Публикации «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Шкута Сергей Григорьевич

МБОУ СОШ№29 им.П.С.Кузуба станицы Петровской Славянский районПедагогический проектТема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий» Разработчик: ШКУТА С.Г.Актуальность педагогического проектаКонцепция модернизации российского образования поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры , армии, государственной службы. Педагогической науке предстоит разработать стратегию организации общего и профессионального образования и новые критерии измерения его эффективности. Современная школа и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно.Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму(профессиональным учебным заведениям , производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.Цель проекта – создание условий для формирования информационной компетентности педагога, позволяющей эффективно проводить педагогическую деятельность по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.Задачи: 1.Изучить приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при решении творческих задач.2.Изучить принципы организации коллективной деятельности при решении конструкторских и технологических проблем.3.Изучить способы создания мотивации к творчеству.4.Создать банк творческих проектов, позволяющих решать поставленную цель педагогического проекта.Предполагаемые результаты проектаЕсли я при реализации проекта приобрету теоретические знания и практические умения:- создания мотивации к творчеству;- использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);- способов создания психологического комфорта в коллективной познавательной деятельности учащихся;- создания активных поведенческих стереотипов в будущей взрослой жизни и деятельности,То мои воспитанники получат возможность развиваться в условиях:- учета их психологических и возрастных особенностей;- учета их потребностей и интересов;- взаимопонимания и психологической поддержки педагога в творческой познавательной деятельности, что обеспечит уверенное использование полученных профессиональных навыков в будущей деятельности.Теоретические идеи педагогического проектаОсновоположником метода проектов является американский философ-идеалист Джон Дьюи ( 1859-1952) а также его ученики и последователи американские педагоги Е. Паркхерст и В.Килпатрик. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе в 20-х годах прошлого века.Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. Проектность – определяющая черта современного мышления. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источника информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).Информационные сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки. Социально-значимые- с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом. По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:Краткосрочные (2-6ч),Среднесрочные (12-15ч),Долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.В целом в проектной деятельности школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).Педагогические условия организации проектной деятельности в школе.Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности школьников, при организации проектной деятельности в школе темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить со школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в школе эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Школьники приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.Необходимо- помочь ученикам произвести самооценку проекта;- оценить процесс проектирования;- подготовить проект к презентации.Особое значение проектной деятельности в школе заключается в том, что в ее процессе школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у школьников:исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).Таким образом, участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);- владение коммуникативными навыками, толерантностью;- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.Эффективность использования технологии проектной деятельности в школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт — личность глубоко нравственную, гуманную икреативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.Стратегия реализации проекта Большинство отечественных ученых-педагогов отмечаютв своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельностьворчество, коллективизм. Персональные проекты должны удовлетворять следующим условиям:– наличие конкретного социального адресата проекта (заказчика);– наличие социально или личностно значимой проблемы, задачи;– самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося;надпредметный характер проекта (то есть не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины)..Все сказанное выше позволяет сделать вывод: метод проектов как дидактическое понятие нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле –как педагогическую проектную технологию, включающую я себя многие методы (Е.С. Полат. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.).Современные исследования показывают, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний, при обучении почти любомупредмету, повышая учебную мотивацию, развивая познавательный интерес, творческие способности и т.д. Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологийи использующие их на практике, сходятся во мнении, что проектная технология имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала,планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки,которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.Библиография1.Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.2.Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.3.Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.4.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.5.Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.6.Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.7.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.8.Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.9.Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.10.Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.11.Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.12.Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.13.Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.14.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.15.Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.16.Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.17.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.18.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.19.Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.20.Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56. 99.21. Шарапова, О. Использование прикладных программ в системе интегрированных уроков /О.Шарапова, Т.Афанаскина, К.Антипова //Учитель. – 2006. - №2. – С.60-64