Публикации «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Сурин Дмитрий Владимирович

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №28»Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:на заседании МО замиректора по УВ Директор МОУ СОШ № 28культурологического ________ Зобова А.В. _________Ермилова Н.А. цикла Руководитель МО «31» августа 2016 г. приказ № 65/2__________Лошкарёва Н.П. от «01» сентября 2016 г.От «30» августа 2016 г Рабочая программаучебного курса « Физическая культура»на 2016-2017 учебный годКласс: 7в, базовый уровеньКоличество часов: 102,в неделю 3 Планирование составлено на основе: - учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях.А.Зданевич.-М:просвещение,2011г)Рабочую программу составил: Сурин Д.В.Пояснительная запискаИзучение предмета «Физическая культура» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.Рабочая учебная программа по физической культуре для 7 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Физическая культура» (автор:Лях В. И., Зданевич А.А., М.: Просвещение, 2012 г.).Рабочая учебная программа по физической культуре содержит следующие разделы:- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения физической культуре в 7 классе, раскрываются особенности содержания физического образования, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;- содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 7 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;- учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;- планируемые результаты освоения учебного предмета;- список источников.Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения МОУ «СОШ № 28» городского округа Саранск;- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.Цель и задачи учебного предмета «Физическая культура»Цель: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Задачи: 1) в направлении личностного развития:- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости;- формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;2) в метапредметном направлении:- формирование представлений о физической культуре как части общечеловеческой культуры, о значимости физической культуры в развитии цивилизации и современного общества;- развитие представлений о физической культуре как форме описания и методе познания действительности;3) в предметном направлении:- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособностей и развитие физических способностей;- выработка установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявление предрасположенности к тем или иным видам спорта.Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры, основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.Содержанием рабочей учебной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:- спортивные игры: баскетбол, волейбол;- гимнастика с элементами акробатики;- легкоатлетические упражнения;- лыжная подготовка.Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая учебная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В 7 классе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом, уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств обучающихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).Программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся 7 классов.К таким факторам относятся:• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;• формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;• особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.В процессе занятий по учебного предмета «Физическая культура» будет реализовано:- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных занятиях;- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушений здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал предполагается отбирать с учетом следующих положений:• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды физической деятельности, имеющие практическую направленность;• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения;• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.Каждый компонент рабочей учебной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, будет предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.Описание места учебного предмета в учебном планеПредмет «Физическая культура» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по физической культуре для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОУ «СОШ № 28». Предмет «Физическая культура» изучается в 7 классе в объеме 102 часов, из расчета 3часа в неделю.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предметаИзучение физической культуре в 7 классе обеспечивает достижение следующих образовательных результатов:в личностном направлении:1) владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры, об основах организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составления содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.2) способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;3) способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;4) владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.5)умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;6) умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.7) владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;8) владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.9) владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;10) владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;11) умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.в метапредметном направлении:1) умение видеть задание по физической культуре в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем физической культуры, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;3) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;4) умение преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;5) умение обнаруживать ошибки в ходе выполнения учебных заданий и осуществлять отбор способов их исправления;6) умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, исходя из принципов взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;7) умение обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;8) понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;9) понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;10) умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и организовывать отдых в процессе её выполнения;11) умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, осуществлять поиск возможностей и способов их улучшения;в предметном направлении:1) овладение базовыми знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, по их положительному влиянию на укрепление мира и дружбы между народами, по основным направлениям развития физической культуры в обществе, по здоровому образу жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактике вредных привычек; 2) способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;3) освоение умения оказывать помощь занимающимся при выполнении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;4) способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.5) способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;6) способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.7) способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;8) способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.9) способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки.Содержание учебного предмета «Физическая культура»Раздел 1. Естественные основыФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия(готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика);Регулятивные УУД(самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров,  планировать пути достижения целей;устанавливать целевые приоритеты);Коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор);Познавательные УУД (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета);Содержание раздела:Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.Раздел 2. Социально-психологические основыФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (ориентация в системе моральных норм и ценностей, уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.);Регулятивные УУД (принимать решения в проблемной ситуации, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение);Коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничестве, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь);Познавательные УУД (осуществлять выбор наиболее эффективных способов в выполнении поставленной задаче);Содержание раздела:Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой.Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.Раздел 3.Культурно-исторические основыФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (знание государственной символики (герб, флаг, гимн); знание государственных праздников; освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народе;);Регулятивные УУД(самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров);Коммуникативные УУД (аргументировать свою точку зрения,задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества);Познавательные УУД(осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета,давать определение понятиям);Содержание раздела:Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям. Основные направленияразвития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное иприкладное ориентированное), их цели и формы организации.Раздел 4.Приемы закаливанияФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия(уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира);Регулятивные УУД (осуществлять контроль по результату и по способу действия;  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение);Коммуникативные УУД (организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий);Познавательные УУД (осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям);Содержание раздела: Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Пользование баней.Раздел 5.Легкая атлетикаФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика)Регулятивные УУД(планировать пути достижения целей;  устанавливать целевые приоритеты;уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;приниматьрешенияв проблемной ситуацииКоммуникативные УУД(учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)Познавательные УУД(осуществлять выбор наиболее эффективных способов в выполнении поставленной задачи, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию двигательных действий)Содержание раздела:бег с максимальной скоростью с низкого страта (60 м), бег 30 м, прыжки в длину, стартовый разгон, бег 1500 м, прыжки в высоту с разбега, прыжки через скакалку за 1 мин, бег 1000 м (президентский тест), метание мяча 150 г с разбега, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, подтягивания, поднимание туловища за 30 с, челночный бег. Упражнения общей физической подготовки.Раздел 6.Баскетбол, волейболФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика)Регулятивные УУД(планировать пути достижения целей; устанавливатьцелевые приоритеты; адекватно самостоятельно оцениватьправильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении; принимать решения в проблемной ситуации)Коммуникативные УУД(работать в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;)Познавательные УУД (осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнениеериацию и классификацию двигательных действий;)Содержание раздела:передача мяча сверху, ведение мяча, прием мяча снизу, передача одной рукой от плеча, передача сверху двумя руками через сетку в парах, бросок по кольцу после ловли, нижней прямой подачи, бросок по кольцу после ведения, ведение мяча с изменением направления, передача мяча в движении, учебные игры.Раздел 7.ГимнастикаФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика)Регулятивные УУД(планировать пути достижения целей; устанавливатьцелевые приоритеты;уметь самостоятельноконтролировать своёвремя и управлять им;принимать решения в проблемной ситуацииКоммуникативные УУД(учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)Познавательные УУД(осуществлять выбор наиболее эффективных способов в выполнении поставленной задачи, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию двигательных действий.)Содержание раздела:кувырок вперед в стойку на лопатках, мост из положения стоя, стойка на голове согнувшись (м), кувырок назад в полушпагат (д), соединение из 3-4 элементов, лазанье по канату, опорный прыжок согнув ноги через козла в длину (110 см), ноги врозь через козла (105 см), переворот толчком двух ног в упор, переворот махом одной и толчком другой, соскок махом назад с поворотом, подтягивание на перекладине.Раздел 8.Лыжная подготовкаФормируемые УУД:Личностные универсальные учебные действия (готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика)Регулятивные УУД (планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации)Коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь)Познавательные УУД (осуществлять выбор наиболее эффективных способов в выполнении поставленной задачи, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию двигательных действий;)Содержание раздела:попеременный двухшажный ход, одношажный ход, одновременный двухшажный ход, подъем елочкой, прохождение дистанции 1 км, подъем в гору скользящим шагом, торможение плугом, поворот плугом, спуск с поворотами. Упражнения общей физической подготовки.Тематическое планированиеРаспределение учебного времени прохождения программногоматериала по физической культуре Календарно-тематическое планирование по физической культуре Учебно-методическое обеспечение образовательного процессапо предмету «Физическая культура»1.Балашова В. Ф. Оценка теоретической подготовленности / Балашова В. Ф., Чесноков Н. Н.// Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-6.2.Комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общед. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.3. Митин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры – Астрель. АСТ, 2009.4. Митин Б.И. Материалы для проведения экзамена по предмету физическая культура 9 кл. – М.: Просвещение 2007.5. Настольная книга учителя физической культуры: Подготовка школьников кОлимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным).Методическое пособие. Сост.- П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- 2 изд. Испр. и доп.- М.: Глобус, 20096.Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. Москва 2006.7.Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа1-11 классы / Авт. сост.: Т.В.Дараева и др.; под общед.: М.Ю.Ушаковой.– М. Издательство «Глобус», 2010.8.Прокопчук Ю. А. Тесты-задания по баскетболу / Прокопчук Ю. А.// Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 11-12. 9. Родиченко В. С.«Твой олимпийский учебник» Учебное пособие. – М.: «Физкультура и спорт»2009, 2011.10.Учебник «Физическая культура: основы знаний», В.П.Лукьяненко. – М.: «Советский спорт».11.Физическая культура. Планирование и организация занятий. В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий Москва 2008.12. Физическая культура. Основы знаний. В.П.Лукьяненко 2008.13.Физическая культура (базовый уровень)./ Сост. В.И. Лях, А.А. Задневич. М.: Просвещение, 2007.Интернет-ресурсы:1. [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];2. [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];3. [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];4. [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];5. [Электронная библиотека «Библиофонд»];6. [Сайт «Экзамен.ru»];7. [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];8. [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];9. [Сайт «Педагогическая академия»];10. [Методический портал учителя «Методсовет»];11. [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];12. [ Сайт Московского института открытого образования];13. [Учительский портал];14. [Всероссийский педагогический портал «МетодкабинетФ»];15. [Сайт Центра дистанционного творчества];16. [Портал «Энциклопедия знаний»];17. [Всероссийский интернет-педсовет];18. [Сайт издательства «Дрофа»];19. [Сайт Федерального института педагогических измерений];20. [Современный учительский портал];21. [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];22. [Сайт кампании «Интел»];23. [Портал «Школьная пресса»];24. [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];25. [Сайт журнала «Молодой ученый»];26. [Портал «Школьная пресса»];27. [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];28. [Сайт журнала «Молодой ученый»];Материально-техническое обеспечениеПримечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (20-25 учащихся).Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений:Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);Ккомплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.Планируемые результаты освоение учебного предмета «Физическая культура» Знания о физической культуреОбучающийся 7 класса научится:• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.Обучающийся получит возможность научиться:• характеризовать цель возрождения Олимпийских игри роль Пьера де Кубертена в становлении современногоОлимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов,принёсших славу российскому спорту;• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.Способы двигательной (физкультурной) деятельностиОбучающийся научится:• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.Обучающийся получит возможность научиться:• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельныхзанятий физическими упражнениями разной функциональнойнаправленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулоки туристских походов, обеспечивать их оздоровительнуюнаправленность;• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.Физическое совершенствованиеОбучающийся научится:• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.Обучающийся получит возможность научиться:• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжкови бега;• осуществлять судейство по одному из осваиваемыхвидов спорта;• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.Список источников
  • 1.Ф
  • 2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
  • 3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года.
  • 4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
  • 5.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271.
  • 6.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р.
  • 7.Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
  • 8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • 9.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • 10.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
  • 11.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.12.Абрамов Э. Н. Об альтернативных контрольно-оценочных системах / Абрамов Э. Н. //Физическая культура в школе. - 2010. - № 5. - С. 7-9. 13Абрамов Э. Н. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося по физической культуре / Абрамов Э. Н.// Физическая культура в школе. - 2010. - № 6. - С. 2-6. 14.Бакланов Н. И. Критерии оценки на уроках волейбола : V-XI классы / Бакланов Н. И.// Физическая культура в школе. - 2011. - № 8. - С. 10-13. 15.Балашова В. Ф. Оценка теоретической подготовленности / Балашова В. Ф., Чесноков Н. Н.// Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-6. 16.Прокопчук Ю. А. Тесты-задания по баскетболу / Прокопчук Ю. А.// Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 11-12. 17.Сидорова И. В. Новая система оценки плавательной подготовленности / Сидорова И. В., Смирнова С. В., Самойлова Л. И. / /Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 15-19. 18.Теплова Т. Умница! : какой оценки заслуживает ребенок / Теплова Т.// Спорт в школе. - 2013. - № 4. - С. 44-45. 19.Шевцов В. В. Тестирование как средство оценки физической подготовленности и военно-профессионального отбора / Шевцов В. В. //Физическая культура в школе. - 2011. - № 8. - С. 40-45. Интернет-ресурсы:1. [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];2. [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];3. [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];4. [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];5. [Электронная библиотека «Библиофонд»];6. [Сайт «Экзамен.ru»];7. [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];8. [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];9. [Сайт «Педагогическая академия»];10. [Методический портал учителя «Методсовет»];11. [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];12. [ Сайт Московского института открытого образования];13. [Учительский портал];14. [Всероссийский педагогический портал «МетодкабинетФ»];15. [Сайт Центра дистанционного творчества];16. [Портал «Энциклопедия знаний»];17. [Всероссийский интернет-педсовет];18. [Сайт издательства «Дрофа»];19. [Сайт Федерального института педагогических измерений];20. [Современный учительский портал];21. [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];22. [Сайт кампании «Интел»];23. [Портал «Школьная пресса»];24. [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];25. [Сайт журнала «Молодой ученый»];26. [Портал «Школьная пресса»];27. [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];28. [Сайт журнала «Молодой ученый»];