Публикации
Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Ширяева Елена Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Ширяева Елена Ивановна
Ширяева Елена Ивановна, МБОУ СОШ № 6, г. Череповец
Формирование УУД на уроках информатики. Путь от идеи проекта до реализации
Формирование УУД в процессе обучения информатики определяется следующими положениями (ФГОС):
формирование УУД как цель образовательного процесса, обеспечивающая целостное восприятие научной картины мира;
формирование УУД в информатике происходит в тесной связи с другими школьными предметами;
отбор и структурирование содержания предмета информатики, выбор методов, определение форм обучения осуществляются с целью формирования конкретных видов УУД;
УУД, их свойства и качества определяют эффективность учебно-воспитательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащихся;
успешность развития УУД решающим образом зависит от способа построения содержания школьного курса информатики.
Содержание общеобразовательного курса информатики можно представить в трех аспектах: алгоритмическом и технологическом; естественнонаучном.
В качестве основных видов УУД рассматриваются личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные действия. На уроках информатики наиболее успешно можно развивать познавательные, знаково-символические и коммуникативные действия. Поэтому урок по информатики с этой точки зрения в большей степени реализует метапредметный аспект информатики.
В рамках обучения информатике на первый план выходит формирование следующих универсальных учебных действий:
умение корректно осуществлять обобщение согласно задачам и условиям коммуникации;
умение осознано понимать роль и место информационных процессов в различных системах;
умение пользоваться понятиями и методами информатики в различных предметных областях;
умение осуществлять полноту и выдержанность классификаций информационных систем.
Метод проектов можно рассматривать и как наиболее перспективный для формирования выше перечисленных видов УУД. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт или проблему. Формы работы над проектом выбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся: от индивидуальной до групповой.
Реализуемые проекты можно разделить на типы:
Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, видеофильм, игра, сайт и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана статьи, и так далее, дизайна и рубрик сайта и пр.
Ролевые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура такого проекта может быть следующей:
цель проекта;
его актуальность;
источники информации;
проведение “мозгового штурма”;
обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);
презентация.
Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1. Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (фотоаппарат, принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед учителем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.
Каждому ученику мы стараемся дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях. Для реализации этого используем в процессе обучения проектную деятельность, в которой обязательно применяем различные технологии. Привлекаем к этому детей, имеющих самостоятельное и нестандартное мышление в области информатики и смежных с ней наук. Работа требует реализовать на практике, расширить полученные в школе знания. Это умственный труд не только на себя, но и на решение социально значимых проблем, что позволяет стимулировать образовательную активность. В 5-6 классах наши ученики начинают пробовать себя в небольших творческих проектах. Обычно это рисунки, кроссворды, сочинение сказок, моделирование и конструирование, создание дидактических пособий, задания-исследования. В 7-8 классах добавляются ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. К ним относятся различные внеклассные мероприятия. Учащиеся уже обладают достаточным опытом, поэтому мы привлекаем их для организации и проведения мероприятий предметных недель.
Повзрослев, освоив азы компьютерных технологий ученики переходят к информационным и прикладным проектам. Это различные сообщения, доклады, газеты, выставки. Особенно это расширяет возможности изучения геометрии. Этому способствует огромное историческое наследие. Постепенно ученики переходят к прикладным проектам. Такие проекты требуют тщательно продуманной структуры и участия каждого в оформлении конечного продукта. Возможности компьютерных технологий, наличие определенного уровня знаний у учащихся, техническая оснащенность школы позволяют привлекать учащихся к созданию компьютерных презентаций, видеороликов, тестов, как для уроков, так и для внеурочной деятельности. Наши ученики со своими работами успешно участвовали в школьных, городских научно-практических конференциях, в конкурсах различного уровня.
Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения.
Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть заинтересованность в глазах ребят, радость применения своих знаний на практике.
Список литературы
Журнал информатика и образование 2017 г.
Ресурсы сети Интернет:
.
Формирование УУД на уроках информатики. Путь от идеи проекта до реализации
Формирование УУД в процессе обучения информатики определяется следующими положениями (ФГОС):
формирование УУД как цель образовательного процесса, обеспечивающая целостное восприятие научной картины мира;
формирование УУД в информатике происходит в тесной связи с другими школьными предметами;
отбор и структурирование содержания предмета информатики, выбор методов, определение форм обучения осуществляются с целью формирования конкретных видов УУД;
УУД, их свойства и качества определяют эффективность учебно-воспитательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащихся;
успешность развития УУД решающим образом зависит от способа построения содержания школьного курса информатики.
Содержание общеобразовательного курса информатики можно представить в трех аспектах: алгоритмическом и технологическом; естественнонаучном.
В качестве основных видов УУД рассматриваются личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные действия. На уроках информатики наиболее успешно можно развивать познавательные, знаково-символические и коммуникативные действия. Поэтому урок по информатики с этой точки зрения в большей степени реализует метапредметный аспект информатики.
В рамках обучения информатике на первый план выходит формирование следующих универсальных учебных действий:
умение корректно осуществлять обобщение согласно задачам и условиям коммуникации;
умение осознано понимать роль и место информационных процессов в различных системах;
умение пользоваться понятиями и методами информатики в различных предметных областях;
умение осуществлять полноту и выдержанность классификаций информационных систем.
Метод проектов можно рассматривать и как наиболее перспективный для формирования выше перечисленных видов УУД. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт или проблему. Формы работы над проектом выбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся: от индивидуальной до групповой.
Реализуемые проекты можно разделить на типы:
Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, видеофильм, игра, сайт и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана статьи, и так далее, дизайна и рубрик сайта и пр.
Ролевые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура такого проекта может быть следующей:
цель проекта;
его актуальность;
источники информации;
проведение “мозгового штурма”;
обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);
презентация.
Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1. Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (фотоаппарат, принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед учителем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.
Каждому ученику мы стараемся дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях. Для реализации этого используем в процессе обучения проектную деятельность, в которой обязательно применяем различные технологии. Привлекаем к этому детей, имеющих самостоятельное и нестандартное мышление в области информатики и смежных с ней наук. Работа требует реализовать на практике, расширить полученные в школе знания. Это умственный труд не только на себя, но и на решение социально значимых проблем, что позволяет стимулировать образовательную активность. В 5-6 классах наши ученики начинают пробовать себя в небольших творческих проектах. Обычно это рисунки, кроссворды, сочинение сказок, моделирование и конструирование, создание дидактических пособий, задания-исследования. В 7-8 классах добавляются ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. К ним относятся различные внеклассные мероприятия. Учащиеся уже обладают достаточным опытом, поэтому мы привлекаем их для организации и проведения мероприятий предметных недель.
Повзрослев, освоив азы компьютерных технологий ученики переходят к информационным и прикладным проектам. Это различные сообщения, доклады, газеты, выставки. Особенно это расширяет возможности изучения геометрии. Этому способствует огромное историческое наследие. Постепенно ученики переходят к прикладным проектам. Такие проекты требуют тщательно продуманной структуры и участия каждого в оформлении конечного продукта. Возможности компьютерных технологий, наличие определенного уровня знаний у учащихся, техническая оснащенность школы позволяют привлекать учащихся к созданию компьютерных презентаций, видеороликов, тестов, как для уроков, так и для внеурочной деятельности. Наши ученики со своими работами успешно участвовали в школьных, городских научно-практических конференциях, в конкурсах различного уровня.
Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения.
Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть заинтересованность в глазах ребят, радость применения своих знаний на практике.
Список литературы
Журнал информатика и образование 2017 г.
Ресурсы сети Интернет:
.