Публикации «Достижения современного педагога»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Достижения современного педагога»
Автор: Черноситова Надежда Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа п. Красная КудрявкаБалашовского района Саратовской области»Открытый урок по теме«Главное приданое бесприданницы Ларисы Огудаловой-характер»Учитель русского языка и литературыМОУ СОШ п. Красная КудрявкаЧерноситова Н.В.Тема урока «Главное приданое бесприданницы Ларисы Огудаловой-характер»Цели: раскрыть образ Ларисы Огудаловой, используя средства кинематографии и литературы;познакомить учащихся с кинопроцессом создания фильма Э.А.Рязанова «Жестокий романс»;создать условия для формирования у учащихся навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход, творческое восприятие;I. Знакомство с кинопроцессом фильма Э.Рязанова «Жестокий романс» Слайды презентацииНевозможно представить себе современную жизнь без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души человека, являясь, по сути, одним из главных определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития.II.Выявление темы, целей урока Слайд.На доске слова, что они обозначают?БесприданницаЛариса Итак, Лариса лишена приданого, у неё нет денег, она лишена права голоса, права поступка. А между тем, именно Лариса ведёт действие. Она действует, принимает решения, заставляет «темное царство Кнуровых, Вожеватовых, Паратовых» удивляться её нравственной силе. Это она соглашается стать женой Карандышева, отлично понимая, что его ненасытное себялюбие, может быть, ещё страшнее «ненасытных» карманов Кнурова. Это она неожиданно для всех оставляет жениха и уезжает за Волгу с Паратовым, рискуя при этом своей честью, своим будущим. Да, это она заставляет своими словами Карандышева выстрелить в неё. О несокрушимую цельность Ларисы разбиваются все планы «поклонников». Ничего не может сделать с ней корыстолюбивая Огудалова; ничего не добиваются от неё ни Кнуров, ни Вожеватов; не получает её и Карандышев. -Так какое же главное приданое имеет Лариса Огудалова?Характер. Необычный яркий характер. Характер, не похожий ни на кого из персонажей.Это и есть тема нашего урока «Главное приданое бесприданницы Ларисы Огудаловой-характер»-Случайно ли назвал Островский свою героиню Ларисой?/нет, в переводе с греческого имя обозначает «чайка»-свободолюбивая, белокрылая чайка/Над рекой жила Лариса, река была в её жизни многим. Над рекой она сидела, мечтая о любви; над рекой она замирала, думая об избавительной смерти. За Волгу, за реку уехала она с Паратовым, ещё раз обманувшись в своём избраннике.Так рождался образ вольной птицы, поднявшейся над бытом и им погубленной.III.Организация исследовательской деятельности. Заполнение таблицы «Характер Ларисы Огудаловой.Характеристика Ларисы.Что обозначает слово характер? СлайдХарактер. 1.совокупность всех психических духовных свойств человека, обнаружившихся в его поведении.2.Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь.Как мы можем раскрыть характер Ларисы, главной героини пьесы А.Н.Островского и филима «Жестокий романс»? СлайдУсловия раскрытия характера Ларисы. Слайд1.Из слов действующих лиц, характеризующих Ларису.2. Из поступков героини 3.Из слов Ларисы.Средства раскрытия характера героини. Слайд1.Что говорят о Ларисе окружающие её люди?2.Как они это говорят?3.Испытывает ли кто-то из них какие-то чувства к Ларисе?Выборочное чтение пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» Вожеватов: «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться- то надо подумавши.», «…да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той всё хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо«К кому расположена, нисколько этого не скрывает. Вот Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил. Да и след его простыл…»«А уж так она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!» Это говорит Вожеватов, который с детства с Ларисой знаком, которого Лариса Васей зовёт. Вожеватов смеётся, а нам не смешно, почему-то неуютно и как-то страшно становится от его слов. -Что же можем сказать после его слов о Ларисе?Красива, неглупая, правдива,искренняя, бесхитростная, талантливая, способна на глубокое чувство. Кнуров. После слов Вожеватова «а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо»-То есть правду?-Жаль бедную Ларису Дмитриевну.создана для роскоши»-Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.-В нищенской обстановке да ещё за дураком мужем она или погибнет или опошлится.-Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского нет. Ну понимаете тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.-Она создана для блеску.- Велико наслаждение видеть Вас, а ещё больше наслаждение слушать Вас.-Я для Л.Д. ничего не пожалею.-Что можем сказать про Ларису со слов КнуроваОн в состоянии оценить красоту, ум, талант Ларисы, понимает, что она страдает в такой обстановке, но…у него свои планы на Ларису.Не скажите, кто такой Карандышев Юлий Капитоныч?Что он говорит о Ларисе?-Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было.-Был цыганский табор-с- вот что было.Только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них пока не убьют меня самого…Ну, если вы вещь,- это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто её выиграл, вещь и обижаться не может.Я беру вас, я ваш хозяин.Я вас прощаю, я всё прощаю.Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на всё согласен.Я вас люблю…О, не раскайтесь! Вы должны быть моей.Так не доставайся же никому…Харита Игнатьевна. Кто это? Что говорит она Ларисе? -Без хитрости на свете не проживёшь.-Экое страшное слово сказала: «унижаться!» Мы люди бедные, нам унижаться –то всю жизнь.-И притворяйся, и лги! Счастье не пойдёт за тобой, если сама от него бегаешь.-Догонять мне её или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было , всё-таки кругом неё люди… А здесь хоть и бросить, так потеря не велика! Мать не против устроить получше свою дочку. Ей всё равно какими средствами. Вот и учит дочку уму-разуму. Паратов Сергей Сергеич. Что-нибудь о Ларисе есть в его словах?-У меня, Мокий Пармёныч, ничего заветного нет: найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.-Но достаётся оно мне недёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно повеселей провести последние дни.Анализ эпизодов фильма «Жестокий романс». Демонстрация отрывковЭпизод 1. Вожеватов сообщает Паратову о том, что Лариса выходит замуж-Лариса выходит замуж! Что ж…бог с ней! Это даже лучше…Я немножечко виноват перед ней, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать; ну, а теперь, она выходит замуж, значит, старые счёты покончены, и я могу опять явиться поцеловать ручки у ней и у тётеньки. …Ведь я было чуть не женился на Ларисе,- вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака.Замуж выходит…Это очень мило с её стороны; всё-таки на душе у меня немного полегче…и дай ей бог здоровья и всякого благополучия! Заеду я к ним, заеду; любопытно, очень любопытно поглядеть на неё.- Что слышим в словах Паратова?Эпизод приезда Паратова в дом Огудаловой./Паратов, уехавший столь внезапно, бросивший Ларису, ещё и укоряет её/-А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?- Оенщины!-Ничтожество вам имя!-Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы ещё… меня любите?-Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам; но любовь вашу уступить было бы тяжело.-Если бы вы предпочли мне кого-нибудь, вы оскорбили бы меня глубоко, и я нелегко бы простил вам это.-/Не упускает случая и поиронизировать над избранником Ларисы/-Позвольте узнать: ваш будущий супруг конечно обладает многими достоинствами?/И когда Лариса говорит, что одним, но дорогим: « Он любит меня»./-Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо.Паратов издевается над Карандышевым, хотя знает, что Ларисе это больно. Это он выстраивает заговор против Карандышева, подпаивает его, уговаривает Ларису поехать с ними за Волгу.3.Эпизод обльщения Ларисы для поездки за Волгу.4.Эпизод разоблачения Паратова, который торгует последним, что осталось: обаянием наглости, мужского превосходства. Что же мы видим?Равнодушие к Ларисе, к её жизни. А что же сама Лариса? Слова Ларисы, которые она говорит Карандышеву о Паратове, подтверждают любовь Ларисы к Паратову, её восхищение им, она в открытую называет Паратова идеалом мужчины. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеевич…это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я ещё молода, не знаю людей; но это мнение во мне изменить нельзя, оно умрёт со мной»-Что слышится в этих словах?/Любовь к Паратову/Поступки, характеризующие героиню. СлайдЛариса влюбляется в Паратова.Узнав об отъезде бросается на вокзал.Разочаровавшись в любви, соглашается на брак с Карандышевым.Паратов снова даёт ей надежду, и она бросает всё, едет с Паратовым за Волгу.Находясь в смятенном состоянии после слов Паратова об обручении с другой, Лариса решает стать содержанкой Кнурова.Встречает выстрел Карандышева как благодеяние, как милость.Что смерть для Ларисы?Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному оценить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.Душа Ларисы устала обольщаться и страдать.От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.Прослушивание романса «А напоследок я скажу…»IV. Выводы по организации исследовательской деятельности.V.Рефлексия.VI.Самооценка учебной деятельности. Оценивание учителем.VII.Домашнее задание «Сочинение-рассуждение «Какая Лариса мне ближе