывая рот до ушей; поползать, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Мы широко используем музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов, перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.
В группе оформлен центр двигательной активности, дети при желании могут заняться спортивными упражнениями: крутить обруч, прыгать на скакалке, бросать мячи в цель. В рамках внутриучережденческого смотра-конкурса центров здоровья, он пополнился новым не стандартным оборудованием, изготовленные вместе с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. В связи с этим наша группа пропагандирует систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, пеших прогулок, то и ребенок, глядя на них, с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям. Поэтому следующее направление в нашей работе - широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно - оздоровительной работы: - физкультурные праздники и развлечения. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть его физическую подготовку, физические качества. Родители замечают, какую радость и пользу приносят шумные игры. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Тематика проводимых спортивных праздников разнообразна: Дорожная азбука, Масленица, День защиты детей, День Семьи и Детства и др. Одни родители выступают в роли наблюдателей, другие - активные участники. Нужно отметить, что с каждым годом число активно участвующих родителей возрастает.
Также в группе оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, например: Режим дня в семье, 10 советов родителям о здоровье детей, Полезные советы родителям о здоровом образе жизни, и др.;
Кроме того, насыщены ежедневные прогулки подвижными и спортивными играми с использованием выносного спортивного оборудования (скакалки, мячи, бадминтон, обручи, игры для метания и атрибуты к подвижным играм). Во время регулярных прогулок подключаются оздоровительные силы природы на свежем воздухе, экскурсий, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Через развлечения и занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.
Проводимая работа нашей группы дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни;
2. Возросло участие родителей в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проявление ими активности и заинтересованности в повышении своей психолого-педагогической культуры, осознанного отношения к воспитанию здорового ребенка;
3. Дети нашей группы активно посещают различные кружки ДОУ, танцевальные кружки в ДК, спортивные секции в спорткомплексе Олимп;
4. Сформировалась привычки к ежедневным физическим упражнениям всей семьей.