Публикации
Работа с детьми с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с ОВЗ
Автор: Болтунова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с ОВЗ
Автор: Болтунова Елена Александровна
Развитие связной речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ознакомление с окружающим миром)Жизнь ребенка должна быть богатой на впечатления. Малыша надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У него будет развиваться кругозор, на фоне ярких положительных эмоций ускорится процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными и увлекательными. В области коррекционной педагогики есть много полезных разработок. Специалист может построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушение общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети я особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного с точки зрения общества, развития.Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой. Наряду с нарушением познавательной деятельности, недоразвитие связной речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи, которая, как известно, предшествует монологической речи и подготавливает ее появление. Дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника.Нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ затрудняет формирование у них связной речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи.Для того, чтобы обеспечить успешное речевое развитие дошкольника, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать на занятии условия свободного общения, где педагог и дети выступали бы как равноправные участники разговора.Такие условия обеспечивает предмет «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Продуктивность работы во многом зависит от методической организации этих занятий и их нацеленности на решение следующих задач:расширение круга представлений об изучаемом предмете; повышение речевой мотивации детей дошкольного возраста; одновременное развитие всех сторон связной речи; организация связного высказывания. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме, соприкасаются с предметами и явлениями природы, живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мире вещей, предметов, явлений и событий.Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний при ознакомлении с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса. Данный фактор препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении. У детей с ОВЗ нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одном словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица, словарный запас ограничен.Недостаточность содержательной стороны связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья тормозит их речевое развитие. В этой связи изучение предметов и явлений окружающего мира, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики детей-дошкольников.Вместе с тем, учитывая, что сама по себе наглядная и практическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточна для того, чтобы определенная информация была востребована ими, а тем более усвоена, учитель-дефектолог широко пользуется словом, чтобы направить внимание детей на рассмотрение объектов, на их сравнение, он активизирует высказывания детей, добивается соответствия их речи и деятельности.Выявляя и уточняя знания воспитанников о предмете или явлении, учитель-дефектолог обязательно должен предусмотреть введение новой информации. Дополнительные сведения по изучаемой теме сообщаются небольшими «порциями»: учитель-дефектолог либо рассказывает об одном-трех фактах, либо читает подобранный текст.Речь, обращенная к воспитаннику, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, чтение, объяснение, вопросы), является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.Поэтому на занятиях учитель-дефектолог должен быть немногословен, так как это утомляет детей, мешает развитию речи самих дошкольников, если педагог подменяет речевую деятельность обучающихся собственной.Объясняя причины речевой пассивности, характерной для детей с особыми образовательными потребностями, В.Г. Петрова указывает, что ее следует искать не столько в недоразвитии речи, сколько в недостаточности волевой сферы.Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи. Создание условий для повышения речевой мотивации на занятиях развития речи требует использование ряда методических приемов и видов работ.Из психологической литературы известно, что предлагаемый вниманию детей с особыми образовательными потребностями объект быстро перестает их интересовать, поскольку их ориентировочная деятельность очень кратковременна.Помочь дошколятам сосредоточить внимание на изучаемом предмете в течение более продолжительного времени могут различные действия с этим предметом: конструирование, рисование, бытовой труд и т.д. В процессе предметной деятельности мотивы для осуществления высказывания возникают значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений. Например, по теме «Игрушки», я старалась, чтобы дети не просто составляли предложения со словами, обозначающими их названия, а манипулируя игрушками, высказывались по поводу выполняемых действий. Можно спросить, почему ребенок выбрал ту или иную игрушку, что делает с ней сейчас, как еще можно с ней играть. Поставленные в такую ситуацию, дети говорят охотнее, так как у них возникает желание объяснить цель игровых действий. Если на занятиях рисования и ручного труда целью является предметный результат деятельности, то на занятиях развития речи – логически сложившаяся и правильно сформулированная мысль.Иногда выполнение практического задания требует затраты и времени. Примером может служить работа по теме «Домашние животные». После беседы дети получают задание проследить за поведением кошки и сделать в связи со своими наблюдениями рисунок. Чтобы облегчить ребенку работу, надо раздать фигурки кошки в разных позах. Ребенок выбирает фигурку, прикладывает на листок бумаги и дорисовывает обстановку. Последующая работа на занятии ведется с опорой на детские рисунки. Так педагог просит рассказать кого-либо из воспитанников о внешности кошки, о ее привычках, а остальные должны отгадать о каком рисунке идет речь. У ребенка возникают особые мотивы к высказыванию: его товарищи не знают его рисунка, а найдут ли его среди остальных, зависит от точности, с которой он его опишет. Так решается одно из важнейших положений, выдвинутых еще М.Ф. Гнездиловым: повышается напряженность побуждения к высказыванию и сообщается ему наибольшая устойчивость. Важное значение в условии речевой активности детей имеют также различного рода игры (лото, викторины, сюжетно-ролевые игры). Для их проведения желательно подбирать несложный реквизит: мелкие части одежды, головные уборы, предметы труда и т.д. Все это помогает ребенку войти в роль, создает речевые стимулы.Например, закрепляя словарь по теме «Овощи» и активизируя высказывания, учитель-дефектолог предлагает игру «Поварята». Вызываются 2-3 воспитанника, им надеваются бумажные колпаки, фартуки и предлагают одному приготовить винегрет, другому – суп, третьему – салат. Дети подходят к наборному полотну с изображением посуды и овощей, выбирают из серии картинок нужные и ставят их на полотно, после чего говорят о том, какую надо подготовить посуду и какие овощи отбирать. Именно в процессе игры дошкольники закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением правильно строить предложения, поддерживать беседу и, наконец, усваивают последовательность, в которой надо строить связное описание предмета.Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе ведущего вида деятельности – в игре. Работа строится с учетом следующих задач:научить детей различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также, части тела человека и животных; научить различать некоторые фрукты и овощи, показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки; научить узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц; учить различать части суток, знать, чем они отличаются; знать названия некоторых предметов (например, веник, ножницы, лопата, ведро, молоток, чайник и т.п.); научить пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев; знать свое имя, фамилию, возраст, имена ближайших родственников. На занятиях развития речи недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам детей, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными «призами»: фишками, флажками, жетонами и т.д.Готовя детей к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый словарь. Словарная работа на занятиях развития речи ведется в трех направлениях:Обогащение словаря за счет новых лексических единиц; Уточнение значения уже известных слов; Активизация пассивного словаря детей. Для работы по всем направлениям полезными являются следующие упражнения:Названия предметов и их частей. Например, работая с таблицей «Чего не хватает?» по теме «Посуда», дети называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика и т.д.). Называя предметы и их части, дошкольники производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяя четвертый лишний. Называние действия или состояния предметов. Например, игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух-трех действий, связывающих с представлением о предмете. Называние признаков. Так, в теме «Овощи, фрукты, ягоды» можно уточнить и расширить значение слова «сочный». На занятии детям предлагается выбрать из ряда предметов сочные (морковь, виноград, арбуз, яблоко, огурец). Далее дети распределяют предметы от самого сочного к наименее сочному. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель-дефектолог обращает внимание на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Воспитанники тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например, «Два колеса, руль, рама» (по теме «Транспорт») или «Маленький, коричневый, трудолюбивый» (по теме «Насекомые»). Сравнение двух предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер) и характерных действий. Анализ и синтез: выделение отдельных частей в предмете и узнавание целого по частям. Здесь можно предложить игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов, а дети находят на своих карточках части названного предмета. Классификация предметов по основному признаку, по принадлежности к тому или иному родовому понятию. Так, по теме «Животные» проводится игра «Найди свое место». Четырем воспитанникам раздаются таблички с изображением класса животных (птицы, рыбы, звери, насекомые), остальным – предметные карточки с изображением различных представителей этих классов. Дети с табличками выходят к доске, их одногруппники по команде ищут свое место и окружают ведущего, образуя группу. Далее дети составляют загадку об одном из своих животных. Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки старших дошкольников с ОВЗ к овладению связной речью, поскольку предложение служит тем строительным материалом, из которого создается сложное целое – текст. Предложение можно построить по образцу, можно конструировать, используя предложенные элементы. Наконец, составление предложений может носить творческий характер. Упражнения по образцу заключается в составлении предложений, аналогичных по структуре данному, но на другую тему.Примером может служить игра по теме «Домашние животные». Педагог, раздав картинки с изображением животных, предлагает детям послушать начало сказки, а затем продолжить ее: «Животные пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». «А что вы умеете делать?» - спросил человек…» Дошкольники должны ответить на вопрос, в соответствии со своей картинкой: «Я собака, умею сторожить дом» и т.д. Полное воспроизведение рассказа желательно проводить в условиях, приближенных к игре, что может поддержать интерес и внимание к заданию. Это может быть рассказ по цепочке (игровая задача – не разорвать ее), рассказ на соревнование рядов, рассказ-эстафета. Также можно использовать и другие игры и упражнения, соответственно недельной лексической теме.Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни, знакомство с предметным миром, созданным человеком, ознакомление с явлениями живой и неживой природы.