Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Чусовитина Оксана Николаевна

Аналитическая справка о работе по гражданско-патриотическому воспитанию в МБОУ СОШ № 177 в 2016-2017 учебном году. Гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В МБОУ СОШ № 177 военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности. Главной целью военно-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены основные задачи:- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;- уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;- повышение престижа государственной и военный службы;- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;- создание механизма, обеспечивающего функционирование системы гражданско-патриотического воспитания;- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и страну, воспитание достойных тружеников и защитников Родины. Основные направления гражданско-патриотического воспитания:- духовно-нравственное;- историческое;- политико-правовое;физкультурно-оздоровительная деятельность;-   историко-патриотическая деятельность;-   национально -  патриотическая деятельность;-   военно-спортивная деятельность. Все направления взаимосвязаны между собой. Воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока:
  • воспитание в процессии обучения;
  • воспитание во внеурочной деятельности;
  • воспитание во взаимодействии с родителями. .
  • В МБОУ СОШ № 177 создана система гражданско-патриотического воспитания. В учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гуманизма, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей: обществознание, география, история, литература, внеурочная деятельность воспитывают любовь к родной земле, её славной истории. Особое место в военно-патриотическом воспитании занимает внеурочная деятельность учащихся («Я-реконструктор» интеллектуальный клуб «Эрудит» , «Мой край родной», газета «умное перышко», «Моя семья», «Мир профессий») За прошедший учебный год проведена определенная работа. Широко распространенной формой военно-патриотического воспитания учащихся в МБОУ СОШ № 177 на протяжении многих лет являлись уроки мужества, уроки патриотизма, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – интернационалистами. Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа, на войне и в тылу, наших односельчан, тесную связь героического прошлого с современностью. Среди учащихся 1-11 классов нашей школе ежегодно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны или локальных войн, воинами-интернационалистами. В этом году на линейку памяти воина-интернационалиста были приглашены воины из РСВА. Традиционными в нашей школе стали в рамках месячника военно-патриотического воспитания «Смотр строя и песни», военно-патриотическая игра «Победа», областной конкурс «А, ну-ка парни!». В январе проведены мероприятия , посвященные 74 годовщине Сталинградской битвы: конкурс рисунков «Негасимый огонь памяти», конкурс чтецов «Я говорю с тобой из Сталинграда», уроки мужества, классные часы «За Волгой для нас земли нет!»). В феврале проведен день молодого избирателя с учащимися 10-11 классов Учащиеся 10-11 класса также приняли участие в районном этапе городского конкурса по избирательному праву и процессу. Прошла традиционная декада пожилых людей, в которой наши учащиеся также принимали активное участие (конкурс рисунков «Портрет моей бабушки», акция «Журавлик», спортивный кросс «60-это не возраст», праздничный концерт для ветеранов педагогического труда, а также бабушек и дедушек учащихся.) В сентябре руководитель музея Белова И.А. провела традиционную (девятую) линейку памяти воина-интернационалиста Якова Кайдалина. В феврале были проведены спортивные состязания для начальной школы «Зарничка» и для 5-7 классов «Зарница». В мае прошел парад Победы для 1-6 классов, интеллектуальная игра о ВОВ для 7-8 классов, учащиеся 9-11 классов приняли участие в велопробеге ко дню Победы, акции «Свеча памяти» и митинге в ПКиО «Березовая роща». Состоялся и праздничный концерт к 9 мая с приглашением ветеранов педагогического труда, а также ветеранов воин. Участие в районном проекте «Мы-наследники Победы». В течение года обновляются стенды, посвященные праздникам и знаменательным датам, посвященным событиям Великой Отечественной войны.На данный момент в нашей школе стали традиционными следующие мероприятия и праздники:
  • День Народного Единства.
  • День Конституции.
  • Акция «Не забудем ветеранов».
  • Акция «Милосердие».
  • Библиотечные выставки книг, посвященные событиям Великой Отечественной войны, значимым событиям истории.
  • Уроки мужества «Солдатами не рождаются».
  • Просмотр фильмов, посвященных великой Отечественной войне.
  • Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».
  • Мероприятия, приуроченные дню Памяти жертвам фашизма.
  • Ко дню защитника Отечества традиционно проходит месячник гражданско- и военно-патриотического воспитания. (планы прилагаются)
  • Таким образом, через систему всех данных мероприятий школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны. Итак, одним из важнейших направлений деятельности МБОУ СОШ № 177 должно оставаться гражданско – патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего обществаОтрадно, что в последнее время стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодняшняя задача современного образования – преодолеть затянувшийся кризис, духовно-ценностный вакуум и стать патриотически - ориентированным. Выводы и предложения:
  • Считать работу по гражданско-патриотическому воспитанию удовлетворительной.
  • Продолжить работу по гражданско –патриотическому воспитанию личности учащихся.
  • Патриотическое воспитание обучающихся в школе  связано с осуществлением общей программы патриотического воспитания: групповая и  индивидуальная работа с детьми строится  на основе учета качественных особенностей дифференциации функционирования уровней их патриотического сознания и воспитания их готовности к сознательному служению Отечеству.
  • Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что в ОУ вопросы организации патриотического воспитания принимают системный характер, становятся  нормой в повседневной деятельности школы.
  • Зам.директора по ВР О.Н.Чусовитина