Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Дунаева Ольга Ивановна

Открытый урок по сольфеджио для 5 класса
Преподаватель Филаретова А.А.
Тема: D65 в тональности и отзвука.
Цели:
Воспитать грамотного музыканта, с хорошим вкусом, разбирающегося в музыке и любящим её.
Обогащение музыкального опыта школьников, их слушательского багажа, знакомство с различными композиторами .
Развитие эмоциональной сферы школьников.
Задачи:
Научить слышать D65, понимать его значение и место в произведении, уметь строить и петь тональности и от звука, использовать при подборе аккомпанемента к мелодии.
Развить навыки гармонического слуха, памяти.
Оборудование:
Учебник О.П. Камозиной Неправильное сольфеджио;
Учебник Е.Попляновой Чики-брики-гав!;
Хрестоматия для IV-VII классов детских музыкальных школ Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио составитель В. Лукомский.
Сборник песен Г.Шахова Журчит ласково ручей.
Ход урока.
1.Музыкальное приветствие – Е.Попляновой Колокольчик нам
поёт ( D – dur, двухголосие ).
2.Повторение ранее пройденного теоретического материала.
- Мажор и минор гуляют парами. Назовите 2 новых тональнос-
ти, с которыми познакомились в 1 четверти.(Си-мажор и соль#-
минор)
- Их буквенное обозначение? (H-dur, gis-moll)
-Как они называются? ( параллельные, родственные)
-Какие тональности называются родственные?.(тональности
главных трезвучий и их параллели)
-Что в параллельных тональностях общего? (одинаковые
ключевые знаки) Назовите их в Си-мажоре и соль#-миноре.
-Чем тональности отличаются? (разные тоники, лады)
-Мажор выше минора на голову, т.е. на какой интервал? (м.3)
3.Распевание в Н-dur –Песенка про мажорную гамму
Е.Попляновой (двухголосие)
4.Проверка домашнего задания.
1).пение наизусть с тактированием №442:
- вместе,
-по фразам, по одному.
Определить форму (период неповторного строения, 2-ое
предложение с расширением: а+ a1+b + b1)
2).в H-dur на слух определяют вспомогательный и кадансовый
обороты: T53 - S 64 – D6 - T53 ;
Т53 - S6 - K64 - D7 - T3 .
3). Проверка письменной работы.
Немецкий танец Й.Гайдна транспонировали из D-dur в H-dur
Пение в H-dur с тактированием:
-вместе хором,
-по одному с аккордовым сопровождением.
4).Повторение D7 .
-Где встречается D7 ? (в конце периода, в кадансовом обороте)
-Почему называется Доминантовый? ( на 5 ступени лада)
-Как строится? (к D53 присоединилась S-та, т.е. Б53 + м.3
или б.3+м.3 +м.3.
-Разрешается? (все звуки аккорда – в Т-ку, а S-та - в 3 ступень-
ей до Т-ки далеко; т.е. в неполное Т с утроенной примой)
-Как называются звуки D7 ? (прима, терция, квинта, септима)
-Какая септима между основанием и вершиной аккорда?
(малая, отсюда название -малый мажорный септаккорд)
5) Дети поют и играют выученную дома хроматическую
секвенцию ( D7 от белых клавиш с разрешением в мажорные
тональности) .
5.Занимательный диктант
(песенка Г.Шахова Любимое кушанье)
по записи определяют тональность (F-dur),настраиваются
(поют гамму по тетрахордам, на слух- ступени, )
2)после проигрывания определяют движение мелодии по
звукам аккордов ( Т64 ,D7 . )
3)записывают мелодию, вставляя пропущенные ноты.
4) выясняем, что 4 фраза построена по звукам D7 ,но в
обращении – это D65 .
6. D65 в тональности и от звука.
Вспоминаем, что у высокопочтенного 70-летнего D7
( он не любил, когда ему напоминали о возрасте и
знакомые стирали ноль у его возраста) было 3 сына (называют:
D 65, D43, D2 )-это его обращения. (пение их в С-dur)
D65 - 1-ый, старший сын (с секундовым орденом на голове)
Строится на VII ступени мажора и гармонического
минора: Ум. 53 (м.3+м.3)+б.2
Объяснить, почему называется квинтсекстаккорд.
Разрешение аккорда – в Т3 с удвоенной примой.
Встречается не только в мелодии, но и в гармоническом
сопровождении муз. произведений.
Находим в нотных примерах зарубежной классической музыки:
Заменяем во вспомогательном обороте D6 на D65 (строим и поём в C-dur и a-moll гармоническом).
-Но есть у этого аккорда особая функция. Об этом я и расскажу.
Существует много тональностей. Мы уже говорили о том, что им жилось бы скучно и не интересно, если бы они не ходили друг к другу в гости. Иногда приходит одна тональность к другой (родственной), пообщаются и уходит обратно – это? (отклонение). А иногда бывает, как при дворцовом перевороте: на смену одной королеве приходит другая и утверждаетсятся насовсем –это? (модуляция).
В любой тональности есть главная Королева-Тоника, она всегда ходит со свитой. Но самая преданная из них – Доминанта! А доминантовых аккордов много – это и D7 и его обращения. Доминанта родственного королевства носит название Побочной Доминанты, она всегда появляется впереди своей Побочной Королевы, неся на себе знаки другого королевства.
Из большой свиты доминантовых аккордов чаще выбирают аккорд, нижний звук которого - ближе к новой Побочной Тонике,
Ведь плавность голосов очень ценилась в классической музыки!
Поэтому из всех возможных аккордов выбираем D65!
Построим хроматическую секвенцию с отклонением в родственные
тональности через D65 (С, d, e,F, G, a).
7.Итог урока. Сегодня мы познакомились с 1-ым обращением D7
- D65, его звучанием и строением, научились использовать при
подборе аккомпанемента.
8.Задание на дом:
1. Играть и петь хроматическую секвенцию и вспомогательный оборот с D65;
2.№439 (Б .Калмыков и Г. Фридкин - одноголосие) определить отклонение, перейти в новую тональность (в сопровождении) через D65 ,играт и петь;
3. №447(Б. Калмыков и Г.Фридкин - одноголосие) записать в скрипичном ключе, петь с тактированием;
4. Диктант петь наизусть и играть с аккордовым сопровождением.