Публикации
«Учитель - это призвание»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Королькова Вера Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Королькова Вера Леонидовна
Учитель – это призвание.Я помню первый день осени, первый звонок, когда я пошла в 1 класс. Тогда для меня слово «учитель» было самым строгим словом, правильным словом. В юности я начала понимать, что у «учителя» есть имя, отчество, фамилия, голос, глаза. А главное то, что он всё знает. И нам так нужен человек, который знает всё. Это что-то вроде мечты человечества о философском камне. И хотя известно, что учитель ест, спит, порою сводит концы с концами – при этом знает всё. И умеет любить. За что? Да, просто так и потому, что по-другому не может. В 1986 году я поступаю в Красноуфимское педучилище на отделение учитель начальных классов. Думала так, проучусь 2 года, пройду практику, увижу, смогу ли стать Учителем. Получив Диплом с отличием, я вступила в царство Школьной жизни. Мне всё было интересно: писать конспекты уроков, вместе с детьми заниматься внеурочной деятельностью… Делая первые педагогические шаги, извлекала для себя уроки. Один из них: преподавание должно быть развивающим. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям.Через год я поступила в пединститут. С каждым днём я всё больше и больше отдавала сил, времени для своих учеников. Девизом стали слова:Учитель - это тонкая работа.Он - скульптор, он - художник, он – творец.Не должен ошибаться ни на йоту. Ведь человек - труда его венец. В работе педагога много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – это доставляло мне радость. В 25 лет мне присвоили высшую категорию. Администрация школы доверила мне учить прогимназические классы. Совместная деятельность с учениками преподнесла ещё один урок: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Теперь для меня и моих воспитанников Школьный дом – как и родительский, но только с большими возможностями и выбором, в нём также хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он - Человек. Это радость совместного творческого созидания. Это кузница знаний и мастерская дум, где ребёнка окружают игра, фантазия, творчество. Это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции; это поиск идеалов добра, любви, правды, красоты.Учительский авторитет, престиж... Он добывается не по дням, а по часам с великим трудом, главным образом, педагогическим творчеством. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой выпускники встречают меня. Когда родители учеников посвящают тебе стихи, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость... Ради этого стоит быть учителем!«Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души», - говорил В.Сухомлинский. Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано. И сколько предстоит ещё отдать!В 2011 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предъявив новые требования к организации образовательного процесса в школе. 2012-2014 год. МАОУ «СОШ №2». Я остановила свой выбор на таких современных педагогических средствах обучения как проектная технология, модульное обучение, технические приёмы продуктивного чтения и олимпиады. Обобщила опыт работы и стала победителем конкурса лучших учителей Пермского края. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 22 мая 2013 г. № СЭД 26-01-04-447.Метод проектов помогает научить детей мыслить, правильно организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Работа сводилась к системе небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и развитию метапредметных действий. На этапе выбора темы формируются такие регулятивные действия как умение ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу. На этапе планирования - формирование познавательных действий учащихся: например, умение предполагать, какая именно информация нужна. Далее мы учимся сопоставлять и отбирать информацию, создавать продукт, оценивать проект. Формируется коммуникативное умение: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. В помощь учащимся я разработала опору для составления учебного проекта и памятку «Как оценить проект». Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся могут работать с предложенной индивидуальной программой, содержащей целевой план действий (задачи темы, некоторые пути и средства их достижения, руководство по достижению поставленных целей). Осознание и принятие детьми задач способствует развитию мотивации, активному усвоению учащимися материала, умению планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.Средством формирования регулятивных и познавательных УУД на уроках литературы, на мой взгляд, является технология продуктивного чтения. При анализе и работе с текстом создаю такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Я разработала и апробировала приёмы анализа литературного произведения, именно через них формируются познавательные действия. Постепенно у моих воспитанников развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Авторы «Школы 2100» разработали тесты, с помощью которых можно отследить, как идёт процесс формирования познавательных действий. Ученик может сравнить свои нынешние результаты с прежними. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ребёнка (не умею, надо научиться), и создает ситуацию успеха (не умел и научился).Раскрыть индивидуальные познавательные возможности ученика мне помогла олимпиада. Логические универсальные действия составляют основу сложных заданий. Анализируя работу с такими заданиями, вижу положительную динамику. Растёт количество учащихся. Значит, идёт развитие познавательных действий. Ярослава Семёнова - дважды победитель регионального интеллектуально-творческого турнира «Марафон знаний» (2012, 2013 год), победитель районных олимпиад (2013-2014). В составе команды Пермского края Ярослава заняла 3 место на 11 Чемпионате Европы среди школьников по игре «Что? Где? Когда?» 2017 год. Проанализировать правильность выбора инновационных подходов можно по эффективности учебного процесса, что проявляется в достижении поставленных целей и задач урока (степень усвоения материала каждым учеником), стабильной динамики учебных достижений учащихся. Показателем целенаправленной работы можно считать, что качество знаний ЕМТ в 2013-2014 учебном году по русскому языку составило 95%, математике – 96%, высок процент учащихся, набравших от 80 до 100 баллов.2014-2017 год. МБОУ «СОШ №5». Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Меня приглашают на работу в МБОУ «СОШ №5» и назначают ответственной за внеурочную деятельность по работе с такими детьми НОО. Внеурочную деятельность рассматриваю как средство развития УУД у учащихся начальных классов. Цель моей работы - формирование УУД во внеурочной интеллектуальной деятельности учащихся. Для достижения цели: важно совершенствовать технологии, методы работы со способными детьми в условиях формирования УУД, учитывать индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика. Мои основные направления работы:Формирование УУД учащихся на занятиях факультатива «Учимся решать олимпиадные задания». Развитие способностей учащихся во внеурочной деятельности через олимпиады, марафоны знаний, конкурсы, исследовательскую работу, проектную деятельность, участие в НПК.Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета.Мои основные методы и приёмы:Организация самостоятельной деятельности учащихся на занятиях путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей и обучение рациональным приемам самостоятельной работы. Развитие речи учащихся и активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.Система дополнительных творческих заданий. Мною составлена программа факультативного курса «Учимся решать олимпиадные задания» для учащихся 2-4 классов. По ней обучаются 70 учащихся. Причём, в нашей школе может заниматься любой мотивированный ученик. Преподавание факультатива строится как углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Возможно, поэтому возросла активность и результативность учащихся НОО в олимпиадах разного уровня.Различные формы и методы работы повлияли, на мой взгляд, на развитие личностных особенностей учащихся. Это подтверждается педагогическим наблюдением, анализом анкет детей и родителей, диагностикой метапредметных умений (Социнком, 2017г). За период 2014-2017 г. мои воспитанники неоднократные победители и призёры в следующих мероприятиях:- краевой интеллектуально-творческий турнир «Марафон знаний», «Любознайка», «Планета знаний», «Открой дверь в сказку»;- муниципальные предметные олимпиады для учащихся 4 классов;- ФГОС тестирование по олимпиадам гуманитарного и естественно-научного цикла; - НПК, защита образовательных проектов, Сретенские чтения, краевой конкурс научно-исследовательских работ «Муравьишка».Активно участвую в работе РМО учителей начальных классов, проверила свои знания через интернет Олимпиады Всероссийского уровня (2015, 2016 г.) Приняла участие в Международном конкурсе "Учитель года. Лето 2016" - диплом 2 степени. В 2016 году стала руководителем группы муниципального проекта по подготовке к ВПР учащихся 4 классов. Были проведены 4 семинара, на одном из них я показала занятие по решению задач повышенной сложности. Работа высоко оценена администрацией школы, методистом района. Качество ВПР наших выпускников выше, чем по краю. Делюсь опытом работы:- ВПК "ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения". Выступление "Формирование метапредметных результатов обучения младших школьников" 2016г.- Публикация на Образовательном портале "Академия Интеллектуального Развития". Статья "Приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности через решение олимпиадных заданий" 2016г.- Публикация "Олимпиадные задания для учащихся 3 классов" на сайте "Готовим урок" 2016г.- 3 ВПК "Современные образовательные технологии" Диплом, 1 место Публикация "Внеурочная деятельность по русскому языку и литературному чтению" 2016г.- Внеурочное занятие в рамках Межмуниципальных Рождественских чтений "Традиции и новации: культура, общество, личность. Почитание Святых в земле русской просиявших" 2016г.- Практикум «Приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности младших школьников через решение олимпиадных заданий» на муниципальной конференции «Роль литературы в образовании: опыт и перспектива» 2016г.- Выступление на тему «Организация исследовательской работы» в рамках 8 межмуниципальных Рождественских чтений 2017г.- Мастер-класс "Формирование метапредметных умений в начальной школе" в рамках мероприятий августовской конференции "Образование в Чернушинском районе: новые стандарты-новые возможности" 2015г. и др.Работу с одарёнными детьми рассматриваю как возможность перехода на другой уровень самообразования, как поиск, как творческую деятельность, как опыт. Главное, помочь ученику осознать себя, чтобы принять главное решение в жизни - кем и каким быть человеком.В перспективе продолжу работу по использованию современных педагогических технологий в работе с одарёнными детьми.