Публикации Дополнительные общеразвивающие программы для ДШИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительные общеразвивающие программы для ДШИ
Автор: Соковых Ригина Николаевна

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств пгт.Ноглики
УТВЕРЖДАЮ:
директор МОУ ДОД
ДШИ пгт.Ноглики
______________ Л.Ю.Вологдина
приказ № от 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО, ТЕАТРАЛЬНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раннее эстетическое развитие
срок реализации – 1 год
пгт. Ноглики
2017 г.
ОДОБРЕНА
Педагогическим советом
МОУ ДОД Детская школа искусств
Протокол №_________ от ________________2017 г
ОДОБРЕНА
Методическим советом
МОУ ДОД Детская школа искусств
Протокол №_________ от ________________2017 г
Содержание
1
Пояснительная записка
4
2
Минимум содержания общеразвивающей программы в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие
5
3
Планируемые результаты освоения обучающимися программы Раннее эстетическое развитие
5
4
Учебный план
6
5
График образовательного процесса
9
6
Содержание курса
12
7
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие
12
8
Программа творческой, методической и культурно- просветительской деятельности
13
9
Требования к условиям реализации программы Раннее эстетическое развитие
14
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детская школа искусств (далее МОУ ДОД ДШИ). МОУ ДОД ДШИ вправе реализовывать Программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие составлена на основе Закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г и Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных письмом Министерства культуры от 21.11.2013г № 191-01-39\06-ги с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанной образовательной программы.
Общеразвивающая программа в области музыкального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие должна способствовать:
эстетическому воспитанию,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83) Федерального Закона РФ Об образовании в Российской Федерации.
Программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) Федерального Закона РФ Об образовании в Российской Федерации с учетом Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (часть 21, статьи 83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий МОУ ДОД ДШИ, региональных особенностей.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального и изобразительного искусства Раннее-эстетическое развитие основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает:
развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств учитывались возрастные и психо-физические особенности детей дошкольного возраста.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающей программы составляет 1 год (т.е. 10 месяцев) для детей в возрасте от 6,5 до 9 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающей программы в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее-эстетическое развитие выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается МОУ ДОД ДШИ, самостоятельно.
2. Минимум содержания общеразвивающей программы в области музыкального, театрального и изобразительного искусства
Раннее эстетическое развитие
Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие реализуется посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
познавательного действия (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);
вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие на обучение по предпрофессиональной программе в области музыкального, театрального или изобразительного искусства.
При реализации данной общеразвивающей программы МОУ ДОД ДШИ, устанавливает самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Раннее эстетическое развитие
Реализация общеразвивающей программы в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в музыкальном и изобразительном искусстве.
Качество реализации общеразвивающей программы обеспечивается за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы;
наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Реализация общеразвивающей программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами занятий, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд МОУ ДОД ДШИ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
4. Учебный план
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному, театральному и изобразительному искусству, постижение основ предусматривается при реализации данной программы посредством аудиторных занятий. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые занятия).
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек. Продолжительность академического часа устанавливается Уставом МОУ ДОД ДШИ и составляет 40 минут. Учебный план разработан МОУ ДОД ДШИ самостоятельно. Он разработан с учетом графика образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в МОУ ДОД ДШИ Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие со сроком обучения 1 год общий объем аудиторной учебной нагрузки 140 часов.
УП.01.Вокально-хоровая работа – 70 часов;
УП.02.Мастерская творчества –35 часов;
УП.03.Теория в области музыкального, театрального и изобразительного искусства -35 часов
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ ДОД Детская школа искусств
_________Л.Ю.
Приказ № ____ от ___ _________ 2013 г.
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального, театрального и изобразительного искусства Раннее эстетическое развитие
срок обучения 1 год
Индекс учебных предметов
Наименование учебных предметов
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторные занятия
(в часах)
Промежуточная аттестация
(по полугодиям)
Распределение по годам обучения
Трудоемкость
в часах
Групповые
занятия
Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия
контрольные
уроки
Экзамены
1 класс
Структура и объем ОП
140
140
Количество недель
аудиторных занятий
35
Обязательная часть
140
140
Недельная нагрузка в часах
УП.01.
Вокально-хоровая работа
70
70
2
-
2.0
УП.02.
Мастерская творчества
35
35
2
-
1.0
УП.03.
Теория в области музыкального, театрального и изобразительного искусства
35
35
2
-
1.0
Аудиторная нагрузка
140
4.0
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:
3
Примечание к учебному плану.
При реализации данной образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия - от 11 человек.
Аудиторные часы для концертмейстера не предусматриваются.
График образовательного процесса
График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:
- срок реализации общеразвивающей программы;
-бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия обучающихся, каникулы.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается МОУ ДОД ДШИ в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.
С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в МОУ ДОД ДШИ при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ устанавливаются общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа:
-продолжительность учебного года в объеме 39 недель,
-продолжительность учебных занятий 35 недель,
-в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель.
- продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального, театрального и изобразительного искусства
Раннее эстетическое развитие
Утверждено
приказом № _____
_____ ______________ 2017 г.
Директор МОУ ДОД Детская школа искусств
И.А. Лазарева._____________
срок обучения - 1 год
М.П.
Классы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сводные данные по бюджету времени в неделю
1 – 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
6 – 12
13 – 19
20 – 26
3 – 9
10 – 16
17 – 23
24 – 30
1 – 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
5 – 11
12 – 18
19 – 25
2 –8
9 – 15
16 – 22
2 –8
9 – 15
16 – 22
23 – 29
6 – 12
13 – 19
20 – 26
4 – 10
11 – 17
18 – 24
25 – 31
1 – 7
8 – 14
15 – 21
22 – 28
6 – 12
13 – 19
20 – 26
3 – 9
10 – 16
17 – 23
24 – 31
Аудиторные занятия
Каникулы
Всего
1
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
35
17
52
ИТОГО
35
17
52
Обозначения:
Аудиторные занятия
Каникулы
График промежуточной и итоговой аттестации
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального, театрального и изобразительного искусства
Раннее эстетическое развитие
срок обучения 1 год

Предметы
1 год
Вокально-хоровая работа
-
к/у
Мастерская творчества
-
к/у
Теория в области музыкального, театрального и изобразительного искусства
-
к/у
ОБОЗНАЧЕНИЯ: к/у – контрольный урок
Содержание курса Теория в области музыкального, театрального и изобразительного искусства 35 часов.
Тема Вводное занятие. 1 ч.
Дать представление о занятиях в группе. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения.
Тема Пейзаж, портрет, характер в музыке 3 ч.
Повторение понятия Музыкальный пейзаж, анализ произведений разных видов искусств на одну тематику, освоения языка певческого двухголосия., музыкальные лады, музыкальные стихи.
Тема Азбука театра.12 ч.
Расширять общекультурный кругозор учащихся. Формировать представления о понятиях: театр, сцена, кулисы, рампа, роль, афиша, просцениум, арьерсцена, трюм, колосники, софит, аншлаг, овация, бис, браво, Дать представление об истории возникновения афиши. Формировать представления о театральных профессиях. Развивать навыки действия в коллективе.
Тема Волшебной музыки страна. 8 ч.
Формировать представления о понятиях: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, унисон. Развивать музыкальное восприятие. Развивать умения различать звучание и тембр музыкальных инструментов оркестра. Развивать вокально-хоровые умения и навыки. Воспитывать навык правильного воспроизведения певческого звука, певческого дыхания.
Тема Элементы музыкальной грамоты. 9 ч.
Музыкально-ритмическое воспитание учащихся. Формировать представления о понятии ритм, его значение в жизни и искусстве. Развивать музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения. Формирование представления о понятиях: динамика, пауза, ритм, длительности, партитура, размер, регистр, темп.
Тема Контрольный урок. Итоговое занятие. 2 ч.
Провести контрольный урок и итоговую диагностику развития творческих и музыкальных способностей учащихся.
Содержание курса Вокально-хоровая работа 35 часов.
Тема Диагностика. Прослушивание. 1 ч.
Провести диагностику развития общих и музыкальных способностей учащихся.
Тема Слушание музыкальных произведений, разучивание. 2 ч.
Дать представление о понятии динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Познакомить с народной песней, песнями отечественных композиторов. Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Тема Вокально-хоровая работа. Работа над репертуаром. 65 ч.
Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания. Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической и концертной деятельности.
Тема Контрольный урок. Итоговое занятие. 2 ч.
Провести контрольный урок и итоговую диагностику развития музыкальных способностей учащихся.
Содержание курса Мастерская творчества 35 часов.
Тема Музыкальный язык России 3ч.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема Музыка других народов мира 6 ч.
Знакомство с музыкой и культурой других народов мира.
Тема Тема Талант – это предрасположение человека к труду (А.С. Пушкин). 1ч.
Повторить и закрепить ранее пройденный материал. Уметь ориентироваться в специальных понятиях и терминах. Формировать навыки действия в вымышленных обстоятельствах. Развивать умение управлять интонацией своего голоса; развивать пластическую выразительность.
Тема От Древней Греции до наших дней. 8 ч.
Формировать представления об истории возникновения и развития театра. Дать представление о строении драматической пьесы; о происхождении масок и их роли. Познакомить с разновидностями масок и способами их изготовления. Формировать представления о понятиях: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина; ремарка, пролог, эпилог. Развивать умение применять полученные знания на практике.
Тема Мир музыки. 3 ч.
Развивать полифонический слух, умение различать тембры музыкальных инструментов. Развивать навык создания пластического образа музыкального произведения.
Тема Театральный грим. 3 ч.
Дать представление об истории возникновения грима, его роли и значении. Формировать представления об анатомии лица. Накапливать навыки самостоятельного выполнения элементов грима. Развивать творческое воображение. Развивать умение находить и воплощать характерные внешние черты заданного образа.
Тема Игровая деятельность, театрализация песни. 3 ч.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
.
Тема Музыка народная. Музыка авторская 3ч.
Повторение понятия народная музыка. Признаки народной музыки. Разучивание и исполнение песни с большими отрывками. Разучивание канона. Закрепление метроритмических действий. Знакомство с составом симфонического оркестра.
Тема: Музыкальный театр 3 ч.
Повторение знаний о произведениях крупной формы, расширение знаний о знакомых операх. Углубление знаний о жанрах фортепианных пьес. Расширение знаний о музыкальном театре. Повторение и закрепление знаний полученных за курс Мир музыки.
Тема: Контрольный урок. Итоговое занятие. 2 ч.
Провести контрольный урок и итоговую диагностику развития музыкальных способностей учащихся.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального и изобразительного искусства
Раннее эстетическое развитие
Оценочная деятельность педагога – один из важнейших аспектов педагогического труда.
Организация и совершенствование любого вида деятельности, в том числе учебно-познавательной, без оценки невозможна, так как оценка является одним из ее компонентов, ее регулятором показателем результативности и социальной востребованности этой деятельности. Вместе с тем подходы к оценке, ее критерии четко определены, поэтому оценка выполняет все свои основные функции, в том числе и формирования самооценки как основы саморегуляции и внутренней мотивации.
Достаточно высокий уровень обучения в школе, требуют от педагога не только дифференцированного, индивидуального подхода к оценке, но и соблюдения и выполнения определенных профессиональных норм и требований к подготовке учеников.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации используется безотметочная система. По итогам контрольного урока, ребята ставится хорошо или отлично, тройки не ставятся.
Программа творческой, методической и культурно- просветительской деятельности
Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности школы разрабатывается ежегодно на текущий учебный год, утверждается приказом директора Школы и является Приложением к общеразвивающей программе Ранее эстетическое развитие.
Цель творческой и культурно-просветительской деятельности МОУ ДОД ДШИ:
- развитие творческих способностей обучающихся,
- приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства,
- пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения,
- приобщение их к духовным ценностям.
Программа МОУ ДОД ДШИ
творческого развития обучающегося и культурно- просветительской деятельности включает в себя следующие аспекты:
- организация творческой деятельности учеников путем проведения и участия в различных мероприятиях:
Тематических и отчетных концертах;
организация посещений учащимися учреждений культуры
концертных залов РЦД;
Ногликского музея.
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального, театрального и изобразительного искусства и образования.
Требования к условиям реализации программы
Раннее эстетическое развитие
Материально-технические условия МОУ ДОД ДШИ обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школе соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы.
Требования к минимальному
материально - техническому обеспечению, общеразвивающей программы Раннее эстетическое развитие
МОУ ДОД ДШИ имеет необходимую материально-техническую базу для осуществления данной программы:
1 учебный класс для занятий по предметам Вокально-хоровая работа, Мастерская творчества, Теория в области музыкального, театрального и изобразительного искусства.
Кабинет укомплектован фортепиано, компьютером и интерактивной доской.
МОУ ДОД ДШИ использует в работе технические средства обучения и оборудование:
музыкальные центры, мультимедийное оборудование, компьютеры, видеокамеры, принтеры, факс, сканер, фотоаппараты, в школе установлен беспроводной интернет Wi –Fi.
Реализация программы обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд МОУ ДОД ДШИ укомплектован в достаточном количестве печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Реализация программы обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 57%, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе
В МОУ ДОД ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
МОУ ДОД ДШИ вправе реализовывать данную программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
6
=