Публикации
Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Соловьева Татьяна Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Соловьева Татьяна Геннадьевна
ПРОЕКТ
Россия - Родина Моя
Вид проекта: информационно – познавательный
Продолжительность:долгосрочный проект (ноябрь - май).
Участники проекта: дети подготовительной группы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.
Раздел программы: социально – личностное развитие
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;
Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.
Приобщать к истокам народной культуры.
Формировать навыки культуры речевого общения.
Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Подготовительный этап:- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;- подобрать образцы русских народных промыслов;- разработать сценарий литературно-музыкального праздника Что мы родиной зовём?;- подготовить материал для изобразительной деятельности.Содержание проекта:- провести НОД познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области;- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: Москва – сердце России!, Города герои России, Золотое кольцо России, Флаги мира;
- провести литературно-музыкальный праздник Что мы родиной зовём?.
Актуальность.
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.К. Паустовский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.
Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проект состоит из блоков:
блок - Мой город, моя страна, моя планета.
блок - Русская горница
блок – Климатические зоны России
блок -
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.
Участие в совместных мероприятиях.
Оформление коллекций Москва – сердце России!, Города герои России, Золотое кольцо России, Флаги мира;
Предполагаемый результат:
Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми и сверстниками;
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
Знать историю своей страны, её героев.
Тематический план работы в рамках проекта
Ноябрь:
Познавательная деятельность:
1. Мой город. Экскурсия по улицам города
Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.
2. Игра-путешествие “Город мой родной”.
Цель.Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.
3. Рассматривание карты Пуровский район
4. . “Имя улицы моей”.
Цель.Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”
5 Что я знаю о своем городе,
Цель: Повышение интереса дошкольников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.
6. Рассматривание альбома Тарко -Сале: вчера, сегодня, завтра.
7.Мы живем в России
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
8. Москва – столица моей Родины
Цель :уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. 9.Я гражданин России
Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.
10. Дидактические игры: Узнай наш флаг, Собери Флаг, Узнай по описанию, Собери картинку – Москва
Цель: закрепить знания о символики нашей страны
Непосредственно образовательная деятельность:
Нас много на шаре земном
Кто такой человек
Эти дети живут на Севере
Продуктивная деятельность:
1.Аппликация: Флаг России
2. Конструирование: Кремлевская башня
3. Рисование: Мы дети одной страны
Чтение художественной литературы:
Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”, Где родился – там и сгодился
Цель.Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.
Заучивание: П. Воронько Лучше нет родного края, С. Есенина Береза
Чтение С.Баруздин Страна, где мы живём
Музыка:
Слушание: Пение птиц Этюд Ах, ты , береза русская! рус. нар. мелодия.
Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:
По произведениям С.Я. Маршака
Декабрь:
Познавательная деятельность:
Беседа История Московского Кремля
Цель : познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Работа с глобусом Найди, где мы живём
История флага
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.
История герба
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.
Беседа Дружба на планете
Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.
Беседа Любимые места отдыха
Какие народы живут в России
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.Дидактические игры: Собери орнамент, Одень куклу – ненку.
Цель: закрепить знания о культуре народов своего края
Рассуждение - исследование Семья. Фамилии и имена
Цель: расширить и обогатить знания детей о происхождении фамилии.
Театрализация Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Цель: через произведение воспитывать в детях послушание, уважение к старшим и любовь к близким людям, сострадание
Продуктивная деятельность:
1.Рисование Город мой родной! Красная площадь, стены и башни московского Кремля;- Спасская башня; Российский флаг
Цель: учить изображать символику нашей страны, закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и его кончиком, воспитывать уважение к государственному флагу России.
Чтение художественной литературы:
Рассказы: М. Жестев Всему начало.
Э. Шим Где наша деревня, разучивание А Прокофьев Как на горке, на горе
Конкурс народных пословиц.
Цель: умение отличать пословицу от поговорки, вспомнить знакомые пословицы.
Музыка:
Упражнение Ах, улица, улица, широкая (потопаем – покружимся) рус. нар. мелодия.
Слушание песен о Тарко –Сале , о России
Фотовыставка Наш город сегодня
Январь: Познавательная деятельность :
1.“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).
Беседа Русская горница
Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.
2. Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”
Цель.Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.
3. Дидактические игры: Старинное и настоящее
Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.
4. Ситуативный разговор Русская печь
5. Беседа Что такое святки
Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.
6. Беседа: Русские народные промыслы
Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская, Дымковская игрушки; Жостовские подносы; Палехские шкатулки. 7. Беседа Русский национальный костюм
Цель: Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Непосредственно образовательная деятельность:
Древняя Русь
Цель: Познакомить с особенностями Древней Руси. Воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.
Музыка:
Разучивание К нам гости пришли, песни – колядки.
Продуктивная деятельность:
Лепка из соленого теста предметов быта русского народа
Коллаж Прошлое и настоящее.
Вечер русских народных игр
Февраль:
Непосредственно образовательная деятельность:
Отчизны верные сыны!.
Цель: познакомить детей с героями ВОВ, воспитание уважительного отношения к воинам – защитникам; закрепить знания о том, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с русскими богатырями, героями войны 1812 года. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
Познавательная деятельность:
1. Беседа Профессии нашего города, нашей страны.
2. беседы????
Продуктивная деятельность:
1.Рисование Наша Армия родная
Цель: закреплять умение отражать в рисунке впечатления окружающей жизни, упражнять в умении передавать фигуры людей в движении, особенности одежды в соответствии с принадлежностью к определенным родам войск. Учить продумывать композицию рисунка и последовательность его выполнения, воспитывать уважение и любовь к защитникам Родины.
2.Аппликация Открытка для папы!
Цель: Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Чтение художественной литературы:
Стихи: С. Маршак Рассказ о неизвестном герое. А. Барто Помощница, В. Маяковский Кем быть.
Рассказы: К. Ушинский Четыре желания, В. Осеева Волшебное слово, Б. Житков На льдине.
Итоговое мероприятие:
Музыкально – литературная композиция Наша армия родная!
Март:
Познавательная деятельность :
1.Беседа Климатические зоны России
Цель:познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
2.Беседа Голубые реки России
Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.3. Беседа Красная книга России. Викторина Лесное лото
Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.
4.Беседа на тему “Русская березка”.
Цель.Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.
5.Рассматривание альбома Моя Россия.
6. Беседа: Путешествие по России
Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.
7. Рассказывание Моя любимая сказка (вечер русских народных сказок)
Продуктивная деятельность:
“Русская матрешка” (с элементами рисования).
Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.
Апрель:
Познавательная деятельность:
1.Путешествие по карте
Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: суша, водоем, рельеф, физическая карта.
2.Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.
Цель.Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
3.Путешествие на ковре – самолете Большая и малая Родина;
4.Развлечение:
День Космонавтики 12 апреля
День Земли 22 апреля
Май: Познавательная деятельность:
1.Беседа: Ордена и медали ВОВ
Цель: познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения награда за подвиг Закрепить знания о событиях ВОВ.
2.Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях. Цель.Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.
3.Беседа Тот герой, кто за Родину горой.
Цель:познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.
5.Беседа Ими гордится Россия
6.Рассматривание:
Ю.М. Непринцев Отдых после боя
А. Дейнека Оборона Севостополя
П. Корин Маршал Г.К. Жуков
7.Экскурсия к ВЕЧНОМУ ОГНЮ
Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской Армии.
8.Представление детьми мини-проектов Города России
Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, Золотым кольцом, побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.1.Москва во время Великой Отечественной Войны
Подвижные игры:- Гуси лебеди;- Горелки;- Заря-заряница; - Краски;- Пятнашки.• Стихи о России, Москве, Родине:- П. Воронько Лучше нет родного края;- В. Лебедев-Кумач Москва;- С. Михалков Кремлёвские звёзды;- Россия
Список используемой литературы:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина.
Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.
Музыкальный руководитель журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.
Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
Познавательное развит
ие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
Россия - Родина Моя
Вид проекта: информационно – познавательный
Продолжительность:долгосрочный проект (ноябрь - май).
Участники проекта: дети подготовительной группы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.
Раздел программы: социально – личностное развитие
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;
Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.
Приобщать к истокам народной культуры.
Формировать навыки культуры речевого общения.
Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Подготовительный этап:- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;- подобрать образцы русских народных промыслов;- разработать сценарий литературно-музыкального праздника Что мы родиной зовём?;- подготовить материал для изобразительной деятельности.Содержание проекта:- провести НОД познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области;- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: Москва – сердце России!, Города герои России, Золотое кольцо России, Флаги мира;
- провести литературно-музыкальный праздник Что мы родиной зовём?.
Актуальность.
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.К. Паустовский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.
Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проект состоит из блоков:
блок - Мой город, моя страна, моя планета.
блок - Русская горница
блок – Климатические зоны России
блок -
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.
Участие в совместных мероприятиях.
Оформление коллекций Москва – сердце России!, Города герои России, Золотое кольцо России, Флаги мира;
Предполагаемый результат:
Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми и сверстниками;
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
Знать историю своей страны, её героев.
Тематический план работы в рамках проекта
Ноябрь:
Познавательная деятельность:
1. Мой город. Экскурсия по улицам города
Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.
2. Игра-путешествие “Город мой родной”.
Цель.Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.
3. Рассматривание карты Пуровский район
4. . “Имя улицы моей”.
Цель.Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”
5 Что я знаю о своем городе,
Цель: Повышение интереса дошкольников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.
6. Рассматривание альбома Тарко -Сале: вчера, сегодня, завтра.
7.Мы живем в России
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
8. Москва – столица моей Родины
Цель :уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. 9.Я гражданин России
Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.
10. Дидактические игры: Узнай наш флаг, Собери Флаг, Узнай по описанию, Собери картинку – Москва
Цель: закрепить знания о символики нашей страны
Непосредственно образовательная деятельность:
Нас много на шаре земном
Кто такой человек
Эти дети живут на Севере
Продуктивная деятельность:
1.Аппликация: Флаг России
2. Конструирование: Кремлевская башня
3. Рисование: Мы дети одной страны
Чтение художественной литературы:
Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”, Где родился – там и сгодился
Цель.Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.
Заучивание: П. Воронько Лучше нет родного края, С. Есенина Береза
Чтение С.Баруздин Страна, где мы живём
Музыка:
Слушание: Пение птиц Этюд Ах, ты , береза русская! рус. нар. мелодия.
Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:
По произведениям С.Я. Маршака
Декабрь:
Познавательная деятельность:
Беседа История Московского Кремля
Цель : познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Работа с глобусом Найди, где мы живём
История флага
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.
История герба
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.
Беседа Дружба на планете
Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.
Беседа Любимые места отдыха
Какие народы живут в России
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.Дидактические игры: Собери орнамент, Одень куклу – ненку.
Цель: закрепить знания о культуре народов своего края
Рассуждение - исследование Семья. Фамилии и имена
Цель: расширить и обогатить знания детей о происхождении фамилии.
Театрализация Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Цель: через произведение воспитывать в детях послушание, уважение к старшим и любовь к близким людям, сострадание
Продуктивная деятельность:
1.Рисование Город мой родной! Красная площадь, стены и башни московского Кремля;- Спасская башня; Российский флаг
Цель: учить изображать символику нашей страны, закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и его кончиком, воспитывать уважение к государственному флагу России.
Чтение художественной литературы:
Рассказы: М. Жестев Всему начало.
Э. Шим Где наша деревня, разучивание А Прокофьев Как на горке, на горе
Конкурс народных пословиц.
Цель: умение отличать пословицу от поговорки, вспомнить знакомые пословицы.
Музыка:
Упражнение Ах, улица, улица, широкая (потопаем – покружимся) рус. нар. мелодия.
Слушание песен о Тарко –Сале , о России
Фотовыставка Наш город сегодня
Январь: Познавательная деятельность :
1.“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).
Беседа Русская горница
Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.
2. Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”
Цель.Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.
3. Дидактические игры: Старинное и настоящее
Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.
4. Ситуативный разговор Русская печь
5. Беседа Что такое святки
Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.
6. Беседа: Русские народные промыслы
Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская, Дымковская игрушки; Жостовские подносы; Палехские шкатулки. 7. Беседа Русский национальный костюм
Цель: Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Непосредственно образовательная деятельность:
Древняя Русь
Цель: Познакомить с особенностями Древней Руси. Воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.
Музыка:
Разучивание К нам гости пришли, песни – колядки.
Продуктивная деятельность:
Лепка из соленого теста предметов быта русского народа
Коллаж Прошлое и настоящее.
Вечер русских народных игр
Февраль:
Непосредственно образовательная деятельность:
Отчизны верные сыны!.
Цель: познакомить детей с героями ВОВ, воспитание уважительного отношения к воинам – защитникам; закрепить знания о том, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с русскими богатырями, героями войны 1812 года. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
Познавательная деятельность:
1. Беседа Профессии нашего города, нашей страны.
2. беседы????
Продуктивная деятельность:
1.Рисование Наша Армия родная
Цель: закреплять умение отражать в рисунке впечатления окружающей жизни, упражнять в умении передавать фигуры людей в движении, особенности одежды в соответствии с принадлежностью к определенным родам войск. Учить продумывать композицию рисунка и последовательность его выполнения, воспитывать уважение и любовь к защитникам Родины.
2.Аппликация Открытка для папы!
Цель: Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Чтение художественной литературы:
Стихи: С. Маршак Рассказ о неизвестном герое. А. Барто Помощница, В. Маяковский Кем быть.
Рассказы: К. Ушинский Четыре желания, В. Осеева Волшебное слово, Б. Житков На льдине.
Итоговое мероприятие:
Музыкально – литературная композиция Наша армия родная!
Март:
Познавательная деятельность :
1.Беседа Климатические зоны России
Цель:познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
2.Беседа Голубые реки России
Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.3. Беседа Красная книга России. Викторина Лесное лото
Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.
4.Беседа на тему “Русская березка”.
Цель.Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.
5.Рассматривание альбома Моя Россия.
6. Беседа: Путешествие по России
Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.
7. Рассказывание Моя любимая сказка (вечер русских народных сказок)
Продуктивная деятельность:
“Русская матрешка” (с элементами рисования).
Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.
Апрель:
Познавательная деятельность:
1.Путешествие по карте
Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: суша, водоем, рельеф, физическая карта.
2.Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.
Цель.Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
3.Путешествие на ковре – самолете Большая и малая Родина;
4.Развлечение:
День Космонавтики 12 апреля
День Земли 22 апреля
Май: Познавательная деятельность:
1.Беседа: Ордена и медали ВОВ
Цель: познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения награда за подвиг Закрепить знания о событиях ВОВ.
2.Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях. Цель.Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.
3.Беседа Тот герой, кто за Родину горой.
Цель:познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.
5.Беседа Ими гордится Россия
6.Рассматривание:
Ю.М. Непринцев Отдых после боя
А. Дейнека Оборона Севостополя
П. Корин Маршал Г.К. Жуков
7.Экскурсия к ВЕЧНОМУ ОГНЮ
Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской Армии.
8.Представление детьми мини-проектов Города России
Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, Золотым кольцом, побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.1.Москва во время Великой Отечественной Войны
Подвижные игры:- Гуси лебеди;- Горелки;- Заря-заряница; - Краски;- Пятнашки.• Стихи о России, Москве, Родине:- П. Воронько Лучше нет родного края;- В. Лебедев-Кумач Москва;- С. Михалков Кремлёвские звёзды;- Россия
Список используемой литературы:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина.
Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.
Музыкальный руководитель журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.
Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
Познавательное развит
ие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.