Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Лысанова Евгения Александровна

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Фронтовые письма" Цели: 1.    Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины, села.2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.Реквизит.Для учащихся-бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма, которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.Оформление зала (сцены, класса).В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. . Рядом с экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма-треугольники, патефон, сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В сценарии принимало участие 10 человек.Музыкальное оформление.
  • Презентации 1-2
  • Презентация Фронтовые письма
  • Вьется в тесной печурке огонь-Иобзон( музыка)
  • Музыка боя
  • Компьютер. Проектор экран
  • Ход сценария.Презентация «Память»-1Учитель: Добрый день ,дорогие ребята и уважаемые гости- учителя литературы Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма- «треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века. Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а называется литературно-музыкальная композиция-«Фронтовые письма» Слайд-1 2Ведущий Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они, то старше, кто моложе -Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь –Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Твардовский Слайд-2 1 ведущий :Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату «Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке с врагом.1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - ЖИЗНЬ!  1 ведущийПисем белые стаиПрилетали на Русь.Их с волнением читали,Знали их наизусть.2 ведущийЭти письма понынеНе теряют, не жгут,Как большую святынюСыновьям берегут. Слайд-3Выходят ученицы-почтальонки.
  • Ученица-почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».
  • Ученица-почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя. 
  • Слайд- 42 ведущий Писали их на смертном рубежеПод скрежет танков, орудийный рев.Писали их в окопах, блиндаже,На бомбами израненной меже,На улицах сожженных городов.1 ведущийО, письма фронтовые грозных лет – Бесценней документов в мире нет!
  • Ученица-почтальонка
  • Как раскладывать по кварталамГолоса всех живых и мёртвых,Что дошли, словно гул металла,В треугольниках полустёртых?Только адрес есть на конверте,А в конверте- жизни и смерти,Если б знать вам, на почте тут жеЧто внутри там! 2 Ученица-почтальонкаБыл в окруженьи?Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?Пал, по слухам. В первом сраженьи...Но приходит девочка в старыхСбитых набок маминых ботах.И берёт всех судеб удары,Радость чью-то- и смерть кого-то. 1 ученица-почтальонка Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты. 2 Ученица-почтальонка: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом .Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью». 1Ученица-почтальонка: В четырёх письмах - радость , а в пятом- похоронка. Это было великое горе.Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо. «Почтальонки» достают письма-треугольники, вручают их «адресатам». Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме.Музыка боя (звукизрывыСлайд-51 ученик-солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына». 2 ученик-солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»1 ведущийНа одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него - и слёзы подступают. Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»На улице полночь. Свеча догорает.Высокие звезды видны.Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,В пылающий адрес войны.Как долго ты пишешь его, дорогая,Окончишь и примешься вновь.Зато я уверен: к переднему краюПрорвется такая любовь!…Давно мы из дома. Огни наших комнатЗа дымом войны не видны.Но тот, кого любят,Но тот, кого помнят,Как дома и в дыме войны!Теплее на фронте от ласковых писем,Читая, за каждой строкойЛюбимую видишьИ родину слышишь,Как голос за тонкой стеной…Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.И время такое придет:Останутся грусть и разлука за дверью,А в дом только радость войдет.И как-нибудь вечером вместе с тобою,К плечу прижимаясь плечом, Мы сядем и письма, как летопись боя.Как хронику чувств пронесем Слайд-6Учитель Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком ,но живом».Близкие и односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат, прошедших тяготы войны.Письма с фронта из книги»Память о далеком ,но живом»Письмо Шабашова С.И.Письмо Нестерова И.Ф.Письмо Резепина И.Е. Слайд-72 Ведущий «Я вернусь, жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.Ученик .Стихотворение К. Симонова «Жди меня»Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.  Слайд-81 Ведущий Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,2 ВедущийТолько на фронте измеришь Силу и крепость любви. Слайд-91 Ведущий Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен- гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея. Суркова своей жене Софье Кревс.(Все поют, сидя у костра на корточках)Песня «В землянке»(Музыка)Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза.И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.Про тебя мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтобы слышала ты,Как тоскует мой голос живой.Ты сейчас далеко, далеко,Между нами снега и снега.До тебя мне дойти не легко,А до смерти - четыре шага.Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт моей негасимой любви Слайд-10-МУЗЫКА БОЯ2 ВедущийПисьма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. 1 ВедущийШел солдат в дымах непроходимых,А от всех дорог и пристанейМолча шли за ним глаза любимых,И любви не выдумать сильней! 2 ВедущийПисьма согревали в холодном окопе бойца , поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме…Ученица  (Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!” Слайд-111 Ведущий День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало голодное, холодное послевоенное детство. 1 ведущий В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.2 ведущий Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы. Слайд-12Ученица Стихотворение  Е Благинина «Папе на фронт» Здравствуй, папка! »Ты опять мне снился,Только в этот раз не на войне.Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!Прежний-прежний, ну такой же самый,Точно не видались мы два дня.Ты вбежал, поцеловался с мамой,А потом поцеловал меня.Мама будто плачет и смеется,Я визжу и висну на тебе.Мы с тобою начали бороться,Одолела я тебя в борьбе.А потом даю те два осколка,Что нашли недавно у ворот,Говорю тебе: “А скоро елка!Ты приедешь к нам на Новый год?”Я сказала, тут же и проснулась,Как случилось это, не пойму.Осторожно к стенке прикоснулась,В удивленье глянула во тьму.Тьма такая – ничего не видно,Аж круги в глазах от этой тьмы!До чего ж мне сделалось обидно,Что с тобою вдруг расстались мы…Папа! Ты вернешься невредимый!Ведь война когда-нибудь пройдет?Миленький, голубчик мой родимый,Знаешь, вправду скоро Новый год!Я тебя, конечно, поздравляюИ желаю вовсе не болеть.Я тебе желаю – прежелаюПоскорей фашистов одолеть!Чтоб они наш край не разрушали,Чтоб как прежде можно было жить,Чтоб они мне больше не мешалиОбнимать тебя, тебя любить.Чтоб над всем таким большущим миромДнем и ночью был веселый светПоклонись бойцам и командирам,Передай им от меня привет.Пожелай им всякую удачу,Пусть идут на немцев день и ночь……Я пишу тебе и чуть не плачу,Это так…от счастья… Твоя дочь. Слайд-13едущийСложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом – стихотворение «Зинка» Юлии Друниной , посвященное памяти однополчанки- Героя Советского Союза Зины Самсоновой.Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.- Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Дома, в яблочном захолустье,Мама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый.У меня лишь она одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждетЗнаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Отогрелись мы еле-еле,Вдруг приказ: «Выступать вперед!»Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.С каждым днем становилось горше.Шли без митингов и замен.В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.Зинка нас повела в атаку.Мы пробились по черной ржи,По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.Мы не ждали посмертной славы,Мы со славой хотели жить.Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежитЕе тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав.Белорусские хаты пелиО рязанских глухих садах.Знаешь, Зина, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Где-то, в яблочном захолустье,Мама, мамка твоя живет.У меня есть друзья, любимый,У нее ты была одна…Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом стоит весна.И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала. Слайд-14 1 Ведущий Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. А иногда и не доходили…Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».На дне окопного оврагадобыл я гильзу из стены.А в ней - истлевшая бумага,письмо, пришедшее с войны.Должно быть, кто-то перед боемсмочил графит карандашаи с перемазанной губоюписал, как думал, - не спеша.Вручал слова бумаге бренной,писал, склоняясь к фитилю....И вот слова сожрало время.И лишь одно сквозит: «лю-блю»...Одно осталось… Но упрямогорит сквозь всё, что в жизни есть......Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?Иль ту, которую?.. Бог весть.Любил и всё. Не по приказу.А по приказу он в тот раз.наверно, встал и умер сразу.И вот воскрес.Во мне. Сейчас1 Ведущий Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.2 ВедущийКто был на фронте, верно, испытали,Что означают письма для бойца,Как эти письма биться заставлялиВ сраженьях огрубевшие сердца.1 ВедущийКак их с волненьем люди ожидали,От них порою увлажнялся взгляд.Настанет день – придумают медалиЗа ласковые письма для солдат! 2 Ведущий Письма были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.1 Ведущий Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. 2 Ведущий Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня, Украина, Сирия… 1 ВедущийПрошла война, прошла страда,Но боль взывает к людям:«Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем!» Презентация «Память-2»-«Никогда не забывай!»Учитель:В годы войны письма-треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы узнаем, когда проверим домашнее задание.Рефлексия.Д/З:Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к защитникам Отечества. Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам- нашим землякам.Спасибо за подготовку к мероприятию и за сотрудничество на уроке. Вы все сегодня достойны хороших и отличных оценок.