Публикации
Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна
МОУ Калиновская основная общеобразовательная школа
Открытый урок
Частица как служебная часть речи
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Ожгибесова Светлана Владимировна
2016г
Цели урока:
Познавательные:
дать понятие о частице как о служебной части речи;
сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.
Развивающие:
развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых.
Воспитательные:
воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка Частица как часть речи, толковый словарь, портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева, репродукции картин И. Левитана, И.Шишкина, К.Юона.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: интерактивная доска, компьютерная презентация.
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский, метод вынужденного предположения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции;
умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.
Метапредметные:
умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;
умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные:
умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
- Для того, чтобы начать урок, я предлагаю выполнить задание.
Слайд 1. Улыбка -возьмёмкорень, мигнуть –возьмёмсуффикс, встречать –возьмём формообразующий суффикс,радоваться -возьмёмсуффикс возвратностиили постфикс. Получимслово УЛЫБНУТЬСЯ. Все улыбнулись друг другу. И начнём наш урок.
- Слайд 2. А сейчас проведем умственную разминку (упражнение на развитие зрительного вниманияПишущая машинка). Фраза: Служебные части речи.
Это упражнение помогает настроить учеников на урок и подвести их к изучаемой теме. Упражнение проходит в игровой форме:
Каждому ученику присваивается одна из букв алфавита (можно 2-3 буквы). Класс превращается в пишущую машинку. Учитель задаёт фразу, которую хочет напечатать. Первым называет букву тот ученик, которому присвоена первая буква в тексте и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.
- А чтобы узнать, какую часть речи мы будем с вами изучать, я предлагаю следующее задание. Даны слова – подберите к ним антонимы, догадайтесь, о чем будет идти речь на уроке. Слайд 3
Родной – чужой
неряшливый – аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный – активный ЧАСТИЦА
- Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?
- Итак, сегодня мы говорим о частице.
– Вспомним всё, что вы знаете об этой части речи. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорную запись.
Цель: Слайд 4
• познакомиться с … как …
• учиться … и … … в ... и … речи
• знать … частиц.
- Давайте мы с вами познакомимся с частицей, а потом вернемся к нашим целям.
- Я предлагаю разделиться на 2 группы – Инна, Артем и Виктория, Снежана. Составьте кластер по частице. Внесите все, что вы знаете. Затем один ученик из группы защитит свой кластер.
- Как вы полагаете, все ли вам известно о частице? Какие возникли вопросы при составлении схемы?
- Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определенные пометки (INSERT): Слайд 5
\/ - это я знал;
+ - новая информация;
? – возник вопрос.
- Дополните кластер новой информацией, расскажите об изменениях в схеме.
(Группы сообщают о внесенных дополнениях, избегая повторов.)
Текст для чтения “Частица”.
\/ – это я знал;
+ – новая информация;? – возник вопрос.
В предложениях:Сегодня к нам приедут артисты?иРазве сегодня к намприедут артисты?спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении словосегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ыразве.
Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехалибысегодня артисты.Пустьмальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нассамыйотважный?
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.
- Кластеры повесить на доску.
- Слайд 6. А сейчас немного отдохнем. Зрительная физкультминутка.
- Как вы думаете, можем мы теперь вернутся к нашим целям и сформулировать их.
Возвращаемся к целям: Слайд 7
• познакомиться с … как …
• учиться … и … … в ... и … речи
• знать … частиц.
Цель:
• познакомиться с частицей как служебной частью речи;
• учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;
• знать разряды частиц.
- А теперь подумайте, чем вам показалась интересной частица. Составьте синквейн (состоит из пяти строк) “Частица”. Слайд 8
1. Частица
2. Служебная, формообразующая, модальная;
3. Образует, выражает, служит;
4. Частица нам всегда пригодится!
5. Знания!
- Домашнее задание на слайде. Слайд 9
- Рефлексия:
Давайте заполним небольшие анкеты
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал урока мне был понятен/ не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким/ трудным
- Слайд 10. Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.
Придумай текст с частицами когда-то, как-то, где-то, какой-то, столько-то, что-то, почему-то, то-то, лучше если будут использоваться все частицы
Используя частицы БЫ, ЛИ, НЕ, трижды измените предложение Я ЧИТАЛ ЭТУ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ: выразите отрицание, вопрос, и желание прочитать эту книгу.
Открытый урок
Частица как служебная часть речи
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Ожгибесова Светлана Владимировна
2016г
Цели урока:
Познавательные:
дать понятие о частице как о служебной части речи;
сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.
Развивающие:
развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых.
Воспитательные:
воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка Частица как часть речи, толковый словарь, портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева, репродукции картин И. Левитана, И.Шишкина, К.Юона.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: интерактивная доска, компьютерная презентация.
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский, метод вынужденного предположения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции;
умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.
Метапредметные:
умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;
умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные:
умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
- Для того, чтобы начать урок, я предлагаю выполнить задание.
Слайд 1. Улыбка -возьмёмкорень, мигнуть –возьмёмсуффикс, встречать –возьмём формообразующий суффикс,радоваться -возьмёмсуффикс возвратностиили постфикс. Получимслово УЛЫБНУТЬСЯ. Все улыбнулись друг другу. И начнём наш урок.
- Слайд 2. А сейчас проведем умственную разминку (упражнение на развитие зрительного вниманияПишущая машинка). Фраза: Служебные части речи.
Это упражнение помогает настроить учеников на урок и подвести их к изучаемой теме. Упражнение проходит в игровой форме:
Каждому ученику присваивается одна из букв алфавита (можно 2-3 буквы). Класс превращается в пишущую машинку. Учитель задаёт фразу, которую хочет напечатать. Первым называет букву тот ученик, которому присвоена первая буква в тексте и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.
- А чтобы узнать, какую часть речи мы будем с вами изучать, я предлагаю следующее задание. Даны слова – подберите к ним антонимы, догадайтесь, о чем будет идти речь на уроке. Слайд 3
Родной – чужой
неряшливый – аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный – активный ЧАСТИЦА
- Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?
- Итак, сегодня мы говорим о частице.
– Вспомним всё, что вы знаете об этой части речи. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорную запись.
Цель: Слайд 4
• познакомиться с … как …
• учиться … и … … в ... и … речи
• знать … частиц.
- Давайте мы с вами познакомимся с частицей, а потом вернемся к нашим целям.
- Я предлагаю разделиться на 2 группы – Инна, Артем и Виктория, Снежана. Составьте кластер по частице. Внесите все, что вы знаете. Затем один ученик из группы защитит свой кластер.
- Как вы полагаете, все ли вам известно о частице? Какие возникли вопросы при составлении схемы?
- Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определенные пометки (INSERT): Слайд 5
\/ - это я знал;
+ - новая информация;
? – возник вопрос.
- Дополните кластер новой информацией, расскажите об изменениях в схеме.
(Группы сообщают о внесенных дополнениях, избегая повторов.)
Текст для чтения “Частица”.
\/ – это я знал;
+ – новая информация;? – возник вопрос.
В предложениях:Сегодня к нам приедут артисты?иРазве сегодня к намприедут артисты?спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении словосегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ыразве.
Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехалибысегодня артисты.Пустьмальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нассамыйотважный?
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.
- Кластеры повесить на доску.
- Слайд 6. А сейчас немного отдохнем. Зрительная физкультминутка.
- Как вы думаете, можем мы теперь вернутся к нашим целям и сформулировать их.
Возвращаемся к целям: Слайд 7
• познакомиться с … как …
• учиться … и … … в ... и … речи
• знать … частиц.
Цель:
• познакомиться с частицей как служебной частью речи;
• учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;
• знать разряды частиц.
- А теперь подумайте, чем вам показалась интересной частица. Составьте синквейн (состоит из пяти строк) “Частица”. Слайд 8
1. Частица
2. Служебная, формообразующая, модальная;
3. Образует, выражает, служит;
4. Частица нам всегда пригодится!
5. Знания!
- Домашнее задание на слайде. Слайд 9
- Рефлексия:
Давайте заполним небольшие анкеты
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал урока мне был понятен/ не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким/ трудным
- Слайд 10. Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.
Придумай текст с частицами когда-то, как-то, где-то, какой-то, столько-то, что-то, почему-то, то-то, лучше если будут использоваться все частицы
Используя частицы БЫ, ЛИ, НЕ, трижды измените предложение Я ЧИТАЛ ЭТУ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ: выразите отрицание, вопрос, и желание прочитать эту книгу.