Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Горяшина Ольга Александровна

Тема: Первопроходцы земли Сибирской
Занятие - диалог
Цель:
Продолжать знакомить детей с первопроходцами земли Иркутской, своими делами и подвигами, открывшими Байкал. Формировать понимание значимости этих открытий.
Воспитывать чувства эмпатии к истории родного края, его жемчужине – Байкалу.
Развивать умение строить диалог со сверстниками с использованием схем составления связного высказывания. Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при развертывании ответа,
Развивать умение детей совместно с родителями добывать знания, используя разные источники информации.
Стимулировать проявление творчества, креативности.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Взаимодействие с родителями:
Познавательно-исследовательская.
Коммуникативная.
Продуктивная.
Чтение художественной литературы.
Дополнительные мероприятия:
Тематические беседы о работе на телевидении, радио и прессы: корреспондентах и операторах.
Знакомство с условными знаками для связного высказывания при интервью, правилами ведения диалога.
Рассказы воспитателя о первопроходцах на Байкале. Чтение Сказ о покорении Сибири Ермаком, Переселение в Сибирь, Из истории В.Галкина. Заучивание стихотворения Русский и бурят
Средства организации образовательной деятельности:
Условные знаки - схемы, микрофон, фотоаппарат, видеокамера. Портреты Ермака Тимофеевича, Курбата Иванова, Пантелея Пянды, Якова Похабова.
Посылка, макет телевизора.
Длинный лист бумаги с изображением земли, воздуха и воды, краски, карандаши, фломастеры.
Взаимодействие с родителями:
Разучивание стихотворения Русский и бурят.
Непосредственное участие родителей в образовательной деятельности
Содержание
Ритуал приветствия Здравствуй!
Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: Здравствуй, ... (называет имя), я рад (рада) тебя видеть!.
Игровая ситуация Посылка
Стук в дверь, принесли посылку
- Ребята, посмотрите, какая к нам пришла большая посылка! Откроем?
Открывают посылку и рассматривают предметы в ней находящиеся.
-Для чего нам эти предметы? Да, сегодня мы будем брать друг у друга интервью. Тему интервью вы знаете и приготовили вопросы и ответы с родителями, только вы не знаете, кто и какие вопросы будет задавать, в этом и сложность нашей игры.
Игра Интервью
Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.
Распределение ролей, напоминание, что роли будут меняться с помощь считалок: корреспондент получает микрофон, фотограф – фотоаппарат, оператор – видеокамеру.
- Итак, все роли распределены, теперь можно приступить к работе. Можно я буду телеведущей?
- Мы сегодня проводим опрос среди детей детского сада Что вы знаете о первых русских на Байкале? Слово нашему корреспонденту (имя и фамилия ребенка).
С помощью схем ребенок начинает интервью. Задает вопросы нескольким детям, которые дополняют друг друга. Фотограф и оператор имитируют соответствующие действия персонажей.
Примерные вопросы и ответы:
Знаете ли вы, чей это портрет?
(Это Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири, был первым русским казаком, который привел свое войско и победил хана Кучума, так стала Сибирь российской землей)
Назовите казака, который после Ермака пошел на освоение Сибири, найдите его портрет.
(Тимофей Пянда. Открыл для нас реку Лену вместе с дружиной в 40 человек. Продвигаясь по Сибири, первопроходцы построили Братский острог, Илимский острог, а вокруг них возникли города Братск, Илимск, Якутск и.т.д.)
Знаете ли вы, какие народы жили на территории Байкала в древности?
(гунны, тюрки, якуты, кыргызы, но коренными жителями считаются эвенки и буряты).
Как русские первопроходцы покорили Байкал?
(Все глубже продвигались казаки в глубь Сибири, строили зимовья, остроги. Им было нелегко ведь кругом непроходимая тайга).
Дети находят портрет Курбата Иванова
(Это мореход и первопроходец. Он со своими казаками первым вышел к Байкалу и побывал на острове Ольхон.)
Что увидели первопроходцы на берегах Байкала?
(Ни одного корабля не увидели русские на Байкале. Редко кто из коренных жителей отваживались свои берестяные и кожаные лодки спускать к берегам священного озера. Казаки построили корабль. С него и началось освоение Байкальских вод)
Функциональное упражнение Лодочка
На Байкале штиль и тишина,
Одна лишь лодочка видна,
Вдруг появляется волна,
Волна прозрачна, зелена.
Качает лодочку она.
Дети делятся на пары, садятся друг против друга и, взявшись за руки, начинают по очереди наклоняться вперед-назад.
Кто из русских основал Иркутск, покажите его портрет?
(Это портрет Якова Похабова. Вместе со служивыми людьми он поставил острог против Иркута-реки. С этого времени берет свое начало Иркутск.)
Как встретились русские с коренными жителями?
(Первопроходцы подружились с бурятами, назвали их брат, братскими)
Знаете ли вы стихи о дружбе русских и бурят?
(Дети читают стихотворение Русский и бурят)
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Пас бурят баранов где-то в стороне, и
К нему подъехал русский на коне.
Санбайну- у! - гортанно прокричал бурят.
Это означало: Здравствуй, русский брат!
Русский улыбнулся и сказал: Привет!
С незнакомым другом разделил обед.
Воспитатель от имени телеведущей:
- Уважаемые друзья, сегодня наши корреспонденты помогли нам узнать историю освоения Байкала. На этом мы прощаемся с Вами. До новых встреч!
- Вот вы и побывали в роли корреспондента, фотографа, оператора. Понравилось вам брать и давать интервью?
- Что нового вы узнали?
- Вы молодцы, но это еще не все! В конверте вот такие веселые значки с надписью Лучшему оператору, корреспонденту, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному и т.п. (вешает таблички на шею каждому ребенку)
Совместная деятельность рисование на длинной полосе бумаги Что увидели первопроходцы
- А я дарю вам вот такой плакат. Нарисуйте вокруг то, что могли увидеть первопроходцы на Байкале.
( дети рисуют и рассказывают о том, что они изобразили, и почему)
Ритуал прощания
Дети становятся в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. Ведущий говорит: Закрыв глаза на вдохе, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук партнёра, попрощайтесь с ним руками. До свидания!
Схема составления интервью:
№ п\п
Условный знак
Значение
Варианты речевых обращений
1.
Волнистые линии
Волнение
Устранять, контролировать свое эмоциональное напряжение во время речи и вне ее.
Во время диалога собеседники не перебивают друг друга, не перекрикивают. Собеседник и корреспондент должны говорить спокойно, не торопясь, выдерживая паузы.
2.
Рукопожатие
Приветствие
- Здравствуйте!
- Добрый день! (утро, вечер)
Другие варианты
3.
Рисунок девочки или мальчика
Знакомство
- Разрешите представиться…
- Я корреспондент… (Имя, отчество, фамилия)
4.
Микрофон
Тема интервью
- Разрешите вам задать вопрос о …
- Мы хотим побеседовать с вами о…
- Расскажите нам, пожалуйста, о …
5.
Лица веселого и грустного человечков
Настроение
- Какие вы испытываете чувства, когда говорите о …
6.
Лестница, ведущая вниз, по которой спускается зайчик
Выход из диалога
- Вы очень интересно рассказали о…
- Мне очень понравилось вести беседу с Вами о …
7.
Благодарность
- Спасибо Вам за интересную беседу…