Публикации научная статья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: научная статья
Автор: Евсеева Ирина Валерьяновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская средняя общеобразовательная школа Томского района
634508 Томская область Томский район д.Кисловка ул. Советская 2 А
Тел. 953 – 149 факс 953 – 901 Е – mail kislovka @ list. Ru
Организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности в образовательной системе МБОУ Кисловская СОШ
Автор: учитель английского языка
Евсеева Ирина Валерьяновна
Кисловка 2017 г.
Концептуальная задача модернизации образования состоит в разработке принципов образовательной политики в условиях формирующейся рыночной экономики. Одним из них является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 1,6 млн. человек (4,5% от общего количества детей), из них 593 тыс. имеют инвалидность. Вопрос о том представится ли им возможность для получения качественного образования в результате модернизации? – является на сегодня наиболее сложным.
Результаты исследований специалистов Л.С Выготского, Н.Я. Лебединского, и практика таких специалистов как Л.И. Божович, В.П. Кащенко, свидетельствуют о том, что любой ребёнок, имеющий нарушенное развитие, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Первое упоминание термина инклюзия, применительно к образованию детей с инвалидностью, было отмечено в Торонто в 1988 году.
Глагол to integrate в переводе с английского означает объединять в единое целое и to include - как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда слово inсlusiоn представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Так анализируя термин инклюзивное образование исследователи выделили несколько положений
1. Такое образование относится к практике обучения, которая приводит к большим академическим и социальным достижениям всех учеников.
2. Это новая модель, основанная на философии социальной справедливости, которая утверждает, что все люди, включая людей с инвалидностью, имеют в полной мере право участвовать во всех сферах общества.
3. Это не реформа специального образования. Это изменение всей системы образования, имеющее целью включить каждого ученика в процесс образования и принести пользу каждому ученику.
4. Это принятие истины, что все учащиеся имеют право учиться вместе в соответствующей возрасту группе, в обычном классе территориально удобной школы.
5. Это среда сотрудничества всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) применительно к обычному классу.
6. Это возможность упростить и применить обычную образовательную программу с целью доступности для усвоения её всеми учениками.
7. Это признание того, что у всех учеников есть сильные и слабые стороны и потребности. Следовательно, образование должно учитывать их при формировании заданий и проведении мониторинга.
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. С 2004 г. Согласно
Федеральному компоненту образовательного стандарта по иностранным языкам предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2-го по 4-й класс в начальной школе при двух часах в неделю.
В основу заложен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей.
Содержание образования, в свою очередь, включает четыре раздела, соответствующих основным составляющим формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной).
Формируя "Речевые компетенции" я уделяю внимание развитию личности ребёнка, его речевых способностей, вниманию, мышлению.
(Диалоги, пальчиковые куклы, рулетка.)
Языковая компетенция включает произносительную, лексическую и грамматическую стороны речи на английском языке, а также овладение графикой и орфографией. ( стихи, кроссворды, тематические лото, лото с алфавитом)
Социокультурная компетенция, предполагает усвоение знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умений представлять свою страну и ее культуру. ( праздники, вечеринки)
Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции предполагают овладение учащимися общими и специальными учебными умениями, которые формируются в процессе изучения английского языка, а также способами преодоления учащимися трудностей в общении с использованием уже известных языковых или нелингвистических средств. (сказки, инсценировки)
В поурочном планировании, при обучении детей с ОВЗ в общеобразовательном классе массовой школы, я отдельно намечаю план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка с определённым набором заданий, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Необходимо помнить, что в результате все дети, в данном случае с ОВЗ, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету.
Заключение
В.О. Косс в своей статье о проблемах инклюзивного образования определяет принципиальные отличия между сложившимися в нашей стране образовательными системами.
Он отмечает, что обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы.
Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию.
Инклюзивное образование рассматривает принятие ребёнка таким, какой он есть и подстраивает под него систему образования.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Проблема совместного обучения детей–инвалидов со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка – инвалида в образовательном учреждении комфортным.
Литература
Косс В.О. Инклюзивное образование к постановке проблемы социальная работа в России. Сборник научных трудов. Под редакц. Н.А.Грика. Томск
Мёдова Н.А. Инклюзивное образование: обзор проблемы. Методическое пособие. Томск 2011.
Программа курса английского языка 2-11 кл. М.З Биболетова Обнинск Титул 2009 г.
Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования (Электронный ресурс)